Этапы формирования сюжетно-ролевой игры

1этап – воспроизведение действий

2 этап – становление ролевого поведения

3 этап - сюжетосложение

44.Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются: 1. Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребенка и воспи­тателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нра­вится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребе­нок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре форми­руется положительное отношение к образу жизни лю­дей, к поступкам, нормам и правилам поведения в об­ществе. 2. Социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ре­бенку становится недостаточно заменять отношения иг­рой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу. 3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное раз­витие. Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отече­ственные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А, Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольни­ков часто присутствуют такие слова: «как будто», «пона­рошку» и «ло правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяет­ся: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, во­дитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попав­шего в аварию товарища. Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский так­же отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя но­вую роль, погружается в воображаемый мир. И, неза­висимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игру­шечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положе­но совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку». С усложнением игры и игрового замысла чувства де­тей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чув­ства. Когда ребенок подражает космонавтам, он пере­дает свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за пору­ченное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. И. М. Сеченов дал физиологическое обо­снование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение дей­ствий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно-ролевая игра — это школа чувств, в ней формиру­ется эмоциональный мир малыша. 4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит разви­тие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формирова­нием его интересов. У детей дошкольного возраста воз­никает интерес к различным событиям жизни, к раз­ным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вслед­ствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображени­ем. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «кос­монавтов») продолжаются неделями, постепенно раз­виваясь. Появление длительной перспективы игры го­ворит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малы­шей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение де­тей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает. 5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображе­ния и творчество. Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность дей­ствий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путе­шествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказыва­ется и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и па четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яр­кие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвер­том и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи меж­ду разными явлениями жизни. Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, ко­торые помогают ему действовать в соответствии со взя­той на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его во­ображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к пред­метам игры, тем больше сходства ищут с действитель­ностью. 6. Развитие речи. В создании образа особенно велика роль слова. Сло­во помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способ­ности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказывают­ся отсталыми и в развитии воображения. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои дей­ствия, и этим самым осмысливает их; словом он пользу­ется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда це­лые эпизоды игры создаются с помощью слова. Осо­бенно заметна роль слова в так называемых режиссерс­ких играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обыч­ной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу. Виды сюжетно-ролевых игр: - Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праз­дники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрос­лых, их отношениях. - Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, биб­лиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожар­ные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия). - Игры на героико-патриотические темы, отражаю­щие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.). - Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зай­ца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержа­нию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята от­ражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение. - «Режиссерские» игры, в которых ребенок застав­ляет говорить, выполнять разнообразные действия ку­кол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры зара­нее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их ли­тературными или воображаемыми признаками. Уровни развития сюжетно-ролевой игры: Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в опреде­ленной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия де­тей однообразны и часто повторяются. Роли не обозна­чены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникнове­ния игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре. Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более пол­но и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей иг­рушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игруш­ки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре уже могут объеди­няться 2—3 человека. Третий этап. Основное содержание игры — также дей­ствия с предметами. Однако они дополняются действи­ями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначе­ны и распределяются до начала игры. Игрушки и пред­меты подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответ­ствии с ролью. Логика, характер действий и их направ­ленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действи­ями партнеров, не связанных друг с другом, не соотне­сенных с ролью. Продолжительность игры увеличива­ется. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные яв­ления. Четвертый этап. Основное содержание игры — отраже­ние отношений и взаимодействий взрослых друг с дру­гом. Тематика игр может быть разнообразной: она оп­ределяется не только непосредственным, но и опосре­дованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же иг­рам, или на основе личных симпатий и привязаннос­тей. Игры одного содержания не только длительно по­вторяются, но и развиваются, обогащаются, существу­ют долгое время. В игре на этом этапе четко выделяется подготови­тельная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек -самоделок). Требование соответствия жизненной логике рас­пространяется не только на действия, но и на все по­ступки и ролевое поведение участников. В игру вовле­каются до 5—6 человек. Вышеперечисленные уровни отражают общее разви­тие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возра­стной группе смежные уровни сосуществуют. Исходя из концепции Н. Я. Михайленко развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно пред­ставить в следующей сводной таблице. Развитие игры на разных возрастных этапах (концепция Н.Я. Михайленко)  
Возраст детей Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации.
3-4 года Отдельные игровые действия, носящие игровой характер. Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет – цепочка из двух действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый.
4-5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие чёткий ролевой характер. Роль называется. Дети по ходу игры могут менять роль. Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
5-6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей. Роли распределяются до начала игры. Дети придерживаются своей роли до конца игры. Цепочка игровых действий, объединённых одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых.
6-7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество) Техника игровых действий условна. Не только роли, но и замысел игры проговаривается до начала игры. Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.




№45Театрализованные игры дошкольников.

Своеобразие театрализованных игр дошкольников:

- строятся на основе литературного произведения, имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения;

- от детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями;

- действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни;

- передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями;

- состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.

Педагогическая ценность театрализованных игр дошкольников:

- формируют у детей чувство партнерства;

- развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания;

- интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;

- способствую» умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;

- тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность, которая заложена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в детских постановках;

- содействуют физическому развитию детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;

- способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.^/

Виды театрализованных игр дошкольников:

1. Настольные театрализованные игры, куда входят:

а) настольный театр игрушек б) настольный театр рисунков.

2. Стендовые театрализованные игры:

а) стенд-книжка;.

б) фланелеграф;

в) теневой театр.

