Ассоциативно-рефлекторная теория обучения
В соответствии с данной теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно-рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М.Сеченовым и И.П.Павловым закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, во время жизни в мозгу человека происходит постоянный процесс образования условно-рефлекторных связей - ассоциаций. Образовавшиеся ассоциации - своеобразный опыт, жизненный багаж человека. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые психологи, педагоги С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов, Ю.А.Самарин, П.А.Шеварев, и др. разработали ассоциативно-рефлекторную теорию обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями.
1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека - есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций: простых и сложных. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей (т.е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:
· восприятие учебного материала;
· его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;
· запоминание и сохранение в памяти изученного материала;
· применение усвоенного в практической деятельности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
4. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:
· формирования активного отношения к обучению со стороны обучаемых;
· подачи учебного материала в определенной последовательности;
· демонстрации и закрепления в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;
· применения знаний в учебных и служебных целях и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Из данных теоретических положений можно сделать следующие практические выводы:
Во-первых, овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно задействовать различные органы чувств (анализаторы):
· слуховые;
· зрительные;
· двигательные и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Чем больше органов чувств участвует в восприятии учебной информации, тем легче она воспринимается.
Важно также помнить, что при восприятии учебного материала ученик может удерживать в своем внимании примерно 6-9 различных элементов или информационных блоков. Все остальное выступает в качестве определенного фона и нередко затрудняет восприятие информации. Поэтому, если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы:
· выделять главное;
· использовать подчеркивание;
· использовать цвет;
· предложить обратить особое внимание и т.д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Во-вторых, деятельность по осмыслению учебного материала представляет собой работу мысли, которая отличается большой сложностью. Мышление "работает" только тогда, когда в сознании есть для этого необходимый материал в виде определенного количества представлений, понятий, фактов, примеров и т.д.
Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:
· доступным;
· логически взаимосвязанным;
· правильно понятым;
· актуализированным. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В этих целях лучше всего использовать яркие и точные формулировки, схемы, рисунки, примеры, сравнения с тем, что знакомо.
В-третьих, в процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. При этом можно использовать как произвольное, так и непроизвольное запоминание.
Забывание полученной информации у человека идет по нисходящей кривой: вначале забывание интенсивнее, чем в последующем. Следовательно, руководителю занятия необходимо предотвратить быстрое забывание учебного материала сразу после его сообщения.
Наиболее эффективным средством запоминания учебной информации является ее активное воспроизведение:
· составление конспекта изученного;
· повторение;
· рассказ;
· объяснение;
· показ усвоенного товарищу;
· применение полученных знаний в практической деятельности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В-четвертых, основой процесса овладения знаниями является их применение на практике. Оно осуществляется во всех видах деятельности.
Учителю важно помнить, что применение знаний на практике дает эффект лишь в том случае, если оно выполняется осмысленно, если ученики хорошо усвоили теоретические основы своих действий. В противном случае они будут неспособны обнаружить свои ошибки, осознать различные способы применения приобретенных знаний и творчески действовать в различных ситуациях.
Характерными чертами ассоциативно-рефлекторной теории обучения являются:
· направленность на активизацию познавательной деятельности;
· направленность на умственное развитие учеников;
· формирование у учеников самостоятельного творческого мышления. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Реализуется это посредством использования активных, в том числе и игровых, форм обучения, позволяющих накапливать у обучаемых разнообразные профессиональные ассоциации и развивать интеллектуальные способности.