Дидактика как раздел педагогики, ее виднейшие деятели, проблемы исследования и взаимосвязь с частными методиками.

Термин «дидактика» от греч. изучающий, поучающий.

Дидактика как термин теории обучения впервые появился в XVIII в. Немецкий педагог Вольфганг Ратке прочитал курс лекций под названием «Дидактика. Искусство преподавания». Дидактику он определил как научную дисциплину, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения.

Фундаментальную разработку дидактики осуществил Я.А. Коменский. В работе «Великая дидактика» разработал теорию обучения на основе принципа природосообразности, сформулировал основные принципы и методы организации классно-урочной системы обучения, обосновал такие вопросы дидактики как содержание образования. Дидактику определял как «всеобщее искусство всех обучать всему».

Г. Песталоцци стал основоположником методики начального обучения.

Немецкий педагог И. Гербарт разрабатывал проблему умственного развития учащихся на основе стимулирования их познавательного интереса, который считал целью и средством обучения.

А. Дистервег заложил основу развивающего обучения, сформулировал идеи в виде дидактических правил.

Русский педагог XIX в. Ушинский развивал дидактические идеи на основе антропологического подхода.

В XX в. большой вклад в развитие дидактики внесли америк. Дж. Дьюи (идея развития у учащихся интеллектуальных способностей), англ. Н. Беннет (характеристика стилей преподавания), польск. Ч. Куписевич (проблемное обучение, программируемое обучение, педагогическое управление самообразованием). Российские Б.П. Есипов, М.А. Данилов, П.Ф. Каптерев, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, И.Ф. Харламов и др.

В дидактике выделяют 3 основные концепции обучения:

1) традиционная – доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя, цель – передача и усвоение знаний.

2) педоцентриская – главная роль отводится деятельности учеников. Цель – развитие личности ребенка и раскрытие всех его потенциальных возможностей.

3) современные дидактические системы – взаимодействие преподавания и учения, деятельность как учителя так и ученика; цель – формирование системы знаний и обеспечение развития личности обучаемого.

Проблемы дидактики: Определение научно-педагогических основ содержания образования; Исследование сущности, закономерностей и принципов обучения; Исследование системы и закономерностей учебно-познавательной деятельности учащихся и путей ее активизации в процессе обучения;Разработка методов и технологий обучения; Исследование форм организации учебного процесса.

Долгое время дидактика была единственной педагогической дисциплиной, исследующей теорию и методику обучения, но по мере усложнения наук стало очевидно, что она не в состоянии раскрывать специфику учебной работы по каждой научной дисциплине. Поэтому из дидактики стали выделяться и формироваться особые педагогические дисциплины, которые используя теоретические идеи дидактики исследуют организацию обучения по отдельным учебным предметам – частные дидактики. В результате этого разграничились и области их исследования. За дидактикой осталась разработка общетеоретических основ процесса обучения. Частные же методики, используя теоретические идеи дидактики, исследуют организацию обучения по отдельным учебным предметам. Естественно, что дидактика и частные методики развиваются в тесной связи между собой и обогащают друг друга.

ПОНЯТИЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО ВИДЫ, ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРИЙ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Образование – овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков, и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственной, познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

Виды образования: дошкольное;общее базовое; общее среднее; профессионально-техническое; среднее-специальное; высшее; послевузовское.Единство и непрерывность основного образования обеспечивает преемственность уровней образования, согласованность образовательных стандартов, учебных планов и программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.

Образование как система – специальное организованное взаимодействие культуры. Образование – воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми учащиеся должны овладеть в процессе обучения. На определение содержания образования влияет целая совокупность факторов важнейшими из которых являются социально-экономические потребности общества в определенном уровне образовательной подготовке молодежи, стратегия государства в области образования, уровень экономического и технического развития страны, методологические позиции ученых-дидактов по вопросу об источниках умственного развития личности.

Прагматисткая теория образования. Создавший эту теорию американский философ Джон Дьюи настойчиво внедрял идею о том, что в основу школьного образования необходимо положить организацию практической деятельности детей. Отрицал необходимость предварительного изучения научной теории, а рекомендовал сразу включать детей в какую-то предметную деятельность, а походу этой деятельности давать им необходимые для её выполнения знания. На основе этой теории Уильям Килл Патрик разработал проектную систему обучения или метод проектов, суть которого заключалась в том, что, исходя из своих интересов, дети вместе с учителем проектировали решение какой-либо практической задачи.

Теория формального образования. Сторонники (Песталоцци, Кант, Гербарт) этой теории придерживались философии рационализма и считали, что источником знаний является разум, что знания порождаются только самостоятельностью этого разума. Поэтому важнейшую задачу образования они видели не столько в овладении учащимися фактическими знаниями, сколько в развитии их ума, т.е. способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению и т.д. Утверждали, что лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних – греческого и латинского, а также математики, и поэтому отстаивали преимущественно гуманитарное, «классическое» направление образования.

