Каковы же критерии оценки деятельности директора школы?

Практика показывает, что от уровня работы руководителя в значительной степени зависит успешность работы всего школьного коллектива. Вот почему критерии оценки деятельности директора школы — важное средство повышения качества работы школы, они не только дают возможность объективно проанализировать работу руководителя школы, но и служат определенным ориентиром, эталоном, обеспечивая направление деятельности, распределение сил, пути совершенствования педагогического мастерства и уровня руководства администрации школы.

Закон об образовании ясно и четко определяет круг обязанностей директора школы. Он несет ответственность перед государством за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое развитие, повышение работников, связь школы с семьей, а также за хозяйственно-финансовое состояние школы.

Оценка деятельности руководителя школы определяется:

— по результатам работы школы;

— по личному вкладу директора школы в организацию учебно-воспитательной работы;

— по стилю его работы, специальной подготовке, организаторскому таланту.

Результаты работышколы. Аттестационная комиссия изучает результаты работы школы за последние годы на основе имеющихся актов проверки, а также при личном ознакомлении с работой школьного коллектива, качеством знаний учащихся, уровнем их воспитанности, системой повышения квалификации учителей, уровнем уроков и воспитательных мероприятий.

Личный вклад директора школы в организацию учебно-воспитательного процесса.

Определяется качество работы директора с учителями, учениками, родителями и работа директора по созданию условий для успешного протекания учебно-воспитательного процесса.

1. Успешная работа директора школы с учительскими кадрами по совершенствованию их педагогического мастерства:

— правильная расстановка кадров учителей и классных руководителей;

— организация системы повышения квалификации учителей в школе;

— высокий уровень подготовки и проведения педагогических советов;

— индивидуальная помощь отдельным учителям.

— эффективность системы педагогического контроля (качество анализа уроков, воспитательных мероприятий лично директором и работа по исправлению отмеченных недостатков);

— педагогическая целесообразность и действенность приказов, замечаний, указаний и рекомендаций директора, связанных с работой учителей;

— умелая координация работы с заместителями, обеспечивающая совместную помощь учителям и рост профессионального мастерства заместителей директора.

2. Умелое руководство ученическим коллективом:

— комплексное планирование воспитательной работы в школе, координация всех воспитательных мероприятий;

— работа по трудовому, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию всех учащихся;

— действенность личного общения с отдельными учащимися в официальной и неофициальной обстановке, работа с трудными подростками;

— работа с талантливой молодежью по развитию их научных, технических и художественных дарований.

3. Эффективность работы директора с родителями учащихся и общественностью по воспитанию детей:

— умелая организация педагогической пропаганды в школе и микрорайоне;

— активизация деятельности родительского комитета;

— связь с шефами и общественными организациями по организации досуга детей, созданию технических и спортивных баз, клубов, площадок, лагерей и т.д.;

— усиленная работа с отдельными родителями по воспитанию детей.

4. Создание необходимых условий для успешного протекания учебно-воспитательного процесса:

— своевременно составление плана работы и четкое распределение обязанностей;

— обеспечение школы необходимым оборудованием, учебными пособиями, кабинетами и учебниками;

— четкая регламентация труда всех работников школы, ограничение вызовов, собраний, отчетности, дежурств;

— наличие в школе необходимого психологического микроклимата, системы требований и ответственности за порученное дело, взаимной помощи и доброжелательного отношения друг к другу;

— личная забота директора школы о выполнении закона о всеобуче, об охране здоровья и жизни детей, их питании, медицинском обслуживании, соблюдении норм техники безопасности.

Высокая культура руководства, стиля работы и личностных качеств директора школы:

— принципиальность, добросовестность и ответственность при исполнении служебных обязанностей;

— личная культура, общеобразовательная и профессиональная подготовка, постоянная работа над собой;

— умение организовать коллектив, совместную деятельность администрации и общественных организаций по выполнению задач, стоящих перед школой, коллегиальность в управлении;

— выполнение норм педагогической этики, контактность, объективное отношение к кадрам, высокая требовательность, такт и забота о людях;

— личное педагогическое мастерство, — стремление поделиться своими знаниями и умениями; умение увлечь коллектив творческими поисками;

— организаторские способности и умение использовать в интересах дела инициативу и предложение членов школьного коллектива;

— личное участие в начинаниях коллектива, лояльность, прямота, умение выполнять обещания;

— нормальные отношения в семье и быту; безупречная личная честность и порядочность.

Однако применять эти требования не просто. Механически нельзя анализировать работу ни учителя, ни администратора.

Руководитель школы — не святой человек. Могут быть и срывы, и неудачи, и ошибки, и обиды. Наконец, руководитель школы — это личность. Бывают и строгие и мягкие натуры, свои особые подходы и т.д.

Оценка деятельности директора школы обязательно должна быть интегративной, комплексной. Она, как мы уже отмечали, должна учитывать и результаты учебно-воспитательного процесса, и уровень профессиональной компетентности руководителя, и его личностные качества, организаторские способности, педагогическое мастерство, и умение обеспечить нормальные хозяйственные условия, и создание в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата.

Только с учетом многих факторов можно дать по-настоящему правильную и объективную оценку сложной и разносторонней деятельности директора современной школы.

22А. Распределение обязанностей

Организационная деятельность начинается с распределения обязанностей, подготовки так называемой циклограммы управления.

Необходимо определить круг должностных обязанностей и прав всех руководителей школы. Это непростой вопрос.

Проблемы рациональной передачи или, как говорят, делегирования управленческих полномочий "вниз" - важнейшие проблемы не только для школы. Не следует бояться доверять своим помощникам и товарищам по работе принимать решения и самостоятельно выполнять их. Передача части полномочий подчиненным - способ усиления власти.

Распределение обязанностей и поручений в школе идет по четырем направлениям:

— между членами администрации;

— между учителями;

— на уровне ученических организаций и актива учащихся;

— между техническими работниками и другими работниками школы.

Четкое распределение обязанностей между директором и заместителями исключает параллелизм в работе, обеспечивает единство действий, позволяет охватить все участки работы, создает возможность равномерно распределить нагрузку и учесть склонности членов администрации. Например, в одной из школ так распределены обязанности: директор школы руководит через своих заместителей всей учебно-воспитательной, методической, внеклассной и организационной работой. Непосредственно руководит родительским комитетом, учкомом, осуществляет финансовую, административную и хозяйственную деятельность. Кроме того, курирует учебную и внеклассную работу по литературе и истории в 8—10 классах и трудовое обучение. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за выполнение учебных программ, качество преподавания, за текущее планирование, расписание, руководит учебной работой и методобъ-единениями, осуществляет контроль за постановкой учебно- воспитательной работы и курирует преподавание всех предметов за исключением литературы и истории в старших классах. В его обязанности входит наблюдение за внеклассной образовательной работой, факультативными занятиями и отчетами учителей.

Заместитель директора по воспитательной работе организует работу учкома, контролирует и организует общественно-полезный труд и внеклассные занятия с учащимися в школе и по месту жительства, руководит семинаром классных руководителей и профориентационной работой школы, осуществляет руководство работой всех кружков и спортивными соревнованиями.

Директор всячески поддерживает авторитет и значение своих помощников, не отменяет их решений, способствует их выполнению. Если директор не согласен со своим заместителем, он этот вопрос пытается разрешить наедине, убедить, но перед лицом коллектива администрация выступает единым фронтом.

Особое внимание следует уделить распределению обязанностей между членами коллектива.

Выписав все виды работ по школе и рассчитав, сколько времени в неделю потребует выполнение тех или иных поручений, директор составляет инструкции и памятки.

Например, в памятке руководителя методобъединения указывается:

1. Составляет план работы методобъединения на полугодие.

