Методы исследования в современной педагогике. Связь педагогики с другими науками и использование их идей о развитии человека.
Система методов педагогического исследования:
1. Методы изучения коллективных явлений:
- анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами (открытые, закрытые, именные, анонимные, полные, урезанные, полярная анкета с балльной оценкой).
2. Статистический метод:
- регистрация (выявление определенного качества у данного класса (количество успевающих и неуспевающих));
- ранжирование (расписание собранных данных в определенной последовательности);
- шкалирование (присвоение баллов исследуемым характеристикам).
3. Метод педагогического наблюдения.
4. Исследовательская беседа.
5. Изучение школьной документации и продуктивной деятельности учащихся.
6. Педагогический эксперимент (констатирующий, созидательно-преобразающий, контрольный).
7. Изучение и обобщение передового педагогического опыта.
8. Теоретический анализ педагогических идей.
9. Педагогическое моделирование.
10.Метод компетентных оценок и независимых характеристик.
Проблема целей воспитания в педагогике. Всестороннее развитие личности как цель (идеал) воспитания и его составные части. Реализация целевых установок воспитания в практической работе школы и учителя.
Важной проблемой педагогики является научная разработка и обоснование целей воспитания. Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целями воспитания следует понимать те заранее определяемые результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Цели воспитания оказывают большое влияние на разработку педагогической теории. Они сказываются прежде всего на характере воспитания. Оно, например, может быть авторитарным и гуманистическим, вербально-морализующим и носить характер организации разнообразной практической деятельности воспитуемых. В зависимости от целей воспитания разрабатываются его содержание, система учебных предметов, изучаемых в школе, их социальная направленность.
Цель современного воспитания – формирование свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и высокой социальной самоценности. Поэтому оно базируется на уважении и доброжелательном отношении к детям, проникнуто гуманностью, глубокой верой в их интеллектуальное и морально-эстетическое развитие.
Современное общество характеризуется интенсивным развитием машинной индустрии, появлением более высоких технологий, и следовательно, предъявляет высокие требования к подготовке и развитию всех участников общественного производства. Все это привело к тому, что формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная общественная потребность, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания.
В качестве составных частей всестороннего развития личности выступают:
- умственное воспитание;
- техническое образование;
- физическое воспитание;
- нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание.
Но всестороннее развитие должно носить гармонический характер. Это значит, что полноценное воспитание должно основываться на одновременном и взаимосвязанном развитии всех указанных сторон личности. Если же та или иная сторона, например физическое или нравственное развитие, осуществляется с определенными издержками, это неизбежно будет негативно сказываться на формировании личности в целом.
Существенным требованием к всестороннему и гармоничному развитию личности является гражданско-патриотическое и национальное воспитание. Оно включает в себя уважение к государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств, национальных обычаев и культуры народа, стремление к демократии как форме участия всех граждан в решении государственных дел, доброжелательное отношение к другим народам и странам.
Современный человек должен вырабатывать у себя принципы высоконравственного поведения, гуманности, высокой культуры межличностных отношений и общения, проявлять милосердие к другим людям и заботу об их благополучии, поддерживать общественный порядок и дисциплину, преодолевать эгоистические наклонности, быть требовательным к себе, уважать старших по возрасту, чутко относится к детям, стремиться к поддержанию здорового психологического микроклимата в семье.
13. Личность как предмет воспитания. Педагогическая характеристика понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, развитие и формирование личности. Критерии определения уровня личностного развития человека.
В общем развитии человека наблюдаются две взаимосвязанные линии – биологическая и социальная. Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Процесс биологического созревания и изменения человека происходит и в его дальнейшем соматическом и физиологическом развитии, в специфических возрастных этапах этого развития – детства, отрочества, юности, возмужания и старости.
Однако процесс биологического развития человека теснейшим образом связан с прижизненным приобретением множества социальных свойств и качеств, которые позволяют ему познавать окружающий мир и принимать участие в его преобразовании и совершенствовании. Понятие человек синтезирует в себе как биологические, так и развивающиеся у него прижизненно социальные свойства и качества. С этой точки зрения человек рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо исторической деятельности и познания.
Понятие личность включает в себя только социальные свойства и качества человека. В этом смысле данное понятие характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно.
Для характеристики человека и личности важное значение имеет понятие индивидуальности. Индивидуальность как понятие обозначает то особенное и выдающееся, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает каждому человеку своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль его деятельности и поведения.
В процессе жизнедеятельности человека и личности происходит их развитие. Под развитием личности следует понимать процесс взаимосвязанных количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественных взглядов и убеждений.
Формирование личности выступает как результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых социальных свойств и качеств.
Поскольку личностные свойства и качества формируются прижизненно, то у одного человека они могут быть более развитыми, у другого – менее развитыми.
В качестве критериев личностного развития человека выступают:
- разумность его поведения, ответственность, умение пользоваться свободой, социальная активность, должная требовательность к себе;
- положительная направленность и прочность его общественных и нравственных взглядов и убеждений;
- глубина отражения в его деятельности тенденций общественного прогресса, яркость и специфичность его социальных черт и качеств, придающих его действиям и поступкам своеобразно-творческий характер и определяющих его индивидуальность, чувство собственного достоинства;
- психическая зрелость и юридическая способность отвечать за совершаемые действия и поступки (не является личностью психически нездоровый человек, который не может нести ответственности за свое поведение).