Теория материального образования. Сторонники этой теории исходили из философии эмпиризма (опыт). Философы-эмпирики, в частности Г. Спенсер утверждали, что познание не может выйти за пределы непосредственного опыта и что источником знаний является только опыт. Из этого делались следующие педагогические выводы: нужно вооружать учащихся преимущественно естественно-научными знаниями, а в Качестве критерия для отбора образовательного материала должна быть степень его пригодности для жизни, для непосредственной практической деятельности учащихся в будущем.

НАУЧНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ.

В педагогике разработана целая система научных требований, которые предъявляются к содержанию образования. Согласно этим требованиям, содержание образования должно: обеспечивать реализацию основной цели воспитания – формирование разносторонней и гармонично развитой личности; базироваться на строго научной основе, постоянно модернизироваться и обновляться с учетом происходящих социально-экономических изменений в обществе и развитие науки, техники, культуры; иметь гражданско-патриотическую направленность; строиться на предметной основе и соответствовать структуре и логической системе соответствующей науки; раскрывать взаимосвязь между отдельными учебными предметами; укреплять связь с теорией и практикой; соответствовать возрастным возможностям учащихся; общее образование должно сочетаться с техническим обучением и способствовать профессиональной ориентации учащихся.

Общее образование предполагает общетеоретическую подготовку учащихся по основам важнейших наук о природе и обществе, развитие их умственных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, что создаёт предпосылки для последующего жизненного самоопределения учащихся.

Техническое образование предполагает ознакомление обучающихся в теории и на практике с основными отраслями современного производства и формирования у них навыков обращения с наиболее распространёнными орудиями труда.

Профессиональное образование заключается в овладении обучающимися профессиональными умениями и навыками в соответствующих сферах производственной и духовной деятельности.

В дидактике также разрабатывается инновационные подходы к модернизации и совершенствованию школьного образования. Они включают в себя: рационализацию теоретического уровня и объёма изучаемого материала и приведение его в соответствие с возрастными, познавательными возможностями учащихся; четкое определение основных понятий и теоретических идей по каждому учебному предмету, отражающих новейшие научные достижения; углубление технической направленности образования; вооружение учащихся современными информационными технологиями обучения; поддержание мирового стандарта в образовании; введение в содержание образования учебного материала, способствующего развитию творческого мышления, задатков и склонностей учащихся; научно-методическое совершенствование учебников и учебных пособий.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами: научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуально-описательным: описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; процессуально-действенным: осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И ДОКУМЕНТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Документами, определяющими (регламентирующими) содержание образования являются: государственные образовательные стандарты (ГОСТы); учебный план; учебная программа;учебники и учебные пособия.

Содержание образования основывается на ГОСТе общего среднего образования, который отражает общественный заказ вместе с реальными возможностями системы образования.

ГОСТ – документ, служащий основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования; в стандартах закрепляются цели, задачи и содержания образования, что даёт возможность диагностировать его результаты, сохранять единое образовательное пространство. ГОСТ определяет: минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объём учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки выпускников.

На основе ГОСТов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов.

Учебный план – это нормативный документ, утвержденный Министерством образования РБ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, последовательность их изучения и общий объём отводимого на это времени. Выделяют следующие виды учебных планов: базисный; типовой (носит рекомендательный характер); учебный план средней школы, который определяет содержание: а) начального образования (1-4 классы);б) основного (базового образования) (5-9 классы);в) среднего (полного) образования (10-11 классы).

В учебных планах РБ выделяют образовательные компоненты: базовый (республиканский); дифференцированный (национально-региональный); школьный (учебные предметы, кроме базовых, изучение которых определяется решением педагогического совета школы с учётом пожеланий учеников и их родителей).

На базе учебных планов создаются учебные программы по каждому предмету и для каждого класса.

Учебная программа – учебный документ, в котором указывается конкретное содержание образования по каждому учебному предмету и объём времени, выделяемый как на изучение предметов в целом, так и на каждый его раздел и тему. Виды учебных программ: типовые учебные программы (определяющие базовые ЗУН, систему мировоззренческих идей и общие рекомендации методического характера); рабочие учебные программы, которые формируются на базе типовых и отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении; авторские учебные программы, которые разрабатывают и реализуют высококвалифицированные творчески работающие педагоги.

Существует 2 способа построения учебных программ: линейный – логическое построение материала, в непрерывной последовательности, без возвращения к этому материалу на последующих ступенях обучения; концентрический – повторение учебного материала на следующей ступени в усложненном варианте.

Учебники и учебные пособия выступают в качестве важнейшего средства обучения, основных источников знаний и организации самостоятельной работы учащихся по предмету. Они представляют собой информационную модель обучения (сценарий учебного процесса).

Наши рекомендации