Модуль 1 «ПСИХОЛОГИЯ» (1 семестр)

Тема «Методы психологии»

Задача 1

Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных раздражителей или состояний организма (бодрствование, сон). Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые показатели фиксируются точной аппаратурой.

1) Дайте определение метода исследования в психологии.

2) Какой метод психологии применен в следующем примере?

3) К какой группе методов по Б.Г.Ананьеву относится данный метод?

4) В чем заключается сущность приведенного метода?

Ответ:

Метод (в широком смысле) - путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний (принципов). Метод (в узком смысле слова) представляет собой реализацию определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.

В приведенном примере, описанный метод исследования — лабораторный эксперимент.

Согласно классификации Б.Г. Ананьева, эксперимент относится к эмпирической группе методов исследования.

Лабораторный эксперимент протекает в специально созданных условиях с использованием специальной аппаратуры. Действия испытуемого определяются инструкцией. Испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя истинного смысла эксперимента может и не знать.

Задача 2

На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов, тщательно анализируя письменные работы школьников и сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы об особенностях индивидуального стиля старшеклассников.

1) О каком методе психологии идет речь в приведенном примере?

2) В чем заключается сущность описанного метода?

3) К какой группе методов по Б.Г.Ананьеву относится данный метод?

4) Приведите примеры данной группы метода, опираясь на факты из жизни и практики.

Тема «Психика»

Задача 3

Дельфины чрезвычайно быстро обучаются. Чтобы дельфины усвоили новый сигнал, им достаточно лишь два-три раза показать требуемое действие. Так, дельфины обучались ловить пищу на лету, аккуратно брать её с тарелочки, хватать корм из рук и даже изо рта дрессировщика, находившегося на высоте почти 5 метров от поверхности воды. Дельфины позволяли запрягать себя в упряжку, чтобы возить плотик с человеком. Они охотно играли в баскетбол и с большой точностью с шестиметрового расстояния забрасывали мяч в корзину, поднятую над водой почти в человеческий рост. Дельфины ухитрялись звонить в колокольчик, дёргая за шнурок во время изящного прыжка, и даже вытаскивали платки из карманов зрителей.

1. Дайте определение психики.

2. К какой стадии развития психики и поведения животных относится следующий пример?

3. Чем навыки животных отличаются от навыков человека?

4. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

Задача 4

В Сингапуре имеется специальный обезьяний питомник, где подготавливают иобезьян к "работе" ботаников. Обезьяны довольно легко запоминают около 25 слов, которыми пользуются люди, отдавая распоряжения четвероногим помощникам, прыгающим на ветвях на высоте пятиэтажного дома. Обезьяны обламывают и приносят людям отдельные листья и цветы, которые достать другим способом бывает невозможно. Таких обезьян учёные используют при сборе гербариев в тропиках.

1) Перечислите известные Вам стадии развития психики и поведения животных. Дайте характеристику каждой из стадий.

2) К какой стадии развития психики и поведения животных относится следующий пример?

3) Какие животные (кроме обезьян) также относятся к данной стадии развития психики. Обоснуйте ответ.

4) Что общего и что специфического в поведении животного и человека?

Задача 5

Лёша М. придя из колледжа в общежитие, сразу решил выучить тему «Госстандарт». Однако, как он ни старался, определение Госстандарта он не мог правильно запомнить. После небольшого отдыха студент безошибочно запомнил его.

1) Дайте определение психическим явлениям.

2) Перечислите известные Вам психические явления и дайте им определения.

3) Определите, к какой группе психических явлений относится описанная ситуация.

4) Приведите пример, где встречаются аналогичные психические свойства.

Тема «Личность»

Задача 6

У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении в протекании других познавательных процессов, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одной деятельности на другую.

1) Дайте определение понятий индивид и личность.

2) Чем отличается личность от индивида? Укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга.

3) Определите, в приведенном выше примере отмечены проявления в поведении людей свойств индивида или свойств личности?

4) При каких условиях свойства индивида могут стать свойствами личности?

Задача 7

Студент рассказал о том, как он распределяет время между учёбой, спортом и личной жизнью.

1) Определите, в приведенном выше примере отмечены проявления в поведении людей свойств индивида или свойств личности?

2) Дайте определение понятиям индивид, личность.

3) Чем отличается личность от индивида? Поясните ответ.

4) Приведите примеры из жизни и практики, в которых бы речь шла о проявлениях в поведении людей свойств индивида и свойств личности.

Тема «Деятельность»

Задача 8

Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя и знаете, что транспорт оттуда не может идти.

- Дайте определение понятия деятельности.

- Определите, в данном примере говорится о деятельности? По каким признакам вы это установили?

- Определите, в приведенном выше примере проявляются умения, навыки, привычки?

- Приведите примеры из жизни, где, по - вашему, мнению, проявляются умения, навыки, привычки?

Задача 9

В цехе работает мостовой кран. В кабине крановщика три рычага: один — поднимает и опускает груз, другой - продвигает кран поперёк цеха, третий перемещает мост крана вдоль оси. Работая всеми рычагами, крановщик перемещает груз по трём осям так, что груз движется по прямой линии.

- О какой специфической человеческой форме отношений к окружающему миру говорится в данном примере? Дайте ему определение.

- Определите, в приведенном выше примере проявляются умения, навыки, привычки?

- Дайте определение умениям, навыкам, привычкам.

- Приведите примеры из жизни, где, по - вашему, мнению, проявляются аналогичные действия?

Тема «Общение»

Задача 10

Машина мама пришла в школу узнать, как учится и ведёт себя её дочь. Только она успела переступить порог учительской, как на неё обрушивается то один, то другой учитель:

- Ваша дочь - законченная лентяйка.

- А, Машина мама, наконец-то… Хорошо, что пришли, я уж сама собиралась вас вызвать: болтает ваша дочка на уроках, никакого сладу с ней нет…

Но вот в учительской появляется Машина классная руководительница. Она берёт маму под руку и уводит в укромный уголок. И вот они уже разговаривают о чём-то шепотом. Классная руководительница обязательно найдёт что-то такое, от чего Машино положение не будет казаться маме совсем безнадёжным. Она непременно расскажет, какая Маша добрая, как любят её в классе, как близко к сердцу она принимает все классные дела. И только потом разговор пойдёт о двойке за последний диктант, о невыученном уроке истории, о разговорах на уроке математики.

И спустя несколько минут уже слышится голос Машиной мамы:

- Спасибо, голубушка. Я уж постараюсь, прослежу.

И уходит она из школы не раздражённая, а озабоченная новыми задачами, которые

придётся решать вместе с классной руководительницей.

1) Проанализируйте ситуацию с точки зрения психологии общения. Установите, на каких уровнях осуществляется общение?

2) Какие функции общения реализуются в данной ситуации?

3) Определите вид общения?

4) Спланируйте дальнейшие действия участников общения.

Задача 11

Одиннадцатиклассница Лена вместе со своим другом Толей отправилась в больницу навестить больную мать.

Когда они вошли во двор больницы, кто-то из однопалатниц матери сказал:

- К вам дочка. И не одна, а с парнем.

Мать поднялась, подошла к окну, и на её бледном лице засияла улыбка.

- А, и Толик пришёл. Вот спасибо, сынок. Ну, как, контрольную уже выслал?

- Давно. Я уже и забыл про неё, - похвалился Толик. Потом, указывая на Лену, заявил:

-Смотрите, в каких она туфлях пришла. Заставлял её надеть ботинки - не захотела. Говорит: «Не учись, мол, приказывать».

- Ой, Леночка, что же ты делаешь, холод такой! - забеспокоилась мать. - И как ты там дома одна, без меня.

- Вы не беспокойтесь, - ответил за девушку Толя. - Я всё свободное время бываю у вас, помогаю ей. Сегодня даже на базар ходил.

- Хорошо, хорошо, Толик. Я знаю, ты у меня умница.

Разговаривали они втроём, и мать то тревожилась, то ласково улыбалась.

Когда они уходили, Лена помахала матери, мать всплакнула. Юноша, заботливо

оглядев Лену, поднял воротник её шубы и взял у неё хозяйственную сумку. Ещё раз они оглянулись на окно и, взявшись за руки, пошли домой.

1) Установите, на каких уровнях осуществляется общение?

2) Определите вид общения?

3) Какие функции общения реализуются в данной ситуации?

4) Спланируйте дальнейшие действия участников общения.

Наши рекомендации