Дифференциация и индивидуализация процесса обучения, специфика работы с одаренными и отстающими в учебе школьниками.
Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности и организация учащихся в однородные группы. Цель дифференциации процесса обучения: обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе овладения им содержания общего образования.В условиях дифференциации происходит выделение групп учащихся и построение учебного процесса соответствующего определенным особенностям учеников. Выделяют: уровневую дифференциацию, профильную дифференциацию.Различают следующие виды дифференциации: региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы); внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки); в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, лицейские, классы компенсирующего обучения ); межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы); внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).Вариантом дифференцированного обучения является индивидуальное обучение. Индивидуализация обучения: организация учебного процесса, при котором выбор содержания, способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения.Одаренность можно определить как высокий уровень развития и проявления способностей, общих или специальных. Виды одаренности: «художественную одаренность» (музыкальную, изобразительную, сценическую и т. д.), общую интеллектуальную и академическую одаренность, творческую одаренность, спортивную одаренность, социальную или лидерскую одаренность, «практическую» одаренность.При работе с одаренными детьми необходимо: зафиксировать проявление ребенком тех или иных способностей, его сильных сторон. Проявление способностей обнаруживается наблюдением за тем, как ученик занимается той или иной деятельностью: с интересом, с увлеченностью. Продолжая заниматься этой деятельностью, ученик развивает соответствующие способности. Во-вторых, и ученику, и педагогам надо быть готовыми к возможным трудностям, периодам остановки или даже регресса в развитии способностей. Следует помочь ребенку в преодолении возможных препятствий, поддержать его уверенность в своих силах. Под неуспеваемостью понимают комплексную неподготовленность учащихся по одному или нескольким предметам, которая диагностируется по завершении более или менее длительного законченного отрезка времени. Выделяют группы неуспевающих школьников: 1) дети с неправильным отношением к учению; 2) усваивающие материал с трудом; 3) дети, у которых не сформированы умения учебной работы; 4) дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы. Преодоление неуспеваемости индивидуально: начиная от помощи по преодолению трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях до перевода в классы коррекции и даже во вспомогательные (специальные) школы. К общим мерам можно отнести тщательную и продуманную диагностику причин явления, корректное их устранение, терпение, уважение к личности ребенка вне зависимости от его школьных успехов. Проверенными способами коррекции неуспеваемости является дифференцированное и индивидуальное обучение. Коррекционную работу с детьми и подростками, имеющими отставание в учебной деятельности, следует начинать с диагностики (наблюдение, беседа, тестирование, изучение результатов учебной деятельности и другие методы) их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния их эмоционально-волевой сферы.
Образовательно-воспитательная роль, основные виды и методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, практических и творческих компетенций учащихся.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться регулярно в течение всего года.
Виды контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся: текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий; четвертная проверка и оценка знаний; годовая оценка знаний; выпускные и переводные экзамены.
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности.
Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся; устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотнённый); выставление поурочного балла; проверка домашних работ учащихся; контрольные работы; программированный контроль; тестирование.
Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Все это позволяет учителю более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.
Устный опрос заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения. Сущность фронтального опроса: учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. Сущность уплотненного опроса: учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках).
Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Ученик может дополнять, уточнять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу; может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала.
Контрольные работы эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.
Проверка домашних работ учащихся позволяет учителю изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
Программированный контроль. Сущность состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным.
Тестирование: учащимся в письменном виде или с помощью компьютера предлагаются вопросы, по ответам на которые судят о качестве усвоения изучаемого материала.
В системе учебной работы должны использоваться все методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.