Развитие педагогических идей в трудах видных педагогов советского периода (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский).
С. Т. Шацкий: Создатель экспериментальных учебно-воспитательных учреждений «Сеттлемент», «Бодрая жизнь», «Первая опытная станция». В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся. Написал работы: «Годы исканий», «Бодрая жизнь», «Система русского детского сада», «Учет – основа метода». Считал, что главное влияние на развитие ребенка оказывают не генетические задатки, а социально-экономическая среда. Сформулировал важные цели обучения и воспитания: соответствие социальному заказу и одновременный учет индивидуальных особенностей личности; формирование у детей умения объединять усилия при достижении общей цели (самоуправление) учет макро- и микросоциального окружения ребенка.
П. П. Блонский: Книги: «Трудовая школа», «Педагогика», «Основы педагогики», «Память и мышление», «Развитие мышления школьника», автобиография «Как я стал педагогом». Стремился превратить педагогику в строго нормативную науку, далекую от обыденных рассуждений и рецептов. Написал труд «Педология» и книги «Педология в массовой школе», «Трудные школьники». Рассуждая о типологии учащихся, Предлагал вести педагогическую работу согласно схеме сильного и слабого типов физического и умственного развития ребенка.
А. С. Макаренко: основал детскую трудовую колонию. анализируя кризисные явления в жизни коллектива сделал вывод о том, что, в жизни коллектива не может быть остановки, он должен развиваться, совершенствовалась его структура и организация, появились отряды, постоянные и сводные, обретали все большую силу органы самоуправления (общее собрание, совет командиров).«Педагогическая поэма» - художественное обобщение опыта колонии им. Горького. Опыт коммуны им. Держинского описан А.С. Макаренко в повестях «Марш 30 года» и «Флаги на башнях», здесь центром педагогической системы стала общеобразовательная школа. Все коммунары приобрели по 2-3 рабочие профессии, трудясь на производстве по 4 часа в день. Коммунарское самоуправление обеспечивало вовлечение всех воспитанников в управление делами коллектива.Издал книгу «Методика организации воспитательного процесса». Им была написана «Книга для родителей». Цикл лекций «Проблемы школьного советского воспитания».
В. А. Сухомлинский: педагог. Книги: «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Разговор с молодым директором», «Духовный мир школьника», «Рождение гражданина». Подчёркивал, что воспитание детей должно быть проникнуто духом гуманизма, горячей любви к детям, уважения к личности ребенка, сердечной заботой о всестороннем развитии.Много внимания уделял Сухомлинский вопросам формирования у школьников гражданской зрелости, их идейно-политическому воспитанию, деятельности ученического коллектива совместно с педагогами.
Н. К. Крупская: Книги: «Женщина-работница», «Народное образование и демократия».Продолжала углубленно разрабатывать педагогическую теорию. Широко освещала в своих трудах важнейшие проблемы коммунистического воспитания, политехнического обучения, дидактики, последовательно боролась за реализацию марксистско-ленинского учения о воспитании и образовании.Занималась разработкой проблемы коммунистической морали. Для советской школы и педагогики, говорила она, ведущим является воспитание у советских детей коммунистического мировоззрения, большевистской целеустремленности и высоких моральных качеств.Ряд статей Крупской по вопросам преподавания отдельных учебных предметов в школе (истории, географии, математики, естествознания, литературы и др.) и сейчас имеет большое теоретическое и практическое значение. В них содержатся конкретные советы и указания, как следует вести занятия по отдельным предметам, добиваясь максимальной активности и сознательности учащихся. Пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы.
8.Система педагогических дисциплин, их связь с другими науками, народная педагогика.
Педагогика развивается и совершенствуется, укрепляя свои связи с такими науками как психология, философия, социология, этика, эстетика, физиология, гигиена, история, математика и др. Эта связь выражается в трёх основных аспектах: педагогика заимствует из этих наук их понятия, идеи, категории и интерпретирует применительно к предмету своего исследования; педагогика заимствует методы их исследования; педагогика сама обогащает другие науки разработанными в её недрах идеями и теориями.
Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. С философией педагогику объединяет ряд общих вопросов и проблем, таких как взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы.
Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности.
Социология, дает педагогике большой фактический материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания. Совсем недавно сформировалась новая наука – педагогическая социология, которая занимается переводом общих данных и результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания.
Фольклористика и этнография занимаются изучением народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса. В настоящее время существует особая отрасль педагогики – народная педагогика, которая изучает педагогическое содержание этих памятников народной культуры. Народная педагогика- совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, народном этическом и художественном творчестве, национально-специфических устойчивых формах общения и взаимодействия представителей различных поколений друг с другом и являющаяся важнейшим средством обеспечения единства и преемственности поколений, целостности этноса.
По мере расширения границ исследования в педагогике происходит дифференциация педагогических знаний. В результате в ней стали выделяться и формироваться отдельные научные дисциплины, отличающиеся друг от друга особенностями объекта воспитания и предмета исследования. В настоящее время в систему педагогических наук входят: общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний; дошкольная педагогика – изучает особенности и закономерности воспитания и развития детей дошкольного возраста; школьная педагогика исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников; производственная педагогика – изучает проблемы профессионального обучения работающих, повышение их квалификации и переподготовки; специальные педагогики – наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки; олигофренопедагогика (люди с психофизическими особенностями), логопедия (наука о нарушениях речи, их преодолении); социальная педагогика – разрабатывает проблемы внешкольного обучения и воспитания, влияния социума на развитие и формирование личности; этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания; сравнительная педагогика – раскрывает особенности организации образования в различных странах; акмеология – изучает процессы развития и совершенствования творческого и профессионального мастерства зрелой личности; пеницитарная педагогика – педагогика исправительно-трудовых учреждений; педеутология – изучает особенности профессиональной подготовки учителей; педагогика семьи; педагогика общения; педагогика высшей школы; военная педагогика; правовая педагогика.
9.Методологические подходы, методы и логика изучения образовательного процесса, педагогических явлений и фактов.
Методология педагогики - это учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.
Одним из основных методологических принципов признан системный подход, При системном подходе педагогическая система рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства).
Личностный подход признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса.
Деятельностный подход. деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности.
Диалогический подход: сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание в общении с другими. В этой связи личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности.
Этнопедагогический подход. воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи.
Логика образовательного процесса: раскрытие логики учебного процесса дает возможность найти оптимальное решение вопроса о последовательности изучения учебного материала в связи с задачей сознательного его усвоения и развития мышления учащихся;Имеются основания рассматривать логику учебного процесса в трех аспектах: а) как основную линию развертывания процесса обучения по курсу в целом; б) как логику процесса обучения, ограниченную определенной темой; в) как логику учебного процесса в масштабе единицы усвоения.Логика учебного процесса в масштабе учебной темы требует тесного взаимного действия методистов и дидактов. Логика учебного процесса в масштабе единицы усвоения, которые, в конце концов, и создают ткань учебного процесса, является задачей, решение которой требует совместных усилий методистов, дидактов, психологов и учителей.
Методами педагогического исследования называют способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Методы исследования в ходе педагогического поиска можно разделить на теоретические служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных и на эмпирические предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материала. Все многообразие методов можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта (наблюдение, беседа, анкетирование, изучение работ учащихся, педагогической документации) способы исследования складывающегося опыта организации образовательного процесса; методы теоретического исследования(абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция) выделение и рассмотрение особенностей, свойств педагогических явлений; математические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями; помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Методы педагогических исследований можно разделить на более определенные группы: традиционно-педагогические методы, педагогические эксперимент, педагогическое тестирование, методы изучения коллективных явлений, количественные методы в педагогике.
10. Целеполагание в образовании и воспитании развитие идеи о всестороннем и гармоническом воспитании личности, понятие разностороннее развитие учащихся.
В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.
Целеполагание — непрерывный процесс. Нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.
Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:
1) Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.
2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации.
3) Преемственность, которая означает: осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе и выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.
4) Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.
5) Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитания.
Особенности процесса целеполагания:В воспитательном процессе педагогу приходится участвовать в целеполагании разного уровня. Существует большое разнообразие целей и подходов к их классификации.Прежде всего различают общие (у всех людей), групповые (у участников группы) и индивидуальные (у отдельного человека) цели воспитания.
