Учителю при возникновении конфликтной ситуации следует помнить о том, что
· на учителе лежит профессиональная ответственность за правильное разрешение конфликтной ситуации, т.к. школа – это модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;
· участники конфликта имеют разный социальный статус. Это определяет разное поведение в конфликте учителя и ученика;
· разница возраста и жизненного опыта между учителем и учащимся порождает разную степень понимания ими конфликта и разную ответственность;
· различное понимание событий и их причин участниками конфликта (конфликт «глазами учителя и глазами ученика» видится по-разному) не всегда позволяет учителю легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику – справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;
· присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, следовательно, конфликт приобретает для них воспитательный смысл;
· инициатива в разрешении конфликта принадлежит учителю и при этом на первом месте должны быть интересы учащихся;
· всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые конфликтные ситуации, в которые включаются другие ученики;
· конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Конфликтная ситуация, по мнению И.И. Рыдановой, является всегда экстраординарной, что требует от педагога творческого подхода, высокой коммуникативной компетентности, преодоления стереотипов авторитарной педагогики [6].
|
Нравственная значимость действия
зависит, прежде всего, от воспитанности участников конфликта. Значимость цели также влияет на способ поведения.
Конфликт можно считать разрешенным только тогда, когда исчерпывается его социально-психологическая основа, исчезнет конфликтная ситуация. Каждый конфликт имеет неповторимый характер, проистекает только в силу предшествующих условий и потому требует творческого индивидуального подхода к его анализу.
Тем не менее, можно выделить основные единицы анализа конфликтной ситуации. В линейном изложении это выглядит так:
Личность ↔ Деятельность ↔ Среда общения
учитель ученик труд учение семья неформальная
группа
общественная деятельность школа
Несоответствие, несбалансированность любых компонентов представленной линейной структуры может породить конфликтную ситуацию.
Конфликтное поведение побуждается и направляется мотивами. При этом мотивируют поведение не только нравственные идеалы, моральные убеждения, но и такие факторы как непреднамеренное подражание определенному образцу поведения, ситуативные потребности и т.п. В разные периоды развития личности мотивирующее значение факторов своеобразно. Полимотивированным поведением надо сознательно управлять. Функцию эту выполняет воля личности.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля личности в наибольшей степени проявляется в затрудненных условиях жизнедеятельности. Именно тогда личности требуется сознательно преодолеть трудности. Конфликтная ситуация, характеризующая обострение противоречий, считается затруднительной для личности.
Таким образом, для анализа поведения человека во время конфликта необходим анализ воли как структурного компонента характера личности. Ну а поскольку в школе наиболее конфликтный возраст подростковый, учителю необходимо знать волевые особенности подростков.