2. Организует заседания методобъединения раз в четверть.

3. Организует посещение и обсуждение открытых уроков по своему предмету из расчета — каждый учитель — один открытый урок в полугодие.

4. Лично посещает не менее двух уроков в четверть у своих коллег (кроме открытых уроков).

5. Помогает молодым и неопытным учителям предварительно разработать тематические планы и отдельные уроки (используя силы лучших учителей по предмету).

6. Силами методобъединения готовит 1—2 доклада на школьные педагогические чтения или конференцию.

При участии Совета школы, профсоюзной организации намечаются ответственные за тот или иной участок, ведутся переговоры с этими учителями, обсуждаются содержание и формы работы.

Такая запланированная четкость в организации обеспечивает решение многих вопросов обучения и воспитания с максимальным учетом индивидуальных качеств учителей и минимальной затратой их усилий и времени. Каждый член коллектива получает посильное справедливое задание, у каждого имеется право выбора. Учитывается и состояние здоровья и особенности семьи.

Много трудностей встречается в работе школы с определением прав и обязанностей актива учащихся. В учкоме (или Совете школы) разрабатываются памятки на все виды ученических поручений — от председателей учкома до дежурного по коридору и по классу. Следует избегать общих выражений и непосильных требований-просто, ясно и конкретно.

Например: дежурный на посту № 1 приходит за 15 минут до начала занятий, следит во время перемены и после уроков за порядком на своем участке. После уроков — уборка своего участка.

Каждый знает свои обязанности и выполняет их, контроль за их работой конкретный и действенный.

Научная организация управленческого труда не может быть полной, если директор не сумеет организовать деятельность врача, библиотекаря, технических работников, кочегаров, слесаря, электрика, бухгалтерии, лаборантов, повара и т.д. Для этих категорий работников необходимо

составить график рабочего времени, изучить и точно расписать, что и в какое время дня и недели должен делать каждый работник. Такие инструкции организуют труд работников сферы обслуживания и облегчают контроль за их деятельностью. В этих инструкциях с учетом особенностей школы нужно перечислить обязанности и предусмотреть создание необходимых условий, обеспеченность инвентарем, вопросы техники безопасности и т.д. Именно отсутствие точного распорядка, неясность поручений и обязанностей чаще всего являются причиной всевозможных необдуманных сиюминутных поручений и слабой работы обслуживающего персонала.

Культура педагогического труда. Внедрение в практику основных требований научной организации труда в значительной степени зависит от тех условий, которые создаются для всех работников в школе. Речь идет прежде всего об элементарном порядке, экономии времени, материальном обеспечении, педагогической культуре, ответственности сотрудников за порученное дело.

Наглядные пособия, карты, технические средства после использования обязательно возвращаются на место, ни в учительской, ни в классах ничего не остается. Точно установлено, где лежат мел, тряпки, кто в какое время все доставляет в класс.

Культура педагогического труда — это прежде всего элементарный порядок в школе. Добиться его — долг любого.

22.5. Организация личного труда руководителя школы

Изучение работы школ в ряде районов страны показывает, что руководители школ крайне перегружены.

Директор должен ясно понять, что в состоянии чрезмерного утомления руководитель принимает не лучшие решения, мало работает над собой, плохо знает положение дел в школе.

Директор школы значительно облегчит свой труд, если продумает свою нагрузку на неделю Вот примерный распорядок работы, который себя оправдал.

В понедельник директор совершает обход школы и проводит совещание при директоре, принимает посетителей, изучает состояние кабинетов, технических средств,

наглядных пособий. Просматривает корреспонденцию, школьную документацию.

Вторник — посещение уроков, беседы с учителями и учениками.

Среда — поездки по хозяйственным делам, осмотр котельной, территории, противопожарного инвентаря, обсуждение хозяйственных и финансовых вопросов.

Четверг — посещение уроков, внешкольных мероприятий, день совещаний.

Пятница — методический день, работа над повышением квалификации, день самообразования или посещения семинара директоров.

Суббота — посещение уроков, прием родителей, беседы с техническими работниками.

Директор и его заместители по очереди несут службу дежурного администратора. Дежурный администратор решает все вопросы, связанные с приемом посетителей, разбором текущих дел, конфликтов. Лишь в исключительных случаях директор подключался к разбору особо сложных обстоятельств.

В результате упорядочения рабочего дня, четкого распределения дежурства и правильного решения вопросов хозяйственной службы можно довести время пребывания в школе руководителя до 8 часов в день, освободив при этом один день для методической работы.

Самыми трудными для руководителя школ являются дни внезапных вызовов, посещения комиссий, различных проверок. Вот почему большое значение имеет разработка единых требований НОТ в районном масштабе для регуляции деятельности всего управленческого аппарата.

Молодому руководителю школы нужно уяснить, что его рабочее время зависит не только от объективных обстоятельств: количества классов, сменности занятий, обеспеченности кадрами, надежности помещений и технического оборудования, местоположения школы, но и от его личных качеств — собранности, организаторских способностей, склада характера. Чаще всего именно субъективные условия являются основной причиной перегрузки.

Четкость и ритмичность работы директора в значительной степени зависит от умения организовать свой рабочий день, ведение текущих дел, личную документацию. Опытный директор всегда собран, не принимает поспешных решений, не суетится, ведет тщательный учет основ-

ных мероприятий. Он всегда в курсе важнейших событий, помнит о своих обязанностях и обещаниях, намеченных на день встречах и делах. На его письменном столе порядок, в ящиках нужные записи и справки; он знает, по какому вопросу к кому обратиться, дать указание, получить информацию.

Особенно важно вести нужные записи. Начинающему директору можно рекомендовать личную документацию. Прежде всего заводится тетрадь для анализа посещения уроков и воспитательных мероприятий. Кроме этой тетради рекомендуется иметь журнал-дневник, в котором фиксируется вся текущая работа. Это большая тетрадь, распределенная по следующим разделам:

— Личный план работы руководителя и выписки из общешкольного плана, имеющие непосредственное отношение к директору. Здесь же и недельные планы, которые уточняются на каждом заседании при директоре.

— Краткие записи о совещаниях при директоре.

— Краткие записи бесед по важнейшим вопросам: с заместителями и помощниками; с учителями; с учащимися; с родителями.

— Записи о деятельности родительского комитета.

— Раздел о деятельности органов самоуправления, режимных проверках и совещаниях.

— Состояние хозяйственных дел и оборудования.

— Заметки о районных совещаниях и вызовах.

— Записи о посещении мастерских, кабинетов, раз-тичных помещений.

— Мысли и замечания по педагогическим вопросам (на эснове посещения других школ, отдельных уроков и мероприятий, чтения литературы, личных раздумий и поисков).

— Памятка: что когда сделать, данные обещания, где и согда побывать, с кем поговорить и т.д.

В этом же журнале-дневнике имеется небольшой ягравочный отдел, в нем важные для директора сведения >б отдельных учителях, о "трудных" учениках, разного юда "курильщиках", нарушителях, об отдельных родителе и т.д.

Упорядочение труда учителя

Учитель очень перегружен. Исследования показывают, [то во многих коллективах рабочее время учителей дохо-,ит до 55—65 часов в неделю.

По интенсивности труда самым напряженным является время урока. Эффективность урока в решающей степени зависит от предварительной подготовки, поэтому при определении необходимых затрат рабочего времени учителей нужно учитывать все виды педагогической деятельности, включая работу по повышению квалификации и внеурочные образовательные и воспитательные мероприятия. Нормирование педагогического труда — не только личное дело педагога, это серьезная педагогическая проблема. Требуя от учителя организованности, должного уровня культуры умственного труда, администрация обязана создавать все необходимые условия.

Можно выделить в основном три стиля работы в учительских коллективах.

