Особенности современной лекции
Значение в современной лекции
Функции лекции 0 % 100%
Информационная
Мотивационная
Ориентационная
Воспитательная
Методологическая
В наше время ведущее значение информационной функции лекции утрачивается. Это связано, прежде всего, с большим количеством источников информации, которые доступны обучающимся. В этой связи усиливается значение ориентационной функции. Кроме того, в связи с возрастанием роли самостоятельного обучения у лекции усиливается значение методологической функции. Слушатели все больше нуждаются в приобретении навыков и умений в том, как надо учиться.
Подготовка содержания лекции
Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Она включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений и определяется видом лекции.
Заключение - подведение общего итога лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции, ответы на вопросы слушателей.
Подготовка лекции включает:
- уяснение целей занятия на основе требований государственного образовательного стандарта и квалификационной характеристики;
- отбор нужного объема учебного материала;
- детальную проработку структуры лекции;
- написание текста лекции;
- отработку текста лекции и придание ему наглядности;
- подготовку дидактических материалов к лекции и выбор технических средств;
- решение других организационных вопросов;
- психологический настрой преподавателя на чтение лекции.
Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности:
- она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины;
- вооружает студентов методологией изучения данной науки;
- лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук;
- органично сочетает обучение с воспитанием;
- нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направлении.
Преимущества лекции:
* творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;
* лекция - весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;
*лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора - развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.
Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности: она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин; она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от студентов к лектору; наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого [3].
Виды лекций
Рассмотрим несколько классификаций видов лекций (Приложение А). Виды лекций с точки зрения характера содержания: академическая лекция и популярная (публичная) лекция.
Академическая лекция - это традиционно вузовская учебная лекция, которую порой противопоставляют публичной лекции вне стен вуза. Для нее характерны высокий научный уровень, теоретические абстракции, имеющие большое практическое значение, но все же это абстракции. Стиль такой лекции - четкий план, строгая логика, убедительные доказательства, краткие выводы[6]. Цельная композиция лекции не допускает ответвлений мысли. Большинство учебных лекций по программе курса - академические.
Популярная (публичная) лекция представляет изложение научных истин для аудитории, которая не подготовлена к их восприятию. Ученый-педагог обязан быть популяризатором, уметь просто и ясно излагать научную проблему. Обычно такие лекции читаются вне стен вуза. Но и в высшей школе они уместны по курсу «Введение в специальность» для студентов 1 курса, слушателей подготовительного отделения, абитуриентов.
Виды лекций с точки зрения их места в процессе обучения:
а) Лекция общего курса (учебная лекция по программе курса) - это обычная и самая распространенная лекция в вузе. Содержанием общих курсов является последовательное и системное изложение данной науки, ознакомление слушателей с ее основными категориями, принципами и закономерностями.
б) Вводная лекция намечает основные проблемы курса в целом или его раздела. В нее включаются «ключевые» вопросы, понимание которых позволяет лучше усвоить материал последующих тем или самостоятельно разобраться в нем.
в) Обзорные лекции читаются обычно перед экзаменами - государственными или курсовыми. Их отличие от цикла курсовых лекций заключается в том, что они излагают лишь отдельные, наиболее крупные вопросы программы. Обзорные лекции часто читают на вечерних и заочных отделениях вузов, представляя конспективный обзор полного учебного курса лекций.
г) Комплексная лекция читается в специальных курсах или на факультетах повышения квалификации преподавателей. Она представляет собой конгломерат данных из нескольких наук при сохранении ведущего значения одной из них. Такое комплексное рассмотрение темы помогает студентам оценить проблему.
Вопрос 26
Подготовка и проведение семинарских и практических занятий.
рактические (семинарские) занятия являются одним из основных этапов в процессе обучения, составляя вместе с лекционным курсом единый комплекс подготовки специалиста.
Семинар - это групповые практические занятия, которые проводятся в ВУЗе под руководством преподавателя.
По многим дисциплинам, изучаемым студентами, гуманитарного профиля семинарские занятия могут проводиться по чисто теоретическим вопросам (философия, теория и история государства и права и др.). Но для семинарских занятий по большинству экономических и других дисциплин характерно сочетание теории с решением задач, проведением деловых игр и т. д.
То же самое относится и к дисциплинам естественнонаучного цикла. Такие семинарские занятия принято называть практическими.
Семинарские занятия проводятся в форме беседы со всеми студентами группы одновременно или с отдельными студентами при участии остальных.
Лабораторные занятия - это также групповые занятия со студентами под руководством преподавателя, но, в отличие от семинарских, на таких занятиях студенты проводят преимущественно опыты, эксперименты и т. п. с применением специального лабораторного оборудования.
Семинарские и лабораторные занятия проводятся в пределах учебных планов.
Как семинарские, так и лабораторные занятия требуют предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме: изучения учебной и дополнительной литературы, в необходимых случаях ознакомления с нормативным материалом (или описанием соответствующей аппаратуры).
Рекомендуется при этом вначале изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции, так как учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы.
Планирование практических (семинарских) и лабораторных занятий осуществляется с учётом установленного количества часов. Основные этапы планирования и подготовки занятий:
· Разработка системы занятий по теме или разделу.
· Определение задач и целей занятия.
· Определение оптимального объема учебного материала, расчленение на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей.
· Разработка структуры занятия, определение его типа и методов обучения.
· Нахождение связей данного материала с другими дисциплинами и использование этих связей при изучении нового материала.
· Подбор дидактических средств (фильмов, карточек, плакатов, схем, вспомогательной литературы).
· Своевременная проверка оборудования для опытов и их предварительная постановка.
· Планирование записей и зарисовок на доске.
· Определение объема и форм самостоятельной работы на занятии.
· Определение форм и методов контроля знаний студентов.
· Определение формы подведения итогов.
· Определение самостоятельной работы по данной теме.
Можно рекомендовать следующие основные этапы проведения занятия:
· Организационный момент: взаимное приветствие преподавателя и студентов, проверка отсутствующих, проверка внешнего состояния аудиторий, проверка рабочих мест и внешнего вида студентов, организация внимания.
· Постановка целей занятия: обучающей, развивающей, воспитывающей.
· Планируемые результаты обучения: что должны студенты знать и уметь.
· Проверка знаний: устный опрос, фронтальный опрос, программированный опрос, письменный опрос, комментирование ответов, оценка знаний, обобщение по опросу.
· Изучение нового материала по теме:
o организация внимания;
o проблемная ситуация;
o объяснение, беседа, экскурсия;
o связь с предыдущим материалом;
o использование технических средств обучения;
o межпредметные связи;
o воспитательная значимость объяснения;
o развитие умственных способностей студентов в процессе объяснения, обобщения.
· Закрепление материала предназначено для того, чтобы студенты запомнили материал и научились использовать полученные знания (активное мышление).
Формы закрепления:
o демонстрация студентам фильма;
o решение задач;
o групповая работа (коллективная мыслительная деятельность).
· Домашнее задание:
o работа над текстом учебника;
o выполнение упражнений и решение задач;
o выполнение письменных и графических работ;
При проведении практических (семинарских) и лабораторных занятий преподаватель уделяет внимание формулировкам выводов, способности студентов сравнивать, анализировать, находить несоответствия, оценивает уровень знаний студентов.
При подведении итогов преподаватель знакомит студентов с результатами выполнения заданий, оценивает качество выполненной работы каждым студентом.
Таким образом, эффективная работа преподавателя со студентами-заочниками во время лабораторно-экзаменационных сессий и в межсессионный период позволит вызвать интерес к своей дисциплине, повысить ответственность за качество самостоятельной работы, а, следовательно, повысить качество подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.
Вопрос 27
Контроль и его функции в учебном процессе
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный, текущий, итоговый.
7.1. Предварительный контроль
Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности.
