Характеристика мышления младшего школьника.
Вопрос об умственных способностях младшего школьника в разное время решался по-разному. Современные исследования показали, что дети при специальной организации обучении могут усваивать абстрактный теоретический материал.
Выделяется ряд особенностей формирования понятий у младшего школьника. Различают понятия: предметные и понятия отношений. Предметными являются знания общих и существенных свойств предметов объективной действительности. Понятие отношений – это знание о связях между предметами: больше-меньше, выше-ниже.
При усвоении понятий дети могут находится на разных ступенях, так при усвоении предметных понятий, дети могут находиться на разных ступенях.1 ступень: дети выделяют функциональные признаки предметов, то есть признаки связанные с назначением предмета. (например: что такое ткань? Из нее шьют. Что такое дом? В нем живут). ПРАКТИКА. 2 ступень: учащиеся перечисляют известные им признаки и свойства не отделяя главных от второстепенных. (что такое огурец? Он зеленый, его едят, он вкусный, растет в огороде).
3 ступень: ступень овладения предметными понятиями. Выделяют общие и существенные признаки у предметов, обобщают. (что такое огурец? Это овощ, на 80% состоит из воды).
Ребенок постепенно идет от одной ступеньки к другой. В одной области он может быть на одной ступеньки, а в другой на наиболее высокой ступени.
В усвоении понятий отношений он также проходит несколько ступеней:
1 ступень: рассматривает каждый конкретный случай через конкретное сравнение (нет обобщения); ПРАКТИКА.2 ступень: делаются обобщения, но оно относятся только к рассматриваемым случаям, не переносятся на новые условия (ставятся 2 банки разных форм, но все по 3 литра. В какую банку вместиться больше воды?). ПРАКТИКА. 3 ступень: полученное обобщение учащиеся применяют к разным случаям. Задача учителя поднимать ребенка до третьей ступени формирования любых понятий. (Что тяжелее 1 кг пуха или гвоздей? (одинаково).
Формирование понятий требует развитых операций мышления.
Особенности анализа. Анализ - мыслительная операция, в ходе которой происходит мысленное расчленение объекта или предмета на составляющие части или характеристики. Развитие анализа идет от практически-действенного к чувственному и в дальнейшем к умственному. У младшего школьника преобладает практически-действенный и чувственный анализ – это означает, что дети легко решают задачи, где можно использовать практические действия с предметами или наблюдение их на пособиях или в естественных условиях. Развитие анализа проходит ряд этапов: от частного к комплексному и к системному. ПРАКТИКА
Развитие анализа протекает одновременно с развитием синтеза (мысленное объединение). Синтез – мыслительная операция в ходе которой происходит мысленное соединение частей в целое.
Синтез развивается по пути: от простого суммирующего к более широкому и сложному. В результате части целого соединяются вместе, составляя простую сумму признаков: перечисление птиц, рыб.
Анализ для младших школьников более легкий, чем синтез и развивается значительно быстрее. Но в целом развиваются совместно, так некоторые слова осмысливаются ребенком только в контексте, то есть на основе синтеза. Например, в контексте дети лучше усваивают многозначные слова. Но осмысление некоторых слов идет только в процессе анализа.
Особенности сравнения. Сравнение – мыслительная операция, позволяющая установить сходства и различия между объектами.
Сравнение имеет ряд тонкостей. Из исследований видно:1.Что дети по-разному сравнивают одни и те же предметы. Одни при сравнении больше находят сходства, другие – различия, третьи – и сходства и различия. Признаки, по которым дети сравнивают также неодинаковые. Одни дети сравнивают по ярким, бросающимся признакам, другие называют и менее заметные признаки.2.Количество выделяемых признаков, также бывает различным, одни выделяют много, другие – мало. 3.У одних наблюдается плановость, системность, другие это делают хаотично, стихийно. 4.Младшие школьники иначе находят различия и сходства, но только по отношению к новым предметам. 5.При сравнении известных предметов, больше находят сходство, чем различие.6.Часто подменяют сравнение простым ряда положением предмета.
7.Для младших школьников трудно сравнивать предметы и явления, с которыми они не могут непосредственно действовать. Также те, которые обладают большим количеством признаков или их признаки скрыты. 8.Детям трудно сравнивать предметы и явления потому, что они не могут составить план, сравнение. Учитель должен учить составлять план.
В целом у учащихся от 1-ого к 4 классу изменяется операция сравнения: больше деталей, больше плановости. ПРАКТИКА
Особенности абстрагирования. Абстрагирование (отвлечение) – мыслительная операция основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечении от других несущественных.
Абстрагирование – это выделение общего и существенного различия несущественных признаков и связей, умения отвлечения от них. Младший школьник за существенные признаки часто применяет внешние яркие, т.е. путает их с существенными. Дети чаще и легче абстрагируют свойства предметов и явлений, чем связи и отношения. Абстракция бывает изолирующая и расчленяющая. Изолирующая– это полное отвлечение одного элемента от остальных. Ее результатом является формулирование понятий. Расчленяющая – это сознательное разделение существенного и несущественного, и их противопоставление.
Младшие школьники чаще прибегают к изолирующему абстрагированию.
Особенности обобщения. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим, существенным признакам.
Как существенные признаки дети наиболее часто называют заметные внешние признаки. Характеризуя предметы, школьники (1-2 класс) наиболее часто говорят о разнообразных действиях с этими предметами и действия самих предметов (солнце – оно светит). Это приводит к тому, что младшие школьники вместо обобщений синтезируют, то есть объединяют предметы не по общим признакам, а по причинно-следственным связям или же по взаимодействию.
Учащиеся младших классов затрудняются самостоятельно обобщать, но если их этому научить, то к обобщению приходят быстро.
Психологами выделено 3 уровня обобщения у детей:1 уровень: чувственное обобщение (есть возможность соприкасаться с предметами. Дошкольники, 1-классники);2 уровень: образно-понятийное (обобщение существенных и несущественных признаков в виде наглядных образов. 3-4 класс);3 уровень: понятийно-образное или научное (обобщение существенных признаков).
Развитие обобщения идет от более широкого к более дифференцированному. Чем выше уровень развития ученика, тем больше групп он выделит.
Особенности конкретизации: конкретизация происходит в тесном единстве с обобщением, но могут находится в различном соотношении. Это зависит от характера содержания учебного материала, от методов обучения и от уровня развития мышления.
Особенности осознания младшими школьниками собственных мыслительных операция: дети с трудