Особенности психического развития подростка.
В отечественной психологии принята периодизация Д.Б.Эльконина Подростковый возраст по указанной периодизации приходится на возраст 11-15 лет. В зарубежной психологии подростками считаются все те, кому 11 -19 лет.
Исследования отечественных психологов показывают, что если существенные изменения в психическом развитии младшего школьника связаны прежде всего с учебной деятельностью, то в психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими.
Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода — бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменений, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы подростка. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т. п. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.
Физическое и половое развитие порождает интерес подростка к другому полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. Но подростки ни социально, ни психологически еще не готовы правильно решать эти проблемы (что создает для них большие трудности). И поведение подростка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешать возникающие внутренние противоречия.
В подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников. Естественно, что «обеспечить» своего ребенка другом родители просто не в состоянии. Это может и должен сделать только он сам.
Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. По сравнению с младшим школьником подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований (порой противоречивых). «Все это, — отмечает Л. И. Божович, — определяет совсем иную позицию учащихся по отношению к учителям и воспитателям, делает их более самостоятельными.»
Но самое главное изменение в социальной ситуации развития подростка, подчеркивает Л. И. Божович, состоит в той роли, которую выполняет в этот период коллектив учащихся.
В коллективе учащиеся включается в различные виды общественно полезной деятельности, что значительно расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества.
Хотя учение остается для него главным видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно полезной деятельностью. Это обусловливается тем, что общественно полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующим потребностям возраста — потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении.
Удовлетворяя эти потребности, подростки усваивают мораль общества, вырабатывают взгляды по тем или иным вопросам, правила поведения. Именно с общественно полезной деятельностью связаны резервы воспитания подростка как гражданина. Но свои функции эта деятельность выполняет только при определенных условиях.
При организации общественно полезной деятельности очень важно, чтобы подростки не ограничивались целями, задачами и интересами своей малой (контактной, дружеской) группы, так как такое ограничение порождает групповой эгоизм, тогда как задача воспитания заключается в формировании коллективизма. Главное, чтобы он видел смысл этих дел и достиг успеха в этой деятельности. Иногда наблюдается страстный порыв в начале деятельности и быстрое охлаждение в ходе ее выполнения. Нередко причиной быстрого охлаждения к делу является отсутствие заинтересованности других (детей и взрослых) в деятельности подростка или его невладение способами деятельности. Вот почему при организации общественных дел необходимо показывать их значение и вооружать подростков соответствующими способами деятельности.
Подростков привлекает не только содержание, но и форма внеклассной работы. Их привлекают героика, романтика, им нравятся походы, путешествия, исследовательская деятельность. Для подростков вообще свойственно стремление к «дали». Так, они готовы пройти и проехать большие расстояния, чтобы получить нужные сведения, увидеть и сфотографировать комсомольский билет героя Отечественной войны и т. п.
Организуя учебно-воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются, прежде всего, на это мнение.
Учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности учителя. Они постоянно оценивают учителя и, свое отношение к нему строят на основе оценочных суждений. Очень важно, чтобы мнение товарищей, коллектива, мнение самого подростка совпадало или было сходно с мнением воспитателей и родителей. Только в этом случае можно разрешить возникающие противоречия и тем самым создать благоприятные условия для нормального развития подростка.
Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.
Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание он рассматривает как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростком и учителем, и подросток становится «трудным». Только тактичное обращение с подростком, только обеспечение его эмоционального благополучия именно в школьном коллективе создают психологически благоприятную почву для эффективного влияния на подростка.
Подросток активно ищет верных друзей, но не всегда их находит. В этом тоже — трудность возраста. Задача воспитателей заключается не только в том, чтобы знать, в какие объединения входит подросток, какое место он занимает в разных группах, что является психологической основой объединений подростков, но и в том, чтобы целенаправленно управлять формированием групп подростков, помогать каждому из них занять достойное место среди других и, прежде всего, среди товарищей по классу.
Как показывают психологические исследования (М. А. Алемаскин), 92% «трудных» подростков входили в число изолированных школьников. Это говорит о том, что у таких подростков нет прочной связи с одноклассниками, а их взаимоотношения неблагополучны. В свою очередь, изолированные «трудные» не только общаются между собой, но и образуют в школе малую группу со своими лидерами и общими интересами. Наличие таких групп внутри класса создает значительные трудности, как для самих подростков, так и для воспитательной работы с ними.
Существенное значение для развития подростка имеет то место, которое он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи учитывают возросшие возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают ему преодолевать трудности в учении и общественно полезной деятельности, помогают устанавливать взаимоотношения с товарищами, сохраняют контакт с ним, отвечая на его многочисленные вопросы, то тем самым они создают благоприятные условия для развития подростка.
В подростковом возрасте появляется ряд новообразований.
Стремление к взрослости. При характеристике особенностей личности младшего школьника отмечалось, что дети этого возраста отличаются повышенной впечатлительностью, подражательностью и внушаемостью, у них слабо развита самостоятельность. Самостоятельность начинает ярко проявляться именно в подростковом возрасте. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым.
Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую.
Прежде всего, это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. При этом в первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.). Усвоение внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости делает подростка взрослым в собственных глазах, а также, как ему кажется, и в глазах окружающих, что очень важно в плане самосознания. Такая взрослость приобретается путем подражания. И это самый легкий способ достижения ощутимой взрослости.
Стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности.
В становлении взаимоотношении подростка со взрослыми
могут возникать противоречия. Т. В. Драгунова рассматривает
три варианта развития противоречия.
Для первого варианта характерно углубление противоречия и усугубление конфликта, который может длиться очень долго. Это возникает при условии полного расхождения тенденций взрослого и стремлений подростка, когда взрослые к претензиям подростка на большую самостоятельность, доверие и уважение относятся как к необоснованным, а подросток в свою очередь протестует (в различной форме) против старого стиля отношения к нему взрослых. При такой ситуации негативизм подростка может
стать упорным и глобальным, что, в свою очередь, порождает появление ответных агрессивно-деспотичных тенденций, лживости, ханжества, приспособленчества и др. При такой ситуации
«взрослый теряет авторитет и к нему может возникнуть отношение как к «пережитку прошлого», что оправдывает в глазах подростка неприятие им требований, оценок, взглядов взрослого».
Второй вариант характеризуется тем, что противоречие проявляется эпизодически в силу непоследовательности поведения взрослых, когда они вынуждены, вопреки своим взглядам, уступать подростку и разрешать то, чего не разрешали раньше. В результате конфликтов становится меньше, но возможность их возникновения все время остается. При такой ситуации развитие взрослости подростка зависит от содержания его интересов и стремлений.
Третий вариант развития противоречия характеризуется постепенным исчезновением противоречия и конфликтов. Это бывает в тех случаях, когда взрослые осознают взросление подростка, изменяют к нему свое отношение и не дают разрушаться взаимному доверию, возникшему ранее.
Конфликтной ситуации может вообще не быть, если взрослые строят свои взаимоотношения с подростком на основе учета его повзросления.
Психическое развитие подростка тесно связано и с таким важнейшим новообразованием личности, как самосознание. Именно в этот период наблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку. Если младший школьник в оценке своей деятельности и качеств своей личности доверяется учителю, то подросток стремится иметь свою оценку, свое мнение.
Самооценка начинает проявляться в младшем школьном возрасте. Но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.
Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Так, при завышенной самооценке у подростка часто возникают конфликты с окружающими.
Самооценка оказывает огромное влияние на самовоспитание подростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, подростки могут создавать программу самовоспитания. Наиболее ярко это проявляется в их идеалах. Именно содержание идеала служит программой самовоспитания подростка. При этом выбор идеала зависит от характера самооценки. Если самооценка адекватная, то выбранный идеал способствует формированию таких качеств, как высокая требовательность, самокритичность, уверенность в себе, настойчивость, а если самооценка неадекватная, то могут формироваться такие качества, как неуверенность или излишняя самоуверенность, некритичность и др.
Итак, для нормального развития личности подростка очень важно, чтобы его самооценка была адекватной. Самооценка возникает и формируется в процессе общения подростка с другими людьми. Взаимодействуя с окружающими, подросток постоянно сравнивает себя с другими и познает себя на основе этого сравнения. Взаимодействуя с окружающими, подросток постоянно оценивается ими. Оценка окружающих и формирует самооценку.
Первоначально самооценка носит неустойчивый характер, затем она становится все более и более устойчивой. В связи с этим подросток постепенно освобождается от непосредственных влияний ситуации, становится все более и более самостоятельным.
По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Если эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, то эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. По данным исследователей в V классе учащиеся проявляют упрямство в 6 раз чаще, чем это наблюдалось в IV классе, в 9 раз чаще наблюдалось бравирование недостатками и в 5 раз чаще своеволие; в 42 раза (!) увеличилось число немотивированных поступков. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что подросток может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное и т. п. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства. Вот почему очень важно давать подросткам посильные задания, вооружать их соответствующими знаниями, умениями и навыками, способами деятельности.
Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны «взорваться», хотя потом могут сожалеть об этом. Особенно часто реакция возникает в состоянии утомления. Аффекты подростков, в отличие от аффектов младших школьников, более сильные и бурные. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Он горячо реагирует на все (например, переживает вместе с героями кинофильмов). Но, не обладая достаточным жизненным опытом и отличаясь повышенной эмоциональной возбудимостью, подростки легко могут попасть под дурное влияние, поскольку внешний эффект оказывает на них порой сильное влияние.
Эмоциональные переживания подростков, в отличие от переживаний младших школьников, приобретают большую устойчивость.
Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Так, подросток с жаром защищает своего друга и в то же время знает, что его нужно осудить. Подросток может быть и внимательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженной обиды, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств. Например, у подростка не все получается в учебной, трудовой или общественной деятельности. В связи с этим у него возникают досада, раздражение, стремление все бросить.
Учитель должен быть чутким психологом, а иногда ипсихотерапевтом. Только тогда он может помочь ученику преодолеть отрицательные эмоции и укрепить положительные. Подросток более чутко, по сравнению с младшими школьниками, относится к мнению коллектива. Он дорожит этим мнением, уважает его, руководствуется им. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Поэтому очень важно иметь в классе здоровое общественное мнение и уметь опереться на него. Подросток не прощает оскорблений в присутствии одноклассников или других лиц. Поэтому не следует упрекать, поучать, стыдить подростка при товарищах. Это может вызвать острый конфликт.
Иной характер, по сравнению с младшим школьным возрастом, приобретает и дружба. Если младших школьников связывают соседство, совместные игры, то в основе дружбы подростков лежит общность интересов, нравственных чувств и качеств личности. К дружбе они предъявляют довольно высокие требования. От друга они требуют честности, верности и преданности. Но иногда дружба может принимать нежелательные формы. Взрослые должны знать, с кем дружит их ребенок, какова основа дружбы, кто из ребят на кого и как влияет. Иногда приходится прерывать дружбу, но делать это надо тактично, надо помочь подростку установить новые дружеские отношения, занять его интересным делом и т. д.
У подростка существенно возрастает чувство товарищества, также имеющее большое значение в формировании личности. Но, как и дружба, это чувство может принимать неправильные формы. Довольно широко распространено ложное товарищество, когда в классе существует круговая порука и одни учащиеся скрывают поступки других. Поэтому задача воспитателей и учителей воспитывать у подростков подлинно товарищеские отношения.
Важно воспитание таких чувств как патриотизм, интернационализма, гордости за наши успехи и осознания наших трудностей, стремления их преодолеть, принести пользу другим людям.
Особенности учебной деятельности подростка. Учение для подростка, как и для младшего школьника, является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина.
В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опереться педагог. Последние, как отмечает А. К. Маркова, заключаются в избирательной готовности, в повышенной восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не успевает реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним — важная задача педагога. В самом деле, кто не наблюдал, как эмоционально подросток реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция исчезает довольно быстро. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит «внутренний отход от школы» (А. Н. Леонтьев). Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.
Как показывают психологические исследования, основная причина такого «отхода от школы» заключается в несформированности у учащихся учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста — потребность в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу.
Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка — познавательная потребность. При ее удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам. Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи: «Зоологией я увлекаюсь потому, что хочу знать жизнь и строение животных»; «Физика нравится мне потому, что интересно знать обо всем, что меня окружает. Мне интересно, почему, например, в одних предметах мы видим свое отражение, а в других нет».
Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтересным» предметам. При этом для подростков в равной степени имеет значение, как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями: «Интересными бывают уроки тогда, когда учитель рассказывает не только то, что есть в учебнике. А если учитель рассказывает как в учебнике, или же заставляет читать новый урок по учебнику в классе, то уроки становятся скучными и не нравятся».
В исследованиях Г. И. Щукиной показано, что в познавательных интересах подростков одного и того же класса наблюдаются большие различия. У одной группы учащихся интересы носят аморфный (расплывчатый) характер, характеризуются изменчивостью и ситуативностыо. У другой — интересы захватывают широкий круг учебных предметов и учебную деятельность в целом. У третьей группы подростков ярко проявляются стержневые, доминирующие интересы.
Интересы подростков различаются и по направленности их познавательной деятельности. Одни учащиеся предпочитают описательный материал, их привлекают отдельные факты, другие стремятся разобраться в сущности изучаемых явлений, объяснить их с точки зрения теории, третьи проявляют большую активность при использовании знаний в практической деятельности. Одни учащиеся склонны к репродуктивной деятельности, другие — к творческой, исследовательской деятельности.
Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего, для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного подростка, с убеждением быть культурным, всесторонне развитым. Если убеждения и интересы сливаются, то это создает у подростка эмоциональный тонус и определяет его активное отношение к учению. Если же он не видит жизненного значения знаний, то него могут сформироваться негативное отношение и отрицательное отношение к учебным предметам.
Эмоциональное благополучие подростков во многом зависит от переживания ими успеха или неуспеха в учебной деятельности. Так страх перед неуспехом приводит к тому, что они начинают искать благовидные причины, чтобы не пойти в школ у или уйти с урока.
Эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми. Для эмоционального благополучия подростка важно, чтобы оценка и самооценка совпадали.
Отношение подростка к учению обусловлено прежде всего качеством работы учителя и его отношением к учащимся.
Зарубежные психологи также отмечают у подростков ряд особенностей и связывают их с особенностями развития их мышления и интеллекта:1. Так Ж. Пиаже делит процесс когнитивного развития на четыре основные стадии: сенсорно-моторную, предоперационную, конкретно-операционную и формально-операционную.2. На сенсорно-моторной стадии дети осваивают последовательности сенсомоторных действий.3. Предоперационная стадия — это период обретения речи, когда ребенок учится общаться с миром, манипулируя символами.4. На стадии конкретных операций у детей появляются некоторые способ- ности к логическим рассуждениям, хотя эти рассуждения все еще весьма конкретны — они сводятся к овладению понятиями классов, отношений и количеств.5. На формально-операционной стадии дети могут пользоваться логическими рассуждениями и абстрактными понятиями, не зависимыми от конкретных объектов. У них появляется способность к интроспективному мышлению (мысли о мыслях); абстрактному мышлению (выход за границы реального к возможному); логическому мышлению (способность учитывать все значимые факты и мысли и делать из них верные выводы) и гипотетическому мышлению (формулирование гипотезы и ее доказательство с учетом многих переменных). Именно на формально-операциооной стадии мышления и находятся подростки.6. Уровень развития формального мышления влияет на образ мысли и поведение подростков. Умение разобраться в том, что есть, и представить себе то, что могло бы быть, превращает их в бунтарей-идеалистов.7. Индивиды, овладевшие формальным мышлением, при формировании системы ценностей склонны ориентироваться на долговременные ценности в отличие от тех, кто еще не достиг стадии формального мышления.8. По мнению зарубежных психологов подростков иногда обвиняют в лицемерии, поскольку у них часто слово расходится с делом, например, акция «Чистый город».9. У подростков есть все возможности для креативного поведения, но поскольку они постоянно находятся под давлением и вынуждены приспосабливаться, их креативность не возрастает, а, наоборот, убывает.10. Иногда подростки проявляют псевдоглупость — тенденцию выбирать слишком сложный подход к простым задачам.11. У подростков развивается эгоцентризм, который проявляется в появлении мифа «воображаемой аудитории» и мифа «о собственной исключительности». Они очень застенчивы и почти все время ощущают себя как будто на сцене.12. Появление способности анализировать свои мысли приводит к тому, что подростки начинают больше мечтать и чаще использовать образное мышление. В то же самое время содержание грез становится более позитивным и конструктивным, в них реже присутствует чувство вины или неудачи.13. Овладев формально-операционным мышлением, подростки начинают размышлять о себе и формировать свою идентичность.14.Интеллектуально одаренные девочки думают, что быть способным учеником означает хорошо учиться, не прикладывая к этому особых усилий. Они считают, что их будущие успехи зависят скорее от того, нравятся ли они окружающим, чем от их талантов.15. Выходя из своего идеалистического кризиса, подростки вступают в процесс децентрации и начинают профессиональную деятельность или серьезную профессиональную подготовку, чтобы утвердиться в своих жизненных планах и принять социальную роль.16. Не все подростки достигают стадии формальных операций, и не все подростки одного возраста находятся на одной и той же стадии развития.17. Получены данные, позволяющие выделить пятую стадию развития: стадию выявления проблем. На этой стадии появляется способность находить еще не поставленные проблемы.
(дальше не надо)
Билет №22
Педагогика.