Источники дошкольной педагогики
Источниками развития педагогики являются: 1) многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; 2) философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; 3) текущая мировая и отечественная практика воспитания; 4) данные специально организованных педагогических исследований; 5) опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.
народная педагогика- отражение народной мудрости и опыта воспитания в устном народном творчестве: пословицах, песнях, сказках, обрядах и обычаях, загадках, мифах и сказаниях. В этом творчестве содержатся поучения и суждения по самым равным вопросам воспитания и взаимоотношений между людьми.
идеи выдающихся мыслителей прошлого о воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Знание этих теорий помогает дошкольной педагогике не повторяться, учитывать накопленное.
Инструктивно-директивные документы в области дошкольного воспитания. Так, огромное значение для развития дошкольного воспитания в СССР имело принятое 21 мая 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "0 мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста". Постановление предусматривало целую систему мер материального и педагогического характера. Во исполнение этого постановления было утверждено в 1960 г.
"Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде" Необходимо было разрабатывать новую программу воспитания дошкольников, единую систему, обеспечивающую систематическое и последовательное развитие, воспитание и обучение ребенка с первых месяцев его жизни и до поступления в школу. В 1984 г.вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "0 реформе общеобразовательной профессиональной школы", после которого активно проводились исследования по возможности перевода обучения детей с 6-летнего возраста в школе.
В 1990 г. принимается "Концепция развития дошкольного воспитания в БССР" которая наметила основные пути перестройки работы в области дошкольного воспитания. В результате стали создаваться новые типы дошкольных учреждений, альтернативные программы воспитания и обучения дошкольников, пересматривалось содержание воспитательно-образовательной работы в детском саду,
В настоящее время важными документами, оказывающими влияние на развитие дошкольной педагогики, являются "Закон о правах ребенка", "Закон об образовании", "Положение о дошкольном учреждении" и т.д.
Данные смежных наук: психологии, анатомии, языкознания, эстетики, этики и др. Так, при разработке режима дня учитываются физиологические и психологические особенности детей раннего, дошкольного возраста. При организации учебного процесса обращается внимание на степень утомляемости детей, необходимость больше внимания отводить двигательной активности детей. Изменения в области языкознания влекут за собой изменения в разработке вопросов развития речи, умственного воспитания детей.
передовой педагогический опыт, современные прогрессивные теории и опыт зарубежных стран. В детской саду используют элементы системы Марии Монтессори. На страницах журнала "Пралеска" периодически публикуются находки в планировании, конспекты занятий, сценария праздников, новаторские методики (Е.Г.Ремизовская), представляется опыт воспитания и обучения детей за рубежом.
- Задачи и функции дошкольной педагогики
Задачи дошкольной педагогики:
- дать характеристику нравственных качеств личности, которые можно сформировать у ребенка в период дошкольного детства; обосновать методы и приемы воспитательной деятельности и показатели ее результативности.
- раскрыть возможности творческой деятельности педагога, воспитателя в условиях реализации различных образовательных программ.
- разрабатывать содержание и методы личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, в школе, семье.
- обоснование видов творческой деятельности детей и возможностей ее организации таким образом, чтобы при поступлении в школу они не теряли того творческого потенциала, который приобрели в детском саду.
- разработка содержания и методов развития экологической культуры у дошкольников, обеспечения последовательности, преемственности и систематичности этой работы.
- обосновать новый подход к организации, содержанию и методам образования и воспитания детей, начиная с трех-четырехлетнего возраста ребенка.
- обоснование закономерностей воспитания образования и развития ребенка.
- на основе изученных закономерностей разработать педагогические технологии, методы и приемы педагогического воздействия на детей в учебной и внеучебной деятельности.
Существуют теоретические и практические задачи педагогики, которые следует различать. Педагогика решает некоторые важные теоретические задачи:
1) определение закономерности процесса обучения, воспитания и образования;
2) изучение и обобщение опыта педагогической деятельности различных школ;
3) разработка и внедрение новых методов, форм, систем обучения и управления образовательными структурами;
4) изучение и внедрение результатов исследований в практику преподавания;
5) постановка целей и планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
Теоретические задачи целиком и полностью имеют практическое воплощение в образовательных учреждениях.
Практические задачи педагогики заключаются в том, чтобы «открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» (Ушинский К. Д., «О народности в общественном воспитании» (1857)).
- Место дошкольной педагогики в системе педагогических наук
Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы.
Философия — фундамент педагогики и, в частности, та ее часть, которая специально, занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания.
^ Философия воспитания— это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем.
