Влияние политики и идеологии общества на развитие педагогической теории и практики. Официальная педагогика. Формирование народной педагогики.
На развитие воспитания и педагогики прежде всего оказывают влияние объективные факторы – потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни. Но не менее существенны и субъективные факторы – политика и идеология общества. В каждую эпоху этот фактор влияет и на теорию и на практику воспитания.
Дело в том, что воспитание выступает в качестве действенного средства формирования человека и выработки у него таких необходимых каждому обществу и государству личностных качеств, как законопослушание, соблюдение социально-экономических порядков и существующих требований морали. Именно поэтому идеология и политика правящих прослоек общества всегда влияли и влияют как на организацию воспитания, так и на разработку педагогической теории.
Политика и идеология общества влияют на разработку таких педагогических проблем, как:
- цели воспитания;
- его содержание;
- определение методов воспитательной работы и т.д.
Поскольку в каждую историческую эпоху разрабатывались свои взгляды и подходы к воспитанию, можно говорить о педагогике рабовладельческого, феодального и современного общества.
По уровню теоретического освещения вопросов воспитания различают научную и народную педагогику.
Научная педагогика обычно связывается с углубленным иммледованием теоретических и методических проблем воспитания, с раскрытием и обоснованием его сущности и закономерностей.
Народная педагогикасуществует в форме пословиц, поговорок, сказок, преданий, а также национальных воспитательных обычаев и традиций. Она выступает как совокупность житейских представлений и практического опыта воспитания и формирования личности в детском возрасте.
Необходимость анализа и систематизации народных представлений о воспитании, его национальных обычаев и традиций привела к разработке специальной научной дисциплины – этнопедагогика, которая в последнее время получает все более широкое развитие.
4. Вклад в развитие педагогики российских ученых и деятелей педагогического образования 17-18в.в. (М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой, Ф.И.Янкович, Н.И.Новиков).
Михаил Васильевич Ломоносов(1711-1765). Ведя борьбу с религиозным мировоззрением, М.В. Ломоносов явился создателем русской классической философии.
Для гимназии и университета Ломоносов написал ряд учебников. В 1748г. им была написана «Риторика», в 1755г. – «Российская грамматика», которые в течение 50 лет являлись лучшими учебными руководствами русской общеобразовательной школы.
В воспитании он исходил из принципов гуманизма и народности и высоко ценил общечеловеческую нравственность. В нравственности особо выделял такие качества, как патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выступал против таких пороков как леность, лицемерие, упрямство, самохвальство.
Иван Иванович Бецкой(1704-1795). В 1762г. он был привлечен Екатериной 2 к созданию системы воспитательно-образовательных учреждений. Спустя 2 года И.И. Бецкой представил на рассмотрение императрицы документ «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в котором изложил свою концепцию воспитания молодого поколения. Суть ее заключалась в следующем. России нужны просвещенные, законопослушные, преданные монарху поданные. Воспитание должно осуществляться не в семье, а в закрытых учебных заведениях, созданных по сословному принципу.
Особое внимание И.И. Бецкой уделял женскому воспитанию. Он способствовал открытию первого женского образовательно-воспитательного учреждения – Смольного института благородных девиц. В институт принимались дочери дворян в возрасте 6 лет, которые воспитывались там до 18 лет. Главными предметами обучения были: французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность; изучались танцы, музыка, рукоделие, различные виды домоводства.
И.И. Бецкой отрицательно относился к физическим наказаниям, говорил, что дети под влиянием наказаний становятся мстительными, притворными, нечувствительными, приучаются ко лжи и ожесточаются.
Федор Иванович Янкович (1741-1814).В 1782г. Янкович создал в Петербурге Главное народное училище, ставшее учебным заведением типа учительской семинарии, в которой готовились учителя для будущих народных училищ.
Было написано серьезное дидактическое пособие «Руководство учителям народных училищ», в котором были собраны указания, касающиеся всех сторон школьной работы. В качестве организационной формы учебной работы Янкович вводил классно-урочную, вместо индивидуальной системы обучения. В пособии говорилось, что учитель должен обращаться не столько в памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.
Николай Иванович Новиков(1744-1718). Возглавил в Петербурге общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ и создание школ для детей непривилегированного населения.
Целью воспитания Н.И. Новиков считал формирование активной добродетельной личности и призывал людей к нравственному самосовершенствованию, считая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными. Полагал, что задачу воспитания юношества должно взять на себя общество. Считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях, воспитывать любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину.
