Структура и особенности повествовательной лекции.

Повествовательная лекция

Повествовательное изложение лекций является наиболее распространенным методом преподавания права в общеобразовательных учебных заведениях.

Повествование — «рассказ о действиях, поступках событи­ях»; «функциональ­но-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях». Рассказ – «повествование о событии, понимаемом в широком смысле слова»; «то, что рассказывается, словесное сообщение о чем-либо». Повествование, рассказ носят монологический характер. Мо­нолог — «вид внешней речи в форме последовательного изло­жения точки зрения, концепции, целостной совокупности идей, системы знаний одним лицом перед слушателями или зрителями в виде доклада, лекции, выступления... при этом реакция слу­шателей не предусматривается»; «устное или письменное вы­сказывание одного человека».

Повествовательная лекция— это последовательное изло­жение учебного материала (темы) в виде монолога без при­влечения учащихся к внешнему диалогу. В такой лекции «учитель дает глубокое, целостное, логически стройное изло­жение основного фактологического и теоретического материала темы, преимущественно в монологической форме».

Повествовательная лекция (рассказ) является наиболее при­емлемой для учащихся средних классов. Но используется она и во втором концентре школы, и в вузе, когда лекция открывает изучение новой темы, элементарные знания, по которой у учеников отсутствуют.

Применительно для правового образования повествовательная лекция является наиболее эффективной формой учебных занятий теоретического характера, так как юридический материал обладает некоторой «сухостью» и значительной сложностью, объемен для учащихся. Кроме того, большинство учеников не имеют возможности самостоятельно изучать нормативные акты, в связи, с чем только посредством лекций учителем может передать большинство правовой знаний учащимся. При этом недопустимо в лекции пересказывать текст учебника. Глав­ное — осветить учебный материал темы, но с учетом изменений в юридической науке, быстро меняющейся социально-правовой действительности. Лекции повествовательного характера не читаются, а излагаются,т.е. информация передается, и в большей мере своими словами на основе исходного текста.

Повествовательная лекция может быть эффективной при вы­полнении ряда условий:

• Учитель должен использовать юридические термины и определения;

• в лекции необходимо простраивать материал посредством сюжетной схемы действий, этапов изложения материала;

• материал лекции должен быть конкретен, актуален и интересен для учеников;

• учитель излагает материал ясно, аргументировано, используя доказательства (примеры из практики и жизни учеников), делает вы­воды по содержанию раскрытого вопроса;

• материал лекции воздействует на чувства, возбуждает интерес, стимулирует воображение и т. д.

Подготовка учителя к диалогической лекции.

Подготовка учащихся к лекции (беседе) является достаточно инновационным для преподавания права в школе. В связи с тем, что диалогическая лекция сама по себе не стандартна, подготовка к ней также предусматривает творческий подход и специфические этапы.

- Ознакомление с материалом учебника. Изучение вопросов темы по дополнительным источникам.

-Разработка проблемных задач, продуктивно-познавательных и репродуктивных вопросов.

-Выработка ответов на предназначенные для лекции вопросы и ситуации.

-Разработка сценария изложения материала с использованием вопросов и ситуаций (задач) на лекции.

-Расчет времени.

-Варианты продолжения лекции в случае неподготовленности учащихся к диалогическому общению.

При этом, для поддержания мотивации слушания лекционного материала учитель не должен ограничиться пе­ресказом учебника, так как учащиеся его уже изучили заранее. Для диалогической лекции проблемного характера необ­ходимо заранее разработать (подобрать) проблемные задачи, продумать содержательные паузы для их включения в работу. Для информативно-диалогической лекции подобная работа проделывается с осмыслением вопросов репродуктивного и частично продуктивного типа. Лекции диалогического характера требуют строго следить за временем. «Потеря» времени приводит к тому, что учитель не успевает раскрыть запланированные вопросы.

I. Семинар-исследование

Термин исследовать означает «подвергнуть (подвергать) научному рассмотрению в целях позна­ния, выяснения чего-либо; изучить, изучать» (Словарь русского языка. — Т. 1. — С. 686).

Семинар-исследование — форма учебного занятия, сущность которого заключается в приобретении и частичной реализации правовых знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования.

Еще в годы зарождения семинаров как вида занятий утверж­далось, что наиболее плодотворная работа в приобретении и ус­воении знаний слушателями осуществлялась именно на них. Со временем, сохраняя свою сущность, семинар приобретал новые формы. Все более просматривался исследовательский фактор в усвоении знаний.

Семинар-исследование включает три этапа и часто выходит за временные и содержательные рамки одного-двух уроков.

1 этап. Подготовительная работа: постановка задачи; формулирование исходной проблемы; планирование семинара.

Семинар-исследова­ние — наиболее сложная форма групповых занятий, чаще применяемая во втором концентре общеобразовательных учреж­дений и вузах. Его многоплановость требует обстоятельной под­готовительной работы.

Руководитель семинара, прежде всего, определяется с за­дачей, которая будет предложена участникам занятия. В общих чертах она может выглядеть как осмысленное, целенаправлен­ное приобретение и углубление правовых знаний на основе реализации образовательной, воспитательной, практической и методической функций.

Следующий шаг — формулирование исходной проблемы исследования. Часто учителя допускают ошибку, предлагая учащимся, вопрос для обсуждения в сослагательном наклонении (предполагаемое, желаемое действие). В результате вместо серьезного исследования вопроса учащиеся занимаются неприкрытым угадыванием (Что было бы, если бы …). Право не терпит сослагательного наклонения.

Исходная проблема для семинара-ис­следования должна носить правовой или морально-правовой характер, логично вписывается в изучаемый курс, заинтересовывать на ее разрешение, проблематична при восприятии.

Определив задачу и сформировав исходную проблему семи­нара-исследования, учитель разрабатывает его план. Хорошо продуманный и частично реализованный накануне занятия, план способствует более быстрой адаптации учащихся к проведению исследовательского разговора на семинаре. Он содержит:

Цель, задачи семинара; Исходную проблему; Логику семинара; Литературу для изучения; Сравнительный анализ исследуемой проблемы с аналогичными проблемами (в мировом ракурсе); Разработка для учащихся специальных заданий (опросных листов, анкет, тестов); Содержание занятия (поиск ответов на вопросы, использование заданий - анкетирование, тестирование, опросы (ход)); Практические задания по реализации идеи (проекта решения проблемы).

На отдельные вопросы плана ответы могут быть даны заранее (еще до семинарского занятия).

2 этап. Обсуждение темы семинара - реализация функций семинара (образовательной или познавательно-исследовательской, воспитательной, практической, методической).

Способы обсужде­ния темы могут быть различными. Но при этом необходимо пом­нить о главном — реализации основных функций семинара:

Образовательная (познавательно-исследовательская) функция данного вида семинара предполагает приобретение и усвоение знаний способами, использование которых требует введения элементов исследования, творческого поиска новых для учащихся правовых знаний (данных, обобщений, выводов).

Первым шагом в реализации функции является выявление уровня знаний участников семинара по проблеме. Проводится оно традиционно — через тестирование, беглый устный опрос, краткую письменную летучку и т. п.

Вторым шагом в реализации функции является определение специализации участников семинара. Вполне допустимо создать четыре микро группы по два-три человека, поставив перед каж­дой свою задачу. 1 группа будет прослеживать на всем протяжении семинара реализацию образовательной (обра­зовательной) функции. 2 группа вычленяет воспитатель­ные элементы в выступлениях учащихся и обобщает их. 3 группа систематизирует прак­тические предложения, прозвучавшие на семинаре. 4 группа оценивает методику выступлений: убежденность, доказательность, эмоциональность и т.п.

Представителю каждой микро группы в определенное учите­лем время дается возможность высказать свое мнение или по каждому выступлению, или в целом за занятие. Весомость оценки заметно возрастает, если мнения учителя и членов микро групп совпадают.

Хронологическая основа исследуемой проблемы, составляемая преимущественно современный период развития общества, актуальность проблемы и интерес для учащихся – критерии определения проблемы для исследования на семинаре.

Воспитательная функция семинара-исследования предполагает такую организацию работы, при которой рассматриваемые проблемы и сам ход семинара способствуют выработке у учащихся качеств и позиций. Применительно к данному виду семинара важно исследова­тельским путем, прослеживая динамику развития процесса, идеи, убедиться в его достоверности, понять место проблемы в жизни российского общества, увидеть ее влияние на жизнь, быт, духовность, ментальность россиянина и т. п.

Практическая функция семинара-исследования предпола­гает вычленение из занятия правового опыта, демонстрация его использования в ходе рассмотрения проблемы, формулирование заданий на их реализацию в современных усло­виях. Исходя из этого учащиеся, вошедшие в соответствующую микро группу, учатся собирать и представлять в обобщенном ви­де правовой опыт, разрабатывать предложения по усилению практической направленности изучения курса права и т. д.

Методическая функция наряду с общими положениями, подпадающими под ее реализацию на других формах семинара, дополняется действиями учащихся исследовательского характера.

3 этап, заключающе-ориентирующий. Он включает:

• оценку семинара и действий участников;

• определение степени завершенности изучения обсуждаемой темы;

• вычленение вопросов, подлежащих дальнейшему исследова­нию.

Оценка семинара и действий участников. При опреде­лении оценок учитель акцентирует внимание на исследователь­ском компоненте, выделяет наиболее успешные фрагменты его реализации в целом и отдельными участниками, учитывает мне­ние представителей микро групп.

Степень завершенности изучения обсуждаемой темы определяется учителем. Он перечисляет те вопросы (подвопросы), которые отработаны полностью и которые не нашли должного освещения на занятии.

Вычленять вопросы, подлежащие дальнейшему исследованию можно коллективно. Учитель перечисляет такие вопросы, учащиеся высказывают о них свои мнения. Важно, чтобы для дальнейшего исследования не был ото­бран случайный или незначительный вопрос.

Значение семинара-исследования заключается в том, что привнесение на заня­тие элементов исследования (теоретических и практических) в значительной мере повышает интерес учащихся (студентов) к праву, заставляет их больше рассуждать, видеть закономер­ности развития общества и законодательства, ценить правовой опыт, более целенаправ­ленно искать ответы на сложные жизненные вопросы.

IV. Семинар – практикум

V. Семинар – конференция

Повествовательная лекция

Повествовательное изложение лекций является наиболее распространенным методом преподавания права в общеобразовательных учебных заведениях.

Повествование — «рассказ о действиях, поступках событи­ях»; «функциональ­но-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях». Рассказ – «повествование о событии, понимаемом в широком смысле слова»; «то, что рассказывается, словесное сообщение о чем-либо». Повествование, рассказ носят монологический характер. Мо­нолог — «вид внешней речи в форме последовательного изло­жения точки зрения, концепции, целостной совокупности идей, системы знаний одним лицом перед слушателями или зрителями в виде доклада, лекции, выступления... при этом реакция слу­шателей не предусматривается»; «устное или письменное вы­сказывание одного человека».

Повествовательная лекция— это последовательное изло­жение учебного материала (темы) в виде монолога без при­влечения учащихся к внешнему диалогу. В такой лекции «учитель дает глубокое, целостное, логически стройное изло­жение основного фактологического и теоретического материала темы, преимущественно в монологической форме».

Повествовательная лекция (рассказ) является наиболее при­емлемой для учащихся средних классов. Но используется она и во втором концентре школы, и в вузе, когда лекция открывает изучение новой темы, элементарные знания, по которой у учеников отсутствуют.

Применительно для правового образования повествовательная лекция является наиболее эффективной формой учебных занятий теоретического характера, так как юридический материал обладает некоторой «сухостью» и значительной сложностью, объемен для учащихся. Кроме того, большинство учеников не имеют возможности самостоятельно изучать нормативные акты, в связи, с чем только посредством лекций учителем может передать большинство правовой знаний учащимся. При этом недопустимо в лекции пересказывать текст учебника. Глав­ное — осветить учебный материал темы, но с учетом изменений в юридической науке, быстро меняющейся социально-правовой действительности. Лекции повествовательного характера не читаются, а излагаются,т.е. информация передается, и в большей мере своими словами на основе исходного текста.

Повествовательная лекция может быть эффективной при вы­полнении ряда условий:

• Учитель должен использовать юридические термины и определения;

• в лекции необходимо простраивать материал посредством сюжетной схемы действий, этапов изложения материала;

• материал лекции должен быть конкретен, актуален и интересен для учеников;

• учитель излагает материал ясно, аргументировано, используя доказательства (примеры из практики и жизни учеников), делает вы­воды по содержанию раскрытого вопроса;

• материал лекции воздействует на чувства, возбуждает интерес, стимулирует воображение и т. д.

Структура и особенности повествовательной лекции.

План проведения лекции повествовательного характера вклю­чает:

1) тему и название лекции, ее целевые установки: общие и функциональные;

3) текст лекции (введение, основная часть, заключение);

4) методические рекомендации по дальнейшему изучению те­мы, в которую входит лекция;

5) вопросы для повторения лекционного материала и организации самоконтроля за качеством усвоения лекционного материала (с учетом вопросов и заданий в рабочей тетради учащихся);

6) список правовых источников для отработки в послеурочное время.

Учебный эффект лекции обеспечивается и объемом работы учителя по подготовке лекции.

Начинают лекцию с объявления темы и плана. Их следует повторить несколько раз, чтобы учащиеся могли вслушаться и записать.

Методически правильное изложение лекции предполагает свободное оперирование мыслями. Учитель ведет яркий рассказ, контролируя себя по тексту, время от времени заглядывая в не­го для уточнения заранее продуманных формулировок, цифр, фактов, номеров статей кодифицированного акта, своевременного перехода от одной мысли к другой. С использованием интересного и самостоятельного изложения материала, интонационной выразительности лектор активизирует внимание учащихся, вызывает осмысленное вос­приятие излагаемой информации. Если же лектор монотонно читает написанный текст, не применяет средств наглядности, не использует примеров из литературы и практики, он бы­стро утрачивает контакт с аудиторией, мыслительный процесс учащихся становится вялым и вскоре полностью исчезает. Лек­ция приобретает формальный характер.

Повествовательная лекция предполагает установленный темп речи (Темп — «степень быстроты чередования звучащих эле­ментов речевого потока»).

Оптимальный темп речи зависит от двух обстоятельств:

• перед учащимися, какого возраста выступает лектор;

• какова способность учащихся воспринимать учебный мате­риал на лекции.

Специалистами подсчитано:

· средний темп речи на русском языке составляет 120 слов в минуту;

· нормы «учебной речи» в 5—6 классах — не более 60 слов в минуту;

· нормы учебной речи в 11 классе – не более 75 слов в минуту.

Неторопливый и четкий темп речи вовсе не предполагает диктовку текста, даже если учащиеся, стремящиеся дословно записать его, просят об этом. Лекция предназначена для того, чтобы ее слушать. Учитель, регулируя темп, акцентирует внимание уча­щихся на важнейших положениях, тем самым, давая возмож­ность фиксировать их в письменной форме (создавать конспективные записи).

Монологическая речь лектора временами может переходить в скрытую форму диалогической речи, что обусловлено двумя причинами: необходимостью поддержания контакта с аудиторией; выяснением (по внешним признакам), воспринимается ли учащимися излагаемый материал.

Важное место в повествовательной лекции уделяется дикцииучителя - «это произношение, манера выговаривать слова; разборчивость речи, отчетливость произнесения зву­ков, слогов и слов». Она требует тренировки посредством специальных упражнений (произношение скороговорок и чистоговорок и др.). Для самоконтроля своей речевой дикции учитель использу­ет слуховую наблюдательность.

Художественность в повествовательной лекции - это «способность к эстетическому воздей­ствию (на читателя, зрителя, слушателя)». Реализация принципа художественности осуществляется при любом методе изложения лекций, но для лекций повество­вательного характера художественность особенно актуальна. Если на лекциях диалогического характера учитель активизирует аудиторию чаще всего за счет создания проблем­ных ситуаций и их разрешения, то в повествовательной лекции приходится больше уделять внимания художественности излагаемого материала, закладывая основу развития интереса к предмету, чтобы учащиеся воспри­нимали его не как сухое содержание нормативно-правовых актов, а как зна­ния, возвышающие их духовно и умственно. При этом художественность требует разграничения с «художеством». Художественности в лекции способствуют цитаты из литературных произведений (прозы, поэзии). Например, Ф.Н. Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н. Толстой «Воскресенье»; Н.А. Некрасов глава «Княгиня Трубецкая» в поэме «Русские женщины»; А.М. Горький роман «Мать»; А.А. Блок поэма «12» и др..

Наши рекомендации