История педагогики исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений.
Принцип историзма: понимая прошлое, заглядывать в будущее.
^ Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.
В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный).
Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:
- общие основы;
- дидактику (теория обучения);
- теорию воспитания;
- школоведение.
^ Дошкольная и школьная педагогика — подсистема возрастной педагогики. Здесь изучают
закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.
^ Педагогика высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых. Ее предмет—
закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения,
специфические проблемы получения высшего образования.
Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих.
Связь дошкольной педагогики с другими науками
Психологические науки (общая психология, детская психология, возрастная, педагогическая, социальная психологии)
Общественные науки (философия, эстетика, этика, социология)
Естественные науки (анатомия, физиология, педиатрия, гигиена)
Кроме того, дошкольная педагогика связана и с рядом других наук (экономика, математика, кибернетика, языкознание, литература и Др)
- Методы педагогического исследования в дошкольной педагогики
Метод исследования — это путь ведения исследования, включающий в себя ряд приемов (часть метода). От выбора и правильного использования метода зависит получение истинных знаний. Конкретные методы педагогического исследования представляют собой применение марксистской диалектики к познанию процессов воспитания, обучения и развития человека. Метод исследования внутренне связан с содержанием и качественными особенностями изучаемого объекта и обусловлен задачей исследования. Метод наблюдения — это планомерное изучение педагогического явления, в процессе которого исследователь может видеть явление в целом или его отдельные стороны, выявлять существенные, устойчивые связи, отделяя их от случайных. Главной задачей наблюдения является накопление фактов, фиксация их существенных сторон и методов. Наблюдение как метод исследования характеризуется прежде всего наличием ясно осознанной цели. Оно проводится по заранее разработанному плану, в котором указываются объект наблюдения, цель и задачи, программа, методика и техника наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов. Продуманная фиксация (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) имеет очень большое значение для сбора фактического материала. Большое место в педагогических исследованиях отводится эксперименту. Эксперимент— это научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы, изучение педагогического явления в специально созданных и контролируемых условиях при планомерном воздействии на изучаемый объект. Основное назначение эксперимента — проверка научных предположений и выявление взаимозависимостей между исследуемыми явлениями для более эффективного способа управления педагогическим процессом. В отличие от пассивного наблюдения в ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого педагогического явления или сам вызывает явление, ставит изучаемое явление в определенные условия, в соответствии со своей. гипотезой о возможном совершенствовании явления (процесса). При этом исследователь может устранять одни явления и усиливать другие.
С помощью педагогического эксперимента решаются различные задачи: выясняются условия, организационные формы и методы, способствующие повышению уровня, качества знаний, умений, навыков; выявляются новые методы и приемы, повышающие эффективность воспитания и обучения и т. д. Педагогический эксперимент может охватывать небольшую группу детей, всю группу или класс, детский сад или школу, ряд детских садов или школ.В зависимости от стоящих перед экспериментатором задач, характера исследования используется естественный и лабораторный эксперимент. Различие эксперимента естественногои лабораторногосвязано с условиями, в которых ведется исследование. Естественный эксперимент ставится в естественных условиях (он в основном используется при работе с детьми), а лабораторный— в специально созданных условиях.
Метод опроса. К этому методу относятся анкеты (форма письменного опроса) и интервью (форма устного опроса). Для получения массовых суждений прибегают к методу анкетного опроса. В том случае, когда необходимо собрать однородную информацию от небольшой группы лиц, обычно используют метод интервьюирования. Суть его состоит в том, что исследователь проводит в этой группе индивидуальные беседы по заранее составленному вопроснику и записывает получаемые ответы. В анкетах и интервью используются вопросы трех типов: 1) открытые, когда характер ответов, их форма, вид заранее не предусмотрены; 2) закрытые, когда опрашиваемый выбирает один или несколько ответов из ряда предложенных; 3) полузакрытые, когда опрашиваемый может выбрать один или несколько ответов и ему предоставляется возможность дать свободный ответ на поставленный вопрос.
Метод изучения детских работ, документации учебно-воспитательных учреждений. Изучение педагогической документации позволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. К источникам информации относятся планы и отчеты органов народного образования, заведующих дошкольными учреждениями, директоров школ, воспитателей и учителей, классных руководителей, пионервожатых, конспекты уроков и занятий, дневники и классные журналы, результаты художественного и технического творчества. Изучение этих материалов дополняет результаты наблюдений исследователя, помогает выявить новые факты.
- Современные отечественные и зарубежные теории воспитания и развития ребенка дошкольника
Первая теориярассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Данной теории соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. В данной теории главное это спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.
