Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками. Дошкольная педагогика в системе педагогических наук: стр-ра, хар-р содержания, особ-ти
Пед-ка – наука, изуч.сущность, закон-ти, принципы, методы и формы организации пед.процесса как фактора и ср-ва разв-я человека на протяжении всей жизни. Педагогика – наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом.
В последние столетия наука значит-но продвинулась в изучении человека на всех возр.этапах его разв-я. по мере роста запаса новых знаний, распростр-я пед.мысли на разные обл.реальной жизни появл.новые отрасли П – П за долгие годы своего становления и разв.превратилась в разветвл.систему наук о восп-и:
Возр.П – изуч.закон-теи восп-я и обуч.детей в соотв.с особ-ми возр.развития на всех этапах детства: от рождения до перехода к состоянию взрослости. Ясельная П. Дош.П – наука о восп, обуч.и образ.детей первых лет жизни. Изуч.проыесс восп.и обуч, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и ср-ва осущ-я; влияние этого процесса на разв.ребенка, формир.его личности. П школы – старейшая отрасль пед.науки, закон-ти восп.и обуч.шк-ов в разных уч.заведениях. П ср.проф.образ-я – изуч.содержание и формы образ.и проблемы проф.восп.в ср.спец.завед. П проф.-технич.образ. – изуч.подготовку рабочих выс.квалиф. П высшей шк. – изуч.закон-ти уч-восп.процесса в условиях ВУЗа, специфич.проблемы получ.высш.образ. Коррекц.П – разраб.теорт.основы, принципы, методы и ср-ва восп, образ.и коррекции детей и взр с отклон.в развитии. История П – изуч.разв-е пед.идей в единстве с пед.практикой в разл.историч.эпохи. П третьего возраста, Исправит.-труд.П.
П, как и др.науки, развив.в тесной взаимосвязи с др.науками. П вызрела в недрах философии и явл.методол.основой разв.П. Данные социологии необходимы П для знаний о процессах разв-я общества и разв-и процессов соц.групп. П органически связана с Ψ, кот.изучает закон-ти разв.психики человека, а П, используя достижения ψ, разрабатыв.законы управления личностью, также использ.показатели обуч-ти и воспит-ти, многие методы психол.исслед-й (тесты). Интеграция П и ψ привела к возникновению пограничных отраслей – психоП и пед.Ψ. Анатомия и физиол. – основа для понимания биол.сущности чел., особ-тей разв.организма на каждом возр.этапе. П сотр.с разл.отраслями мед.наук – возникла леч.П. Этика дает теор.обоснование марали, углубляет понимание проблем нравств.восп-я. Эстетика изуч.общие закон-ти разв.эстетич.отношений чел к действ-ти, искусству, Служит научной основой эстет.восп. ТО, на совр.этапе разв-я общества решение проблем восп., обуч, образ силами только П не даст желаемого рез-та, требуется межнаучный подход. Дош.П – отрасль П, занимающ.изуч.закон-тей разв.,восп.и нач.форм обуч.ддв. ДП основывается на методологии общП. Осн.задача ДП – разработка целей содержания, форм, методов восп.и обуч.ддв.
Содержание восп-я в д/с. место и роль общечел., национ. и индивид. в содержании восп-я. Особ-ти реализации принципа народности в содержании воспитания дошк-в.
Роль общечел.в восп-и – приобщение к общечел.ценностям – красота, доброта, милосердие; национ. – приобщение к нац.культуре в проц.восп-я (фольклор, песни, танцы и т.д.); индивид. – соблюдение принципа индивид.подхода.
В последние 10-летия в свете идеи гуманизации образ-я все > утверждается личностно-ориентир.подход к выявлению сущности содержания образ-я. этот подход нашел отражение в работах Лернера, Скаткина, Леднева, Бим-Бада, Петровского. Например, Скаткин и Лернер под содержанием образ-я понимают адаптир.систему ЗУН, опыта творч.деят-ти и опыта эмоц.-волевого отношения, Усвоение которой призвано обеспечить формир-е всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и разв-ю материальной и духовной культуры общества. Т.О., личностно-ориентир. содержание образ-я направлено на разв-е природных особ-тей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его соц.св-тв (быть гражданином, Семьянином, тружеником) и св-тв субъекта культуры (свободы, Гуманизма, духовности, творчества). При этом развитие и прир., и соц., и культурных начал осущ-ся в контексте содержания образ-я, имеющего общечел-ю, национ.и регион.ценность.
Теории развив.обуч-я в соврем. Пед-ке. Содержание, хар-р, формы и методы развива.обуч-я в соврем. д/с.
Развив.обуч-е – это ориентация уч.процесса на потенциальные возм-ти человека и на их реализацию. Теория развив.обуч-я берет свое начало в работах Песталоцци, Дистервега, Ушинского, ЛСВ. Дальнейшее развитие получила в экспер.работах Занкова, Эльконина, Давыдова, Поддьяков. В их работах восп., обуч., развитие предстают в системе как дидактический взаимосвязанный процесс. Обучение – ведущая движущая сила психического развития ребенка, становления у него новых качеств внимания, памяти и др.психич.ф-й. работа с опорой на ЗБР ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Она воспитывает у него веру в свои силы.
Стр-ра разв.обуч-я представляет собой цепь усложняющихся задач, которые вызывают у ребенка потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся способов действия, но и выражение гипотезы, формир-е принципа (идеи) и разработка оригинального плана решения задачи, отыскивание способа проверки решения путем использования самост.подмеченных новых связей и зависимостей между данным и искомым, известным и неизвестным. Развив.обуч-е отличается от обучения объяснительно-сообщающего типа хар-ром учения. Осн.задача пед-га – организация уч.деят-ти, направленной на формир-е познават.самост-ти, разв-е и формир-е способностей. Развив.обуч-е осущ-ся в форме вовлечения детей в разл.виды деят-ти, использование дид.игр, дискуссий, а также методов обуч-я, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.