Разностороннее развитие личности, предполагает: физическое воспитание и укрепление здоровья; развитие всех природных задатков; воспитание сознания: интеллектуального, нравственного, правового; воспитание духовности; воспитание культуры чувств; воспитание воли; воспитание художественных способностей и дарований; воспитание способности к труду, обеспечивающему жизнь, достойную современного человека; воспитание коммуникативных способностей и культуры общения; развитие способностей личности к самовоспитанию и самообразованию. Эти “стороны” можно, очевидно, объединить в такие группы: телесное здоровье; психические способности; социальное развитие; духовное развитие.
Гармоническое воспитание и развитие предполагает сочетание следующих качеств и характеристик личности: тела и души; ума и сердца; внутреннего и внешнего; вечного и преходящего; отношения индивида с природной и социальной средой; общечеловеческого и индивидуального, личного; национального и интернационального; веротерпимости; субъекта и объекта воспитания; свободы и необходимости в воспитании. Эта цель предполагает решение следующих задач: формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; формирование физической культуры, овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; воспитание культуры безопасной жизнедеятельности; воспитание культуры трудовой и профессиональной деятельности; воспитание культуры семейных отношений, гендерной культуры; создание условий для социализации, самореализации личности.
11.Содержание и задачи разностороннего развития учащихся в современной системе школьного и общественного воспитания в соответствии с «Кодексом Республики Беларусь об образовании».
В соответствии со статьей 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Задачами воспитания являются: формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;подготовка к самостоятельной жизни и труду;формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;формирование культуры семейных отношений;создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.
Основными направлениями воспитания обучающихся являются: гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры; идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности; нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям; эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного; воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры; воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование; гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе; семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей; трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности; экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе; воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося ответственного и безопасного поведения; воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению; социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи, направленные на социальную адаптацию обучающихся и оптимизацию образовательного процесса; научно-методическое и кадровое обеспечение воспитания, направленные на совершенствование научно-методического сопровождения процесса воспитания и работы с кадрами; информационное обеспечение воспитания, направленное на организацию информационного сопровождения воспитания.
12. Личность обучающегося как предмет и результат образования, обучения и воспитания понятия человек, личность, индивидуальность, развитие и формирование личности.
Человек – это биосоциальное существо, субъект общественной деятельности и сознания поскольку само понятие о человеке объединяет все природные и социальные качества, присущие данному виду. Близким ему является индивид – единственное природное существо, представитель homosapiens безотносительно к его качествам.
Понятие личность характеризует социальную сущность человека со стороны его общественной значимости и общественной деятельности и обозначает совокупность социальных свойств и качеств, которые человек приобретает в процессе жизни. Поскольку социальные черты и качества приобретаются человеком при жизни, у одних людей они могут быть выражены ярче, а у других слабее в связи с чем возникает вопрос о необходимости определения критериев, показывающих качественный уровень социального развития личности. Понятие личность применимо только к человеку, который достиг определенного возраста и результатов своей деятельности. В ходе своей деятельности человек вступает в отношения с другими людьми, т.н. общественные отношения, и эти отношения становятся «образующими» его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Личностью принято обозначать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, который детерминирован конкретно-историческими условиями жизни общества. Философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил: разумность; ответственность; личная свобода; личное достоинство; индивидуальность.
Понятие индивидуальность включает в себя то-общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает им своеобразную красоту и неповторимость, определяет специфический стиль поведения и деятельности. Индивидуальность выделяется особыми чертами характера, темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей, особенностями интеллекта, восприятия, реакции на внешние воздействия. Основой индивидуальности является анатомо-физиологические задатки.
Развитие человека – это сложный, длительный и противоречивый процесс, главной особенностью которого является диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, интеллектуальных и духовных сил личности. Развитие – это взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, который происходит в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его нравственности, мировоззрения, общественно-политических взглядов и убеждений. Показатели развития: рост;вес;объем легких;характер и объем внимания, памяти;запас слов;уровень развития речи;преобладание тех или иных видов деятельности;поведение;ценностные установки.
Формирование – результат развития личности, ее становление, приобретение ею совокупности устойчивых социальных свойств и качеств.