Вторая теорияпризнает взаимосвязь развития и обучения (Т.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.).Согласно этой теории, развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем, обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение тождественно друг другу.
Третья теорияполагает, что развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития» «забегает» немного вперед, опережая развитие ребенка. Взрослый «ведет» за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей человека. Данные положения были конкретизированы и обоснованы определенным предметным содержанием в работах АН. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др.
Полученные результаты позволили обосновать положение о ведущей роли обучения в развитии, выявить психолого-педагогические условия развивающего обучения(Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Педагогическая теорияразвивающего обучения предполагает высший теоретический уровень трудности обучения; быстрый темп обучения; непрерывное повторение учебного материала в новых условиях; воспитание у детей положительной мотивации учения и познания; гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей. (Более подробно характеристику см. в учебном пособии «Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников».
Педагогическая теория развивающего обучения нашла отражение в современной практике дошкольного образования (Ф.А. Сохин. Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, В.А. Петровский. З.А. Михайлова. В.Т. Кудрявцев и др.).
Психоаналитические теории(3. Фрейд. Э. Фромм. Э Эриксон. Э. Берн. А Адлер и др.) рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения. В педагогических теорияхподнимается вопрос о тендерном воспитании(поло-социальном), о психосоциальном развитии (как отношения ребенка с близкими людьми).
Теория привязанности(основатели американские психологи Джон Боулби и Мария Эйнсворт). В этой теории центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми. В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых показывается и доказывается решающее влияние качества привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д.
Бихевибристкая теориярассматривает развитие личности через научение ее способам поведения, «человек учится всю жизнь», он такой, «каким научился быть» (автор теории американский ученый Дж. Уотсон). Научение через подражание в данной теории является главным способом приобретения новых форм поведения (А. Бандура. Р. Сире и др.). Слабая сторона этой теории состоит в переоценке сознания человека, его воли и собственной активности.
Гуманистические теорииразвития личности предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию (К. Роджерс, А. Маслов, Ш. Бюлер). Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику Селестена Френе и др.
Деятельностный подход,широко используемый в нашей стране, предполагает развитие личности вдеятельности и благодаря деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).
С.А. Козлова, поднимая вопрос о методике ознакомления детей с правами ребенка, подчеркивает, что особенности психического развития детей дошкольного возраста позволяют формировать у них представления о правах человека. Эта работа должна опираться на понимание и понятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений с взрослыми, другими детьми.
Педагогическая теория правового воспитания детей дошкольников обосновывает необходимость, содержание, этапы, педагогические условия. Авторы называют три этапа воспитания: базовый — знакомство с нравственными нормами и правилами (этические беседы, специально созданные нравственные ситуации, видеозаписи нравственных поступков детей и т.п.); основной этап – ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь (чтение художественных произведений, этические беседы, рассказы-коллизии, упражнение в практических навыках поведения в различных видах деятельности); заключительный этап — рассказ о Конвенции о правах ребенка, принятой для всех детей планеты, чтение художественных произведений, создание коллажа о правах ребенка, этические беседы и т.п.
- Зарождение идей гуманистической педагогики в античной философии и дальнейшее развитие в трудах философов эпохи Возрождения
Принцип гуманизма предполагал отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.Как черта мировой культуры, гуманизм проявился еще в древнем мире. Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. Проявления гуманизма заметны на протяжении всей истории. Зародилось гуманистическое мировоззрение - о единстве, целостности и уязвимости человеческого общества, нуждающегося во взаимодействии и взаимной поддержке, в добровольном отказе от социального неравенства, от паразитизма сильных на угнетенных. В качестве примера достаточно обратиться к Нагорной проповеди Христа. В основе христианской, мусульманской и буддистской этики лежат принципы гуманизма. Как направление в культуре, гуманизм возник в XIV веке в Италии и распространился в Западной Европе с XV века. Возрождение, или Ренессанс ( от фр. renaitre - возрождаться ) стало одной из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающей почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали метод схоластической науки, основанный на формальной логике ( диалектике ), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли. Вначале он проявился в форме защиты светских ценностей против притеснений со стороны аскетичной средневековой церкви. В некоторых итальянских университетах вернулись к полузабытому и отвергнутому в средневековье античному культурному и научному наследию. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило христианской доктрине. Восстановление античного наследия не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры. Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не всегда четкое - некоего духовного и культурного единства, благотворность которого сказывается и в современный наш век. Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции - равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей яркой «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира.