Раздел 4. «Эмоционально-волевая сфера личности»
Тема «Эмоции. Чувства.»
Задача 35
Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик, отличник, не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние: всё забыл.
1. Дайте определение понятиям эмоции и чувства. Чем они отличаются друг от друга?
2. Чем отличаются формы протекания эмоций от чувств?
3. Определите, к какой категории эмоциональных явлений (положительные и отрицательные эмоции, стенические и астенические эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс) относится переживание, описанное в каждом случае. По каким признакам это можно установить?
4. Влияет ли воля на развитие чувств в описанной ситуации?
Задача 36
Ученик 7 класса рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда всем начинает говорить грубости. Злоба так захватывает его, что он хочет её вылить на других. Из-за этого возникают ссоры, драки и прочие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается.
1. Чем можно объяснить такое поведение ученика? Связано ли это с особенностями его эмоционально-волевой сферы?
2. Дайте определение понятиям: эмоции, чувства.
3. Проявления эмоций или чувств представлено в данном примере?
4. Определите, к какой категории эмоциональных явлений (положительные и отрицательные эмоции, стенические и астенические эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс) относится переживание, описанное в каждом случае. По каким признакам это можно установить?
Задача 37
После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга.
1) Какие виды чувств Вы знаете? Дайте им характеристику.
2) В приведенном примере представлено проявление эмоций или чувств?
3) Приведите пример аналогичного состояния, который Вы встречали в жизни и практике.
4) Приведите пример состояния, обратного данному, который Вы встречали в жизни и практике.
Тема «Воля»
Задача 38
В повести Е. Ильиной «Четвёртая высота» есть эпизод, в котором рассказывается, как во время подготовки к школьным экзаменам Гуля отвезла в зазеленевший лес свою белку, проводила на вокзал маму, уехавшую в Сочи, и вернулась в опустевшую квартиру. С ней осталась Фрося.
- Ну, Фросенька, - сказала Гуля, - не сойду с этого места пока не пройду всю физику. И Гуля села за свой стол. Подперев голову руками, она углубилась в учебник. Комната была залита июньским солнцем. Под окном распустилась акация.
- Как сейчас хорошо на Днепре! - с тоской думала Гуля. - Взять бы байдарку и поплыть вниз по течению. А потом лечь на белый песок и смотреть в небо! Но это потом, после экзамена. А сейчас надо забыть обо всём на свете, кроме физики.
- «Теплота» …Как назло приходится повторять эту несчастную «Теплоту», когда и так некуда деваться от жары.
Вдруг в дверь постучали. В переднюю вошла Гулина одноклассница Надя, одна из самых нарядных и хорошеньких девочек в классе.
Гулька, - сказала Надя, едва переводя дух, - бросай всё! Лемешев в Киеве! Мировой концерт. Есть два билета!
- Ты что, в уме? - спросила Гуля. - А физика?
- Физика подождёт. Неужели ты пожертвуешь Лемешевым ради несчастной физики?!
- Я не шучу, Надька, - серьёзно сказала Гуля. - Ты же знаешь, мне недолго собраться, особенно если такой концерт. Приходится держаться во как! Думаешь, мне приятно париться? Но ведь осталось ещё добрых 50 страниц. Видишь?
- Я буду ночью учить « Теплоту», - сказала Надя, вертясь перед зеркалом…
- Ты, Гулька, вечно чего-то невозможного требуешь от себя, и других. Ну, насильно в рай не тянут. Сиди, зубри!
Когда Надя, чмокнув Гулю, убежала, дверь не успела закрыться за ней, как застенчивый мальчишеский голос по телефону позвал Гулю на Днепр кататься на лодке.
- Не могу же! Занята я! Отстаньте от меня все! - крикнула со слезами в голосе Гуля и, положив трубку, накрыла телефон диванной подушкой.
- Не подойду больше, хоть тресни! - сказала она и пошла к своему столу, заваленному книгами. До вечера просидела она над физикой, не вставая. (По Ф. Н. Гоноболину.)
1) С какими трудностями пришлось встретиться девочке (внешними и внутренними)?
2) Выделите их и определите их вид.
3) Какие функции воли проявились в данном описании?Поясните свой ответ.
4) Укажите, какие этапы волевого действия проявляются в описанных ситуациях?
Задача 39
В очень жаркий день подросток М. работал на пришкольном участке. Ребята позвали его купаться. Хотя М. выглядел очень усталым и изнурённым, он отказался, объяснив, что решил доводить любое начатое дело до конца.
1. О каком процессе эмоционально-волевой сферы личности идет речь в данном примере?
2. Дайте определение понятия воля.
3. Перечислите и дайте краткую характеристику функциям воли.
4. Укажите, какая функция воли (активизирующая или тормозящая) проявляется в каждой ситуации. Дайте обоснование своего ответа.
Тема «Конфликт»
Задача 40
Десятиклассники пишут контрольную работу. Один из них подглядывает в тетрадь. Учитель делает замечание и требует эту тетрадь. Ученик прячет тетрадь в портфель и твёрдо отвечает:
- Не дам!
И сколько учитель не настаивал, всё было напрасно. Пришлось парня выставить за дверь, а в журнал поставить двойку. Лишь позднее выяснилось, что тетрадь была из другого класса, и юноше не хотелось подводить товарища.
1) Докажите, что это конфликт.
2)Определите его вид.
3)Выявите, каким способом он разрешён.
4)Оцените «соблюдение» педагогом правил поведения в конфликте.
Задача 41
На одном из уроков математики в 10 классе новый ученик, недавно переведённый из другой школы, самоуверенный юноша не без способностей и поэтому надеявшийся «проскочить», после очередной, вполне заслуженной двойки тут же у доски нагрубил учительнице:
- Ну, Варвара Борисовна, зарубите себе на носу, больше я до вашей математики и не дотронусь.
- Ну, Голубев, - тут же с усмешкой под хохот класса ответила учительница, - стану я из-за вашей математики нос себе калечить.
1) Докажите, что это конфликт.
2) Определите его вид.
3) Выявите, каким способом он разрешён.
4)Оцените соблюдение педагогом правил поведения в конфликте.
Задача 42
Витя, воспитанник приюта, - впечатлительный мальчик. Однажды он получил тройку по любимому предмету - истории и очень опечалился. Вернувшись в приют, он ни о чём больше думать не мог, кроме этой злополучной тройки. На беду было организовано собрание воспитанников. На этом собрании Витя сидел и машинально складывал и раскладывал какую-то бумажку, а сам думал о случившейся неприятности.
- Что ты там делаешь? Почему не слушаешь? - обрушился на него воспитатель. - Ты стал плохо вести себя…
- Ну и что ж! - вызывающе буркнул Витя.
- Как ты разговариваешь с воспитателем? Встань!
- А чего мне вставать? Я ничего не сделал…
- Ах, так? Ну, тогда выходи отсюда!
- Не пойду…
- Нет, пойдёшь…
- Не пойду! - уже с плачем крикнул Витя.
Но воспитатель, не обращая внимание на его протесты и неодобрительный шёпот всех воспитанников, вытолкал Витю за дверь.
1) Рассмотрите возникший конфликт. Выявите его структуру.
2) Определите стратегию поведения в конфликте всех его участников.
3) Оцените соблюдение педагогом правил поведения в конфликте.
4) Предложите свой вариант разрешения данного конфликта.
Задача 43
В 10 класс пришла новая ученица Валя. Староста класса предложил ей подумать, как бы она могла участвовать в общественной жизни класса. Однако разговора не получилось.
- Идите вы со своей общественной работой! Я в другой школе хорошо училась, а здесь сразу стала неуспевающей. Не трогайте меня я и без вашей общественной работы как-нибудь обойдусь.
Её «смелость» кое-кому понравилась и вызвала сочувствие.
- Правильно она говорит. Если человек не хочет нести общественной нагрузки, не надо уговаривать. Это дело добровольное.
Вскоре вокруг Вали сгруппировались несколько мальчиков и девочек, которые отказались от всех общественных дел, плохо учились. Валя чувствовала себя героиней. Актив класса и классный руководитель решили собрать классное собрание и пригласить родителей Вали. Разговор получился большой и серьёзный. Оказывается, девочка сказала неправду ребятам: она не успевала и в той школе, откуда пришла. Ребята резко критиковали Валю за неуспеваемость, грубость, нечестность, плохое отношение к товарищам. Сначала Валя держалась вызывающе, но когда заплакала мать, и выступил с критикой дочери отец, она замолчала. Ребята взялись помочь Вале в учении. Кроме того, учитывая склонность Вали к естественным наукам, ей поручили работу в живом уголке школы. История закончилась благополучно. Валя вскоре стала учиться удовлетворительно, и ребята стали считать её надёжной подругой.
1)Проследите динамику вхождения Вали в коллектив.
2)Почему возник конфликт?
3)Можно ли считать Валю отверженной? Почему?
4) Предложите свой вариант разрешения данного конфликта.