— Время учителя почти не регламентируется и мало продумывается. Администрация школы требует, чтобы учителя и классные руководители присутствовали на всех мероприятиях, вечерах, собраниях, олимпиадах, соревнованиях, проводили кружки, дополнительные занятия, проверяли все тетради, дневники, писали характеристики, отчеты, рапорты, планы, сценарии и т.д. Директор школы заявляет: "Где бывают ученики, там должны быть их учителя и классные руководители. Это их обязанность. Пусть учителя рассчитывают свое время сами!" При таком подходе у учителей, например, русского языка, литературы, математики и начальных классов нагрузка доходит до 65 часов в неделю, у других — до 55—60 часов.

— В ряде школ администрация произвольно увеличивает количество вызовов и собраний и время на их проведение (отдельные мероприятия, совещания и педсоветы затягиваются на несколько часов), дают дополнительные нагрузки в виде усложненных форм дежурства, отчетов и специальных поручений. Такой стиль работы глубоко порочен и опасен для школы. При колоссальном напряжении сил и затрате времени эффективность работы, как правило, крайне низка.

— Есть более рациональный и щадящий стиль работы. Администрация школы нормирует внеурочную работу учителей. Составляются графики нагрузки, ограничивается количество собраний и мероприятий, соблюдаются нормы отчетности и дополнительных нагрузок, однако учитываются лишь поверхностные количественные показатели. Сам процесс, содержание работы, тем более учебная ра-

бота и подготовка к ней специально не продумываются. Тем не менее такой подход дает заметный и полезный резерв, облегчает деятельность работников школы и способствует улучшению учебно-воспитательного процесса.

Только комплексная деятельность администрации и учителей по выработке рациональных методов ведения учебно-воспитательного процесса обеспечивает наиболее высокие результаты при наименьшей затрате времени и сил. Уже накоплен положительный опыт в ряде передовых школ, позволяющий предложить проверенные жизнью рекомендации по упорядочению нагрузки учителей и интенсификации их труда.

Резервы времени учителей при организации учебного процесса. Официальная нагрузка учителя в среднем 18—24 часа в неделю, т.е. 3—4 часа в день. Фактически она составляет 45—50 часов в неделю, 8—9 часов в день (не считая других видов занятости).

Подготовка к урокам занимает в среднем 1 час на урок (начинающие учителя 1,5—2 часа, опытные — 30—60 минут). Учителя начальных классов, языка и математики на проверку тетрадей расходуют 2—3 часа в день. Многие учителя на подготовку наглядных пособий, дидактического материала, специальных перфокарт, оборудование кабинета — не менее одного часа в день. Большинство учителей работает с отстающими и сильными учениками в различных группах, в кружках индивидуально и тратят на это в среднем один час в день. Если к этому прибавить, что учителя-новаторы, пытаясь внедрить новые, прогрессивные формы работы, изготавливают специальные сложные пособия, приспособления, технические средства, то станет ясно, что учебная нагрузка порой просто не поддается учету.

Где же кроются резервы времени учителя и какова роль администрации?

Прежде всего очень многое зависит от культуры умственного труда самого учителя, его умения распределить свои усилия и свое время. Руководители школы обязаны провести занятия с учителями, провести инструктаж, выработать рекомендации по технике работы преподавателя. Особое внимание следует обратить на предварительную подготовку учителя, его умение исподволь, постепенно накапливать учебный материал, делать выписки, составлять карточки, подготавливать решебники и т.д. Нужно научить

учителей рационально готовить тематические планы и планы уроков, подсобный материал, технические средства и т.д.

Во-вторых, администрация школы не должна предъявлять к учителям усложненных требований, выходящих за рамки нормативных документов. Например, нельзя требовать, чтобы учителя проверяли все тетради учеников.

В-третьих, много недоразумений происходит с планами уроков. Нет сомнений: план урока должен быть обязательно. Но обязательно ли на каждый класс? Обязательно ли писать решение задачи, цитаты, выдержки и другой фактический материал? В целях экономии времени в ряде школ нашли очень удобные и эффективные приемы оформления поурочных планов.

— Для параллельных классов на одну тему составляется единый план, но прилагаются возможные варианты вопросов, заданий с учетом особенностей класса.

— Разрешается пользоваться ранее написанными планами, но с добавлениями новых вопросов и заданий.

— Цитаты, решения задач могут содержаться на отдельных карточках или листах бумаги, приложенных в конверте к планам.

— Записи учителя могут носить краткий характер, удобный именно для данного учителя. Отдельные части плана могут ограничиваться указанием глав, параграфов, страниц учебника или пособия.

В-четвертых, в целях .сохранения времени учителей администрация школы может организовать специальную методическую помощь учителям — регулируемую систему взаимопомощи, предварительно разработанные опытными учителями примерные методические разработки цикла уроков по теме или отдельных уроков по узловым вопросам с приложением рекомендуемой литературы.

Важна экономия времени в процессе внеурочной воспитательной работы. Классные руководители тратят на внеклассную воспитательную работу до 8—10 часов в неделю, включая подготовку к ней. Основные направления работы: классный час, воспитательные мероприятия, индивидуальная работа с детьми, связь с родителями и ведение документации.

Руководители школы обязаны в системе повышения квалификации классных руководителей особое внимание обратить на техническую вооруженность, выработку уме-

ний правильно организовать проведение воспитательного мероприятия. Экономия времени достигается за счет систематизации и стандартизации отдельных школьных мероприятий, таких как: торжественные школьные церемонии, ритуалы, предметные и тематические вечера, встречи и т.д. Ответственные за мероприятия и классные руководители не тратят времени на решение организационных вопросов, они раз и навсегда продуманы и запрограммированы. Их усилия направлены на содержательные элементы вечера, поиск оригинальных, самобытных решений.

Большим подспорьем для классного руководителя является наличие условий для проведения воспитательных мероприятий: оборудование игровых площадок, специальных помещений, приобретение литературы, игр, инвентаря и т.д.

Руководители школы серьезно помогут классному руководителю, если резко сократят поток его письменной информации, количество документации. К сожалению, в ряде школ требуют от классного руководителя развернутого подробного плана воспитательной работы, сценариев и планов каждого мероприятия, письменных отчетов, различных рапортичек о собраниях, протоколов, подробных характеристик на каждого учащегося, ведения специального дневника классного руководителя и т.д. Кому нужен этот поток бумаг? Кто читает всю эту массу? Сколько времени тратится на составление часто никому не нужных документов!

Министерство установило точный перечень школьной документации. Нет надобности его менять. Повседневная информация может носить устный характер, в отдельных случаях пишутся докладные. Даже составление характеристик следует упорядочить. Они должны быть краткими и составляться только по мере надобности.

Важно упорядочение проведения собраний и заседаний. Существуют предельно допустимые затраты времени на различные собрания и заседания. Колоссальные потери времени имеют учителя из-за низкого уровня проводимых мероприятий и их примитивной организации. Совещания нередко затягиваются на 2—3 часа и больше, а педсоветы длятся порой свыше 4 часов.

Вот пути упорядочения, проверенные практикой работы многих школ:

— педсоветы — 1 раз в четверть — 2—3 часа;

— методические объединения всех видов, включая практикумы, школы передового опыта, семинары и конференции — 1-2 раза в четверть по 1,5—3 часа;

— семинар классных руководители — 2 раза в четверть — 1 час:

— родительские собрания — 1 раз в четверть — 1 час;

— профсоюзные собрания — 1 раз в четверть — 1 час: Итого: 10 совещаний в четверть — 12—13 часов. Дежурство учителей необходимо привести в нормы,

определенные Министерством: учитель дежурит только в часы и дни, когда у него есть уроки, приходит за 20 минут до уроков и уходит через 20 минут после уроков. В лучших школах вообще отказались от дежурства учителей, с этой работой вполне справляются учащиеся под руководством учкома Назначается только один учитель-методист, который проводит предварительный инструктаж и выборочную проверку дежурства постов (в свое рабочее время).

