Функции дошкольной педагогики

Функции дошкольной педагогики

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функцияпедагогики реализуется на трех уровнях:

1.описательном, или объяснительном, — изучение передового и новаторского педагогического опыта;

2.диагностическом — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

3.прогностическом— экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогикипредлагает также три уровня реализации:

1.проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В. В.Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание ихарактер; 2.преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции; 3.рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Функции и противоречия педагогической деятельности

В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.

1. В целеполагающую группу входят следующие функции:

§ ориентационная;

§ развивающая;

§ мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);

§ информационная.

· Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.

o 2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:

§ конструктивная;

§ организаторская;

§ коммуникативная;

§ гностическая.

Задачи интеллектуально-познавательного развития и воспитания

-раннее развитие задатков, дарованных ребенку природой;

-расширение кругозора детей;

-развитие познавательных интересов и потребностей, умений и навыков умственной деят-ти;

-развитие сенсорной культуры;

-развитие речи;

-формирование готовности ребенка к новой внутренней позиции "я - будущий школьник", готовности к совместной деятельности; развитие произвольного и осознанного регулирования умственной деятельности и поведения

Типы и формы обучения детей дошкольного возраста

Ролевая игра

Ролевые игры обычно подразделяют на сюжетно-ролевые и драматические.

Во время сюжетно-ролевых игр разыгрываются сюжеты взрослой жизни – так хорошо известные всем «дочки-матери», «магазин», «больница» и т.д. Ребенок, с одной стороны, следует общим правилам взрослых (например, мама хвалит или наказывает дочку, врач лечит пациента, а не наоборот), а с другой стороны, волен самостоятельно развивать сюжет и добавлять все новые и новые детали. В такой игре ребенок пробует себя в роли людей разных профессий, внешностей и полов, тем самым, обучаясь вставать на место другого человека и с уважением относиться к их точке зрения. Кроме того, сюжетно-ролевые игры хороши для развития творческого мышления и применения уже полученных знаний и навыков в различных выдуманных ситуациях.

Для драматических игр характерен точный изначально выбранный сюжет, которому ребенок должен следовать. Это разнообразные постановки, как индивидуальные, так и групповые. Театральная игра развивает артистизм, умение контактировать с публикой (пусть даже сначала она представлена узким кругом семьи), память (ведь свою речь и действия нужно выучить), ну и творческий подход, конечно, тоже, особенно, если стоит задача приготовить декорации и костюмы.

Дидактические игры

Это обучающие игры, превращающие учебный процесс, зачастую скучный и быстро утомляющий малышей, в настоящее развлечение. Типичный пример дидактической игры – лото, причем это может быть не классическое лото с цифрами, а лото-времена года или лото-страны и пр.

Дидактические игры направлены на изучение каких-то систем, явлений, процессов, поэтому их основная цель – получение новых знаний и их применение. Однако этим их польза не ограничивается, потому что дидактические игры могут включать в себя и сюжетно-ролевые, и творческие аспекты, а также прививать навыки взаимодействия с другими людьми и коллективного решения задач.

Строительные

В строительные игры дети начинают играть довольно рано – 1-1,5 года. Сначала это складывание примитивных башенок, платформ, домиков из кубиков или просто подручных предметов, уже потом – настоящее конструирование. Всем известный и многими любимый ЛЕГО - хоть и замечательный, но далеко не единственный пример хороших конструкторов. Свободное строительство прекрасно развивает конструктивные и творческие способности, а сбор по схемам приучает к внимательности и терпению.

Подвижные

Что такое подвижное игры, объяснять не приходится! Да и польза их очевидна – физическое развитие, тренировка координации, скорости реакции и т.д. Наверное, нет ни одного ребенка (и взрослого тоже!), который не играл бы в догонялки, салки, жмурки…

На народные игры мне хочется обратить особое внимание. Их названия у всех на слуху – «Гуси-Лебеди», «Фанты», «Лапта». Но очень немногие знают их правила, не говоря уже о замечательных, иногда очень поэтичных, присказках, которые не только украшают игру, но и придают ей театральность.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинирован­ность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения об­щественного опыта. В игре формируются и развивают­ся все стороны личности ребенка, происходят значитель­ные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Классификация игрушек. Требования к игрушке

В педгогической классификации — следующие группы:

— игрушки, развивающие первоначальные движения и восприятие (погремушки, кольца, пирамидки);

— игрушки, знакомящие детей с окружающим миром, с природой (мебель, посуда, куклы, фигурки животных). Это образно-сюжетные игрушки;

— игрушки, способствующие физическому развитию детей (каталки, скакалки, мячи);

— технические игрушки, знакомящие детей с элементами науки и техники (конструкторы, модели машин);