5. Роль классиков российской педагогики 19в. (К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев) и представителей педагогики советского периода (П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский) в общении теории и практики воспитания.
Константин Дмитриевич Ушинский(1824-1870). Основатель научной педагогики в России, опирающийся на идею народности. В русской школе принцип народности, по его мнению, должен быть реализован через идею патриотизма русского народа и приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место в трактовке принципа народности Ушинский отводит идее труда, как ведущего фактора развития личности.
К.Д. Ушинский поддерживал общемировую традицию классно-урочной системы обучения. Он полагал правильным соблюдать определенную регламентацию такой системы: стабильный состав учащихся в классе; твердый порядок проведения занятий по времени и расписанию; занятия преподавателя со всем классом и с отдельными учащимися. Непременным условием в классно-урочной работе он считал домашнюю учебную деятельность учеников как одну из главных форм самостоятельной работы.
В основе предложенной Ушинским методики нравственного воспитания – отказ от педагогики «страха», от поддержания школьной дисциплины путем наград и наказаний. Он предлагал воспитывать школьника в атмосфере здравомыслия и гуманности.
Лев Николаевич Толстой(1829-1910). Активная педагогическая деятельность Толстого начинается с 1859г., когда он открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Придерживался идеи свободного воспитания.
Идеальную школу Толстой представлял себе как свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие свободно воспринимают их. Всякие заранее установленные программы и твердое учебное расписание отрицаются. Содержание учебных занятий в школе определяется, исходя из интересов и потребностей детей, с которыми учитель обязан считаться и удовлетворять их. Придавал большое значение развитию творчества детей. В связи с этим рекомендовал давать учащимся самостоятельную работу по написанию сочинений на различные темы.
Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Был крупным общественным деятелем, создателем вольных высших педагогических учебных заведений. Он внес большой вклад в педагогику, разработав теорию «физического воспитания». В физическом воспитании Лесгафт видел одно из важнейших средств всестороннего развития человека и считал, что оно находится в теснейшей связи с умственным воспитанием.
Большой интерес для педагогики представляет «теория семейного воспитания», которую Лесгафт изложил в работе «Семейное воспитание ребенка и его значение». Лесгафт считал, что в семье следует с уважением относится к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Действия родителей должны быть строго продуманными. Важно сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развить сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности.
Петр Федорович Каптерев (1849-1922). Он предложил традицию антропологического воспитания. Он подчеркивал бесперспективность развития педагогики без опоры на данные физиологии и психологии. В поле зрения Каптерева постоянно находились проблемы школьного обучения. Он утверждал идею развивающего обучения, полагая, что обучение должно быть поставлено так, чтобы оно возбуждало любознательность учащихся, приучало их к умственному труду. Хороший урок он характеризует 3 основными чертами:
- познавательным интересом;
- основательной проработкой учебного материала;
- наличием упражнений не только для ума, но и для воли.
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934). Известен как создатель экспериментальных учебно-воспитательных учреждений «Сеттлемент», «Бодрая жизнь», Первая опытная станция». В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников и др. Главными факторами деятельности ребенка в процессе обучения и воспитания называл творчество и самостоятельность.
Павел Петрович Блонский (1884-1941). Стремился превратить педагогику в строго нормативную науку, далекую от обыденных рассуждений и рецептов. Он полагал, что педагогика как наука требует философских обоснований, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и др. наук о человеке. По убеждению Блонского, успешно воспитывать и обучать можно при условии знания норм и ценностей социального окружения. Школьный класс он считал сложной системой, выполняющей интегративные функции через общественное мнение, настроение, доминирующие установки вожаков и членов группы.
Антон Семенович Макаренко (1888-1939). В 1920г. он основал детскую трудовую колонию «Трудовая колония им. А.М. Горького». Центром педагогической системы стала общеобразовательная школа. Все коммунары приобрели по 2-3 рабочие профессии, трудясь на производстве по 4 часа в день. Коммунарское самоуправление обеспечивало вовлечение всех воспитанников в управление делами коллектива. В коммуне функционировали свой театр, кино, библиотека, духовой оркестр, выходила многотиражная газета.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970). Создал целостную воспитательную систему, основанную на признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Он настойчиво подчеркивал, что воспитание детей должно быть проникнуто духом гуманизма, горячей любви к детям, уважения к личности ребенка. Много внимания уделял Сухомлинский вопросам формирования у школьников гражданской зрелости, их идейно-политическому воспитанию, деятельности ученического коллектива совместно с педагогами.
6. Развитие педагогической мысли в Беларуси. Просветительская деятельность Е.Полоцкой, К.Туровского, Ф.Скорины, Н.Гусовского, С.Будного, В.Тяпинского. Роль в развитии образования и педагогической мысли Беларуси А.Е.Богдановича, А.Пашкевич (Тетки), Я.Коласа и др.
Ефросинья Полоцкая(1110-1173). Представительница христианского культурно-просветительного движения в Полоцком княжестве. Она основала уникальную библиотеку Софийского собора, которая не сохранилась до наших дней. Она основала 2 монастыря – Спасский женский и мужской. При них она организовала мастерские по переписыванию книг, а также школы для мальчиков и девочек, где они обучались грамоте.
Кирилл Туровский (1130-1182). Древнерусский писатель, просветитель, церковный деятель. За красноречие Кирилла Туровского прозвали Златоустом. До нас дошли его «Слова-проповеди», «Молитвы», «Притчи».
Николай Гусовский (1470-1533). Просветитель, поэт-гуманист, один из основателей эстетической науки и литературной критики эпохи Возрождения. Гусовский пропагандировал систему латинского европейского образования, выдвигал цель морально-эстетического совершенствования общества, повышения его образованности. Большую роль в воспитании отводил общению детей с природой, овладению ими искусством и наукой.
Франциск Скорина (1490-1551). Белорусский первопечатник, мыслитель-гуманист, ученый-энциклопедист и писатель эпохи Возрождения. Он основывает принцип развития человеческой личности, считает, что критерием этого развития является познание, разум. Ученый стремился осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношения между человеком и природой.
С именем Скорины связано зарождение таких наук, как филология, ботаника, медицина, изобразительное искусство и др.
Симон Будный (1530-1593). Всесторонне образованный ученый, получивший мировую известность, видный деятель белорусской культуры, переводчик и педагог, один из руководителей реформаторского движения в Беларуси и Литве. Просветитель проявлял большую заботу о школьном образовании, выдвигая на первый план требование права на образование всех сословий. С точки зрения Будного основа воспитания – труд. Он требует всестороннего развития человека, предлагает выявлять и воспитывать среди народа таланты.
Василь Тяпинский (1540-1603). Тяпинский считал, что единственным средством избавления родины от общественно-политических и национальных бед является забота о развитии народного образования, воспитании самосознания и национального достоинства. Тяпинский горячо отстаивал права белорусского народа обучаться на родном языке.
Адам Егорович Богданович (1862-1940). К его наиболее известным педагогическим статьям относятся: «Педагогические воззрения белорусского народа» и «Школьная страда». В них он вскрыл пороки существующей школьной системы, подверг резкой критике постановку начального и среднего образования, осуждал догматизм в преподавании, отрыв учебного дела от воспитательной работы. Резко выступал против бессмысленной зубрежки и был убежден, что только сознательное усвоение знаний учащимися является условием их прочности и успешного обучения. Требовал от учителя широкой эрудиции, знаний из разных областей науки, придавал большое значение авторитету и личному примеру учителя, считал, что учитель обязан творчески относится к педагогической деятельности.
Алоиза Степановна Пашкевич (Тетка 1876-1916). Поэтесса, просветительница, проводившая огромную практическую работу среди народных масс, инициатор открытия белорусских школ. Она боролась за то, чтобы народные школы были бесплатными. По ее инициативе в первые годы мировой войны началась работа по открытию народных школ, где преподавание велось на родном, белорусском языке. Издала две учебные книги для детей на белорусском языке: «Гостинец для маленьких детей», «Первое чтение для деток белорусов».
Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич 1882-1956). Писатель, поэт, общественный деятель, ученый-педагог, талантливый учитель. Важнейшим трудом Я. Коласа был учебник на белорусском языке «Второе чтение для детей белорусов». Материал учебника, считал Колас, призван не только давать знания, но и воспитывать такие качества, как смелость, правдивость, честность, скромность, мужество, трудолюбие. В 1926г. вышла книга «Методика родного языка» - первое методическое пособие в Белоруссии. В этой работе нашли свое отражение как личный опыт, так и достижения педагогической и методической науки того времени, тщательно разработаны основы методики обучения чтению и письму, развития устной и письменной речи.