Администрация школы берет под свой контроль деятельность кружков, обществ, клубов, а также занятия учителей с отстающими учениками. На все перечисленные виды работ — не более 1 часа в неделю. Кружки проводятся раз в две недели, занятия с отстающими не чаще одного раза в неделю (при крайней надобности).

В заключение перечислим те условия, которые способствуют упорядочению рабочего времени учителей:

— по возможности нагрузку по параллельным классам и в одну смену;

— с учителем, работающим в две смены, расписание согласуется. "Окна" и разрывы между сменами доводятся до минимума;

— освобожденный методический день каждому учителю-предметнику;

— дежурство исключительно в рабочее время;

— педсоветы и заседания (всех видов) рсз в неделю в точно определенные дни и часы;

— единые требования к составлению планов уроков, мероприятий, проверке домашних заданий, тетрадей, дневников, ведению документации; на все виды внеклассной работы примерно 3—4 часа в неделю:

— кооперация труда учителей, система взаимодействия (совместные мероприятия двух-трех классов, обмен докла-

дами и выступлениями, четкое распределение функциональных обязанностей и поручений и т.д.);

— минимум вызовов администрацией;

— предоставление свободных дней для самообразования, посещения ИПК и передовых школ в каникулярное время.

22.7. Охрана жизни детей и педагогического персонала

Директор школы обеспечивает работу всего коллектива по охране прав и жизни учащихся. С этой целью он проводит с учителями и обслуживающим персоналом занятия по охране жизни детей, знакомит с основными законами и требованиями. Обеспечивает условия для нормальной деятельности .всех работников школы и детей.

Деятельность руководителя школы по данному аспекту проводится в трех направлениях:

1) Обеспечение медицинского осмотра детей и лечения тех школьников, которые в этом нуждаются (особенно лишенных родительского внимания).

2) Создание необходимого санитарного режима в школе (тепло, свет, вода, чистота), недопущения перегрузки и перенапряжения, проведение спортивных занятий.

3) Строгое соблюдение правил техники безопасности в лабораториях, мастерских, физзале, во время походов, соревнований и т.д.

С этой целью важно выполнять следующие важнейшие положения:

а) школа должна иметь самостоятельный огражденный земельный участок с площадью озеленения не менее 40— 50%. Спортивная зона по возможности должна создаваться со стороны спортивного зала;

б) в школе должны быть учебные секции для 1—3 и 4— 5 классов, а также для трудового обучения, учебно-спортивного и культурно-массового назначения, организации продленного дня, общешкольного назначения (столовая, библиотека, медицинские кабинеты);

в) естественное и искусственное освещение должно соответствовать санитарным нормам (75-100 люксов), для окраски парт и столов рекомендуется зеленая гамма цветов;

г) в школе предусматривается определенный тепловой режим: в классах и кабинетах 17—20 градусов, в мастерских — 16—18 градусов, в спортивном зале 15—17 градусов;

д) оборудование помещений должно соответствовать гигиеническим нормам: парты и столы устанавливаются с учетом возраста детей и их роста вдоль классов в два-три ряда, с проходом шириной 0,6—0,7 м;

е) уборка проводится: спален — утром, классов — после окончания уроков, коридоров и рекреаций после каждой перемены, умывальных и уборных после каждой перемены с применением дезсредств;

ж) строго выполняется учебно-воспитательный режим: продолжительность перемен — 10 мин., большой перемены — 30 мин (вместо одной большой перемены допускается устраивать две перемены по 20 мин каждая).

з) необходимо налаженное питание учеников и учителей в столовых и буфетах, соответствующее санитарным нормам по калорийности и качеству.