— игрушки, способствующие художественному и музыкальному развитию детей (кукольный театр, металлофоны);

— игрушки-забавы, вызывающие у ребенка восторг, удивление, смех (игрушки заводные);

— настольные игры, развивающие у детей усидчивость, смекалку, дисциплинированность (игры-головоломки, хоккей, футбол, лото);

— елочные игрушки (флажки, шары, маски).
Игрушки — изделия, предназначенные для детей до 14 лет. Игрушкам принадлежит важная роль в развитии ребенка. Они являются материальной базой игр. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие. Игрушки помогают ребенку познавать окружающий мир, приучают его к целенаправленной, осмысленной деятельности, развивают воображение, интуицию, формируют у ребенка нравственные ценности, любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность, воспитывают художественный вкус, побуждают к творчеству.

Именно с помощью игрушек и игр ребенок наиболее естественно и непосредственно открывает для себя одну за другой сферы общечеловеческого знания, получает необходимую предметную информацию. Играя, ребенок осваивает различные способы действия в определенных мыслительных или реальных ситуациях, накапливает свой первый опыт жизни. В игре развивается способность к осознанию деятельности и человеческих отношений.
Игрушки могут быть классифицированы по педагогическому назначению, возрасту детей, материалу изготовления.

По педагогическому назначению игрушки условно объединяют в следующие группы:

• развивающие первоначальные движения и восприятия;

• знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира;

• способствующие умственному развитию;

• знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки;

• способствующие художественному и музыкальному развитию детей;

• знакомящие детей с элементами науки и техники;

• способствующие физическому развитию;

• развивающие жизнерадостность и чувство юмора.

Некоторые игрушки объединяют в себе признаки и свойства разных групп, становятся не просто функциональными, а многофункциональными, реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать на все его чувства
Игрушки, знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира (образные), знакомят детей с людьми, животным и растительным миром, техникой, предметами домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек наиболее разнообразен. К ним относятся куклы (с одеждой, мебелью, предметами быта, жилищем); фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства. В играх с ними расширяются и уточняются представления ребенка об окружающем мире, развиваются мышление, речь и воображение.

Игрушки, способствующие умственному развитию (дидактические), объединяют игрушки, содержащие обучающий элемент. К этой группе относятся многочисленные настольные и компьютерные игры, игры-головоломки: наборы ребусов, кроссвордов, чайнвордов, расширяющие кругозор, развивающие интерес к знаниям, внимание, память, мышление, речь, сообразительность, наблюдательность.
К игрушкам, способствующим художественному и музыкальному развитию детей, относятся калейдоскопы, мозаика, альбомы для раскрашивания картинок, наборы пластилина для лепки, наборы по художественным ремеслам: выжиганию, резьбе по дереву; конструктивно-художественные, театральные и музыкальные игрушки. Музыкальные игрушки знакомят детей с различными видами музыкальных инструментов, с основами музыкальной грамоты, развивают музыкальный слух, чувство ритма. Театральные игрушки знакомят детей с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, способствуют обогащению речи.

К игрушкам, знакомящим детей с элементами науки и техники, относятся наборы для сборки технически сложных электронных конструкций: моделей автомобилей, самолетов, судов, телефона, радиоприемников, различные электронные игры, микроскопы, наборы для опытов по физике, химии. Они знакомят детей с устройством и принципом действия машин, приборов, техническими чертежами, физическими и химическими явлениями, способствуют формированию навыков самостоятельного конструирования, развивают техническую грамотность и творчество, помогают политехническому образованию детей.

К игрушкам, способствующим физическому развитию детей (спортивно-моторные игрушки), относятся игрушки для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, санки и др.), для прыгания (скакалки), для бросания (мячи, городки, кегли и др.), для развития и укрепления мускулатуры ног (спорт-роллеры, самокаты, велосипеды, педальные автомобили, лыжи, коньки и др.), для развития меткости (ружья, арбалеты, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев, (сборно-разборные игрушки: пирамидки, матрешки; бадминтон, настольный теннис и др.), для развития координации движения, ловкости, гибкости (обручи, кольца и шары для жонглирования и др.).

К игрушкам, развивающим жизнерадостность и чувство юмора, относятся игрушки-забавы: различные электронные роботы, игрушки-сюрпризы с выскакивающими из коробочки смешными фигурками, надувные резиновые игрушки, наборы фокусов, прыгающие и клюющие птицы, кувыркающиеся обезьянки, вращающийся волчок и др.

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты любой деятельности (цель, мотив, план, процесс, результат), но их формирование и развитие в дошкольном детстве своеобразны. Постановка цели. Дети младшего дошкольного возраста не могут ставить цель в труде, они не могут сказать себе: «Я сделаю это», «Я хочу сделать это», потом удержать эту цель и следовать ей в процессе выполнения задуманного. Младший дошкольник пока не умеет удерживать в памяти весь процесс и результат. Он сразу начинает действовать, его действия носят не целенаправленный, а процессуальный характер. Цель не имеет для маленького ребенка смысла, он формулирует ее только для обозначения сиюминутного действия. Старшие дошкольники уже могут самостоятельно сформулировать цель своей деятельности и удерживать цель на протяжении всего процесса до получения результата. Правда, такие умения проявляются детьми на материале уже известного труда (по самообслуживанию, уборке помещения и др.), но, если ребенок встречается с незнакомым ранее содержанием труда, он испытывает те же трудности, что и малыши; ему нужна помощь взрослого.Особенность данного компонента трудовой деятельности дошкольников — участие взрослого. Самостоятельность детей в постановке цели и ее осознание относительны. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы. Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть чашку, подмести, убрать постель, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять. К трудовой деятельности относится операция планирования последовательности действий. Она отсутствует у младших дошкольников и осуществляется с помощью взрослого старшими. Простые и известные действия ребенок может планировать, может рассказать, что и за чем он будет выполнять. Но при получении более сложного задания он испытывает затруднения. Однако при специальном обучении планированию дети овладевают этим навыком. Оценка. Эта операция сложна для малышей и более легко удается старшим дошкольникам. С помощью взрослого старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей работы. Сначала они овладевают оценкой результата и лишь позже учатся предвидеть, к плохому или хорошему результату приведут их усилия. Результат. Результат видят все дошкольники. Однако младшим интересен лишь сам процесс выполнения трудовых действий, старшие стремятся к получению результата.

Таким образом, говорить о трудовой деятельности у младших дошкольников преждевременно, речь может идти лишь о формировании отдельных трудовых умений, действий. У старших дошкольников при некоторой условности можно допустить наличие элементов трудовой деятельности, но совершаемой вместе со взрослыми и с их помощью. Тем не менее следует отметить большую воспитательную роль даже самых простых трудовых навыков. Особенности труда дошкольников: связь с игрой, опора на помощь взрослого, отсутствие материально и общественно значимого продукта труда, нравственная мотивация труда.

ПРАВА ДЕТЕЙ

С момента рождения:

— на имя;

— на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);

— на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

— на гражданство и др.

С 6 лет добавляется право:

— совершать мелкие бытовые сделки;

— совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения

С 8 лет добавляется право:

— на участие в детском общественном объединении.

С 10 лет добавляется право:

— на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса.

С 14 лет добавляются права:

— получить паспорт гражданина Российской Федерации;

— самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;

— давать согласие на изменение своего гражданства;

— самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

— самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;

— управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла.

С 15 лет добавляется право:

— работать с согласия профсоюза, не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством

С 16-ти лет добавляются следующие права:

— вступить в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;

— работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством; быть членом кооператива;

— управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;

— быть полностью дееспособным.

В 18 лет человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

РОДИТЕЛИ

Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Согласно Семейному Кодексу РФ, это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак, и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ

– на бесплатное получение их детьми основного общего образования;

– выбора для своих детей образовательного учреждения и форм получения образования (до получения несовершеннолетними детьми основного общего образования);

– на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования;

– на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;

– на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;

– участвовать в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети, в формах, определенных Уставом;

– на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;

– на помощь со стороны школы в обучении и воспитании детей;

– выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;

– обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями;

– общее собрание родителей учащихся образовательного учреждения вправе принимать решение о направлении в высший орган государственной аттестационной службы требования о предъявлении образовательному учреждению рекламации на качество образования и/или несоответствие образования требованиям государственного образовательного стандарта;

– защищать права и законные интересы детей, выступать их законными представителями;

– на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав.

ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

– обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;

– воспитывать детей, исключая жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;

– обеспечивать необходимые условия для нормального развития ребенка;

– создавать необходимые условия для получения своими детьми образования; обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования;

– выполнять Устав образовательного учреждения;

– не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

– содержать своих несовершеннолетних детей.

ответственность родителей

Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:

– уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

– злоупотребляют родительскими правами;

– жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность;

– совершили преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка.

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Административная ответственность

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

– в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей,

– за доведение ребенка до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача,

– за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения,

– за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.

Уголовная ответственность наступает:

– за вовлечение своего ребенка в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;

– за вовлечение ребенка в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;

– за вовлечение ребенка в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

– за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;

– за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолетними детьми (до 14 лет).

РАБОТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Общепризнанные права человека, закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах распространяются на педагогических работников в равной мере как на любого человека. Вместе с тем, в связи со спецификой профессиональной деятельности, у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории работников.

ПРАВА ПЕДАГОГОВ

Педагогические работники образовательных учреждений имеют право:

– на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления (более подробно о запрете на педагогическую деятельность в конце раздела);

– создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным государством, и руководить этими учебными заведениями;

– иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;

– на получение информации от администрации образовательного учреждения, органов управления образованием;

– на уважение своей профессиональной и личной чести и достоинства со стороны других участников образовательного процесса;

– на свободное выражение своего мнения;

– на участие в работе методических объединений, творческих групп и других профессиональных объединений;

– на свободное и безопасное пребывание в стенах школы.

– на охрану здоровья и медицинское обслуживание, на улучшение условий своего труда;

– на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

– на участие в управлении образовательным учреждением в порядке, предусмотренном Уставом образовательного учреждения;

– на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением; методов оценки знаний учащихся;

– на отдых во время перемены и после уроков;

– на повышение квалификации с помощью администрации образовательного учреждения, которая с этой целью создает условия, необходимые для успешного обучения работников в высших профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;

– на сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю;

– создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчинения уставам этих организаций;

– на участие в забастовках;

– на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяется учредителем и (или) Уставом образовательного учреждения;

– на работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;

– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

– на получение пенсии по выслуге лет;

– аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

– для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющим индивидуальный план – на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной плат; на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Должностные обязанности педагогических работников отражены в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) к работникам учреждений образования, а также подробно регламентируются Уставом образовательного учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Работники образовательных учреждений обязаны:

– уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;

– соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;

– осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;

– реализовывать образовательные программы и обеспечить уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

– способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;

– стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы, постоянно повышать свой профессиональный уровень;

– проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного учреждения;

– выполнять Устав школы и правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, выполнять обязанности дежурного учителя;

– быть примером достойного поведения в школе и общественных местах;

– уважать права родителей и иных законных представителей учащихся;

– принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися;

– аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения учащихся, своевременно предупреждать о предстоящих контрольных работах.

Педагогические работники должны знать:

– Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты Российской Федерации и региональные по вопросам образования;

– основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач и специальных дисциплин (педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы);

– основы права, научной организации труда;

– основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

– программы и учебники, требования к оснащению и оборудованию кабинетов, средства обучения и их дидактические возможности;

– правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:

– замечание;

– выговор;

– увольнение по соответствующим основаниям.

Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации являются:

– повторное в течение одного года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

– применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) Устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов учащихся.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.

60. Создание новых моделей дошкольного образования

Создание модели дошкольного образовательного учреждения становится настоятельной потребностью в современных российских условиях. Актуальность такого подхода особенно возрастает в условиях, когда множество семей попросту теряются в многообразии форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Создание принципиально новой модели дошкольного образовательного учреждения, максимально упростит выбор родителями программы развития ребенка, удовлетворит потребности практически любой семьи. Одной из важных проблем образования в обществе со сложной стратификационной структурой является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые возможности. Одним из способов реализации равенства возможностей является создание модели образовательного учреждения принципиально нового типа, обеспечивающей оптимальный маршрут развития для каждого ребенка. При этом ребенок с «особыми» потребностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. Особенности в развитии, обусловленные различными причинами, в том числе заболеванием, приводят к «выпадению» ребенка из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, нарушается связь с социумом, культурой как источником развития.

Разработка и создание действующей модели дошкольного образовательного учреждения принципиально нового типа, объединяющей службы различной функциональной направленности, положительно повлияет на увеличение количества детей, охваченных государственной системой дошкольного образования, будет способствовать успешному формированию базисных характеристик личности каждого ребенка и обеспечит амплификацию развития. Это представляется возможным при соблюдении определенных условий:

1)наличие в учреждении помещений, оборудованных для реализации специальных программ;

2) создание штата высококвалифицированных специалистов;

3) достаточная оснащенность учреждения (игровое и методическое оборудование, компьютерная и видеотехника).

Задачи:

1. разработать концептуальные положения реализации проекта;

2. разработать общие принципы организационной модели инновационного дошкольного образовательного учреждения;

3. разработать и описать содержательную модель инновационного дошкольного образовательного учреждения;

4. экспериментально проверить действенность разработанной модели, ее значение для микро- и макросоциума города.

Создание подобных учреждений положительно повлияет на увеличение количества детей, охваченных государственной системой дошкольного образования. Это касается как семей, имеющих нормально развивающихся детей, так и семей, имеющих детей <

Наши рекомендации