В педагогике хорошо известен принцип доступности. Учителю надо не только помнить о нем, а уметь применять этот принцип при формировании вполне определенных видов познавательной деятельности и при организации усвоения конкретных знаний.
Следует подчеркнуть, что при организации процесса усвоения знаний необходимо учитывать исходный уровень познавательной деятельности каждого отдельного учащегося. В существующей практике обучения организуется единый для всех учащихся процесс усвоения, который ни для кого из учеников не является оптимальным; он рассчитан на некоего «усредненного» ученика, который реально не существует. Поэтому многие учителя заведомо не используют всех возможностей учащихся, не выполняют требований, которые предъявляются к построению эффективного процесса усвоения.
При организации научно обоснованного обучения необходимо учитывать целый ряд особенностей каждого ученика. Прежде всего усвоение любых новых знаний и умений предполагает определенный уровень развития познавательной деятельности учащихся: наличие тех знаний и действий, на которых строятся новые. При этом важно установить наличие не только предметных (математических, исторических и т.д.) знаний и умений, но и логических. Так, в случае формирования понятия об отрезках школьники уже должны владеть поднятиями прямая линия, точка и др., а также оперировать понятиями существенные и несущественные признаки, необходимые и достаточные признаки и др. Учащиеся должны также владеть целой системой логических операций.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения.
Огромное значение обратной связи в обучении известно давно. К сожалению, школьная практика до сих пор не обеспечивает систематическую обратную связь.
Без точной обратной связи трудно научиться даже несложным действиям. Вот один из классических опытов. Предложите ученикам (или своим коллегам-учителям) начертить отрезок прямой линии длиной, допустим, 10 см при условии, что они это будут делать с завязанными глазами. После каждой попытки сообщается только одно: получены или не получены требуемые размеры. Вы легко убедитесь, как непросто выполнить это задание, не имея данных о характере ошибки.
Организация систематической обратной связи в условиях работы с классом - дело не простое, но в то же время крайне необходимое. В дальнейшем мы обсудим, как учитель может обеспечить систематический контроль за усвоением знаний и умений у каждого учащегося. А сейчас рассмотрим содержание контроля, когда он выполняет функцию обратной связи.
Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.
Пооперационный контроль важен и потому, что дает возможность точно фиксировать допущенные ошибки, тут же исправлять их и успешно продолжать дальнейшее выполнение действия. При контроле лишь за правильностью конечного результата действия коррекция затруднена. Объясняется это тем, что ошибочность конечного ответа может произойти по разным причинам: или выполнено не то действие по содержанию, или не в полном составе входящих в него операций, или не в той форме и т.д.
Пооперационный контроль позволяет регулировать процесс усвоения по наметившимся в нем отклонениям и избегать ошибочных ответов.
Без пооперационного контроля невозможно обеспечить формирование намеченных познавательных действий у всех учащихся. Кроме того, учитель должен систематически контролировать не только содержание выполняемых учениками действии, но и их свойства. Как мы видели, одно и то же действие может выполняться в разной форме (материальной, перцептивной и т.д.), с разной скоростью и др.
Итак, обратная связь должна нести следующую информацию: а) выполняет ли обучаемый то действие, которое намечено; б) правильно ли его выполняет; в) соответствует ли форма действия данному этапу усвоения; г) формируется ли действие с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д.
Следующий важный вопрос - частота контроля со стороны учителя.
На первый взгляд может показаться, что чем чаще осуществляется контроль, тем лучше. Но это не так. Для того чтобы определить наиболее эффективный режим контроля за процессом усвоения, необходимо учесть, что контроль кроме функции обратной связи несет целый ряд других функций. Так, если учитель сообщает результат контроля ученику, то контроль в этом случае может выполнять функцию подкрепления, а также мотивационную функцию. Более того, если контроль осуществляется самим учеником путем сравнения выполненного им действия с образцом, то в случае ошибки контроль выступает в качестве подсказки.
Вопрос 28