3. Игры-драматизации, включающие:

а) пальчиковый театр;

б) театр би-ба-бо;

в) кукольный театр;

г) игра-драматизация с шапочками на голове;

д) импровизация.

Тематика театрализованных игр должна быть:

- содержательной и разнообразной;

- обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и возможностей;

- поддерживать и обогащать эмоциональную природу детей, формировать устойчивый интерес к театральному искусству, его основным компонентам и видам;

- развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность речи, фантазию, образное мышление, художественно-творческие способности;

- формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям;

- побуждать к сотрудничеству детей со взрослыми и между собой на всех этапах игры.

Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа

I - освоение литературного текста, который будет драматизироваться;

П этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

Ш - сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

Особенности руководства в разных возрастных группах детского сада:

в младших группах главная цель педагога - заинтересовать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятельности.

Направления работы: а) знакомить детей с отдельными видами театрализованных игр;

б) учить приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе;

в) содействовать развитию речевых и двигательных способностей детей. Дети просматривают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи игрушек или плоскостных фигур. Воспитатель развивает у детей имитационные подражательные движения, способность к словесным импровизациям.

В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи:

углублять знакомство детей с разными видами театрального искусства;

продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо);

содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи;

продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сюжета;

начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.

В старших группах возможности детей возрастают.

Дети продолжают осваивать приемы работы с кукольным материалом,

упражняются в приемах вождения персонажей театра би-ба-бо и его основной атрибутикой;

осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческой фантазии, образного мышления;

дети учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора ; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.

Условно театральное оборудование можно поделить на:

а) театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи);

б) дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавеси и т.д.;

в) декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвижной основой или статические, нарисованные, сконструированные);

г) элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты);

д) информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты;

е) возможно специальная мебель для оборудования театральных зон.

Требования к оборудованию:

а) соответствие возрастным возможностям детей;

б) прочность, безопасность, гигиеничность;

в) доступность, простота по конструкции, условность при исполнении;

г) привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции.

При размещении оборудования важно учитывать пространство помещения, характер и стиль его оформления. Необходимо, чтобы он естественно вписывался в интерьер, не вызывал чувства захлам-ленности и случайности.

46.Строительно-конструктивные игры являются разновидностью творче­ской игры и рассматриваются как деятельность детей, основным содер­жанием которой является отражение окружающей жизни в разнообраз­ных постройках и связанных с ними действиях. В строительно-конст­руктивных играх происходит замещение одних предметов другими: по­стройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала. В процессе данного вида игры у детей формируются и развиваются ориентировка в пространстве, умения различать и устанавливать величи­ну и пропорции предмета, дети постигают простейшие законы физики. Строительная игра приучает детей к целенаправленной, планомерной деятельности, развивается мышление, формируется точный словарь, вы­ражающий название геометрических тел, пространственных взаимоот­ношений. Решаются и задачи нравственного воспитания - дети знакомят­ся с трудом строителей, помогают друг другу, стараются создавать кра­сивые постройки вместе.В истории педагогики игры со строительным материалом представле­ны во многих системах: Ф. Фребеля, М. Монтессори, Л. Шлегер. В отече­ственной педагогике данный вопрос изучали В. Г. Нечаева, 3, В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова и др.Особенностью игр со строительным материалом является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. В дошкольной педагогике разработана методика формирования у детей конструктивных умений (Е.А. Флерина, З.В. Лиштван и др.). Вместе с тем строительно-конструктивные игры - это творческие игры, так как им присуща самостоятельность, самоорганизация, творчество и эмоциональ­ная насыщенность. Исходя из особенностей данного вида игры перед воспитателем в ее руководстве стоит ряд задач:

1. Расширение представлений детей и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику.

2. Обучение способами строительства, воспитание и развитие само­стоятельности, активности мышления, конструктивно-творческих способностей.

3. Формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив.

В младших группах детского сада у детей формируются простейшие но четкие строительно-конструктивные умения. Руководство заключается в создании игровой среды, отборе и предоставлении детям строительного материала и обстраивании игрушек, обыгрывании построек. Воспитатель подсказывает замысел работы и является активным участником игры.
В средней группе происходит дельнейшее развитие интереса детей к строительным играм, использование содержания построек в сюжетно ролевых играх, умение строить не только по образцу, но и по намеченной самими детьми теме. Воспитатель показывает приемы сооружения более сложных достроек, учит выбирать тему, определять последовательность возведения постройки. Руководство должно обеспечивать обогащена впечатлений детей об окружающей действительности, обучение строи тельным приемам путем использования образца, в процессе совместной с воспитателем постройки. Педагог предлагает и самостоятельный выбор как тематики построек, так и сюжетов игр.
В старшем дошкольном возрасте происходит расширение коллектив­ных игр, обучение детей предварительному их планированию, постанов­ке цели игры, определению участников по предварительному сговору, применению конструктивно-строительных умений не только по нагляд­ному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений. Воспитатель учит обдумывать игровые действия, сравнивать, претворять решения. Большое значение приобретает слово, источником постройки может быть рассказ взрослого.Строительно-конструктивные игры требуют особого внимания в ор­ганизации игровой среды. Воспитателю необходимо подобрать строи­тельный материал, соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей данного возраста. Материал должен быть разнооб­разным: напольный, настольный, разные виды конструкторов, наборы и т. д.; привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответст­вовать возможностям детей.

Наши рекомендации