Директор школы лично проверяет и совместно с завучем, завкабинетами, завхозом обеспечивает:

— состояние, размеры и техническую оснащенность спортсооружений, площадок и физкультурного зала;

— готовность учебных кабинетов, их укомплектованность и выполнение техники безопасности;

— готовность к занятиям учебных мастерских, их характеристика и обеспечение техники безопасности;

— наличие технических средств обучения, их состояние и хранение;

— наличие и состояние буфета или столовой;

— организацию питьевого режима;

— наличие медицинских кабинетов и документации;

— состояние школьной мебели;

— сведения о книжном фонде библиотеки;

— готовность школы к зиме. Характер отопительной системы, ее опрессовка, состояние, запас топлива;

— освещение школы и классных помещений;

— состояние электросети и заземление;

— наличие и состояние противопожарного оборудования;

— водо- и газоснабжение;

— состояние вентиляции;

— предоставление сельским учителям льгот и преимуществ, предусмотренных законом;

— выполнение решений о подвозе детей, проживающих на расстоянии 3 км и более от школы, наличие интерната, его состояние.

Лично директор вместе с заместителем по хозяйственно-административной части систематически проверяет электрооборудование, противопожарный инвентарь, выходы из помещений, лестничные площадки, хозяйственные помещения. Еще нередко в ряде школ устраиваются под лестничными площадками у запасных выходов небольшие складские помещения, загромождающие дверные проемы, запасные двери запираются висячими замками, фактически исключающими возможность выхода.

В каждой школе должен быть план эвакуации на случай пожара, назначены ответственные, проинструктированы дежурные и все учащиеся.

Особо важно позаботиться о технике безопасности в учебных мастерских, на сельскохозяйственных работах, в спортзалах, о знаниях учащимися и руководителями правил безопасности во время походов, купаний, изучении в школе правил уличного движения и т.д. Нормативные и инструктивные акты по вопросам организации общественно полезного труда учащихся общеобразовательной школы ясно указывают, что директор несет ответственность за несчастные случаи в школе, происшедшие в результате нарушения правил безопасности. Важно, чтобы учителя труда, физкультуры, химии, физики, биологии, классные руководители инструктировали по технике безопасности каждого учащегося.

Директор школы обеспечивает наблюдение за здоровьем детей, работу врача и медицинских сестер, помогает детям, нуждающимся в специальном лечении. Особую заботу проявляет о детях, потерявших родителей, изучает условия их жизни, защищает их права на жилплощадь, имущество, наследство.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какую роль играет личность руководителя школы? Какие важные качества необходимы директору современной школы? 2 Составьте циклограмму управления школы.

3. Как организовать труд руководителя школы?

4. Как сберечь время учителя? Что зависит от руководителей школы, а что от самого учителя?

5. Каковы права и обязанности должностных лиц школы?

6. Как совместить единоначалие и коллегиальность в управлении современной школой.

7. Как обеспечить охрану здоровья и жизнь детей. Перечислите основные задачи и действия директора.

Литература для самостоятельной работы

Бабанский Ю.К Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.

Березняк Е.С. Руководство современной школой. М., 1988.

Горбунова В.В. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций. М., 1995.

Горская Т. И. Организация учебно-воспитательного процесса. М., 1977.

Захаров М.Б. Организация труда директора школы. М., 1971.

Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1985.

Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982.

Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. М., 1989.

Пикельная B.C. Содержание и организация руководства учебно- воспитательным процессом в училище. М., 1985.

Портнов М.Л. Азбука школьного управления. М., 1991.

Портнов М.Л. Труд руководителя школы. М., 1984.

Раченко ИЛ. НОТ учителя. М., 1989.

Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором. М., 1973.

Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1992.

Фролов П. Т. Школа молодого директора. М., 1988.

Глава 23

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ И АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА

23.1. Содержание и методика работы педагогического совета

В современной общеобразовательной школе сложились эффективные формы повышения квалификации учителей, однако между различными видами работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потр<

Наши рекомендации