Особенности сенсорного развития младшего школьника

Психологами доказано, что полноценное нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие и ощущение. Дети, поступающие в школу обладают достаточным уровнем развития сенсорной культуры. У них имеются полные представления о сенсорных эталонах. Под сенсорными эталонами понимаются созданные человеческой культурой общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Для зрительного восприятия выработаны:*эталоны цвета (7 основных цветов спектра).*эталоны формы (геометрические фигуры).*эталоны величины (см, км).*метрическая система в области слухового восприятия (эталонами являются – звуковысотные отношения, а также фонемы родного языка).

К концу дошкольного возраста ребенок может пользоваться эталонами. Он различает цвета, формы, величину предмета, их расположение в пространстве, умеет изображать основные формы, раскрасить изображение в заданные цвета.

Развитие ощущений и восприятия имеют принципиальное значение для усвоения школьных дисциплин, т.к. формирование элементарных математических представлений предполагает знание эталонов формы, знаний фонем языка, требует развитого фонематического слуха.

Такие дисциплины как природоведение, рисование, труд, физкультура также требуют развитых ощущений и восприятия. Психологические исследования показывают, что к 6-7 годам восприятие еще не совершенно, т.к. до 7 лет восприятие ребенка носит глобальный характер, то есть в сложной фигуре он воспринимает целое без анализа частей. Слабая дифференцированность восприятия также проявляется в том, что при рассматривании предметов, дети выделяют наиболее яркие бросающие в глаза свойства.

Совершенствование восприятия происходит по пути развития перцептивной активности ребенка, которая предполагает целенаправленное систематическое исследование воспринимаемого предмета с целью выделения наиболее существенных его свойств.

При зрительном восприятии предмета глаз совершает очень много движений и фиксирует наиболее примечательные части. Перцептивные действия развиваются с возрастом. В 9-10 лет фигуры исследуются лучше, устанавливаются связи между частями, восприятие более адекватное. С возрастом восприятие становится «думающим», т.к. развивается мышление – это помогает анализировать.

При восприятии формы выделяют следующие особенности:а) происходит опредмечивание фигур (круг называют мячом);б) трудности с восприятием объемных фигур.

ПРИМЕР ИЗ ДНЕВНИКА

При восприятии времени:а) минута уменьшается;б) большие промежутки увеличиваются;в) оценка времени зависит от его заполняемости.

ПРИМЕР ИЗ ДНЕВНИКА

У младшего школьника наблюдаются особенности восприятия сюжетной картинки. Психологи выделяют 3 стадии восприятия сюжетной картинки:1.стадия перечисления (характерна 2-5 лет) ,2.стадия описания (6-9 лет),3.стадия интерпретации (для 10 и старше)

ПРИМЕР ИЗ ДНЕВНИКА

Одни психологи считают эти стадии фиксированными, другие, что эти стадии зависят от подготовленности ребенка и содержания картинки.

Дети с трудом воспринимают такие временные промежутки, как эра, эпоха.

ПРИМЕР ИЗ ДНЕВНИКА

Поэтому учителю необходимо использовать при объяснении наглядность.

Выделяются некоторые особенности восприятия и воспроизведения темпа: - без особых упражнений детям доступны только средник темпы и простые такты.- до 8 лет дети не умеют улавливать и воспроизводить быстрые и медленные темпы.- при работе с ребенком нужно уловить умеренный темп.

Восприятие ребенка проходит по линии все больше дифференцированности, выделению более существенного опосредование мыслительных процессом.

ДИАГНОСТИКА СЕНСОМОТОРИКИ:

Методика «Срисовывание образцов» предназначена для диагностики уровня развития зрительно-моторной координации, тонкой моторики руки.

Методика «Домик» предназначена для определения способности ребенка, копировать сложный образец.

Методика «Квадрат и круг» предназначена для определения уровня зрительно-моторной координации ребенка.Упражнения для развития сенсомоторики: Срисовывание графических образцов, вырезание фигур из бумаги, обведение по контуру геометрической фигуры, рисование плавных линий.

Билет №18

Педагогика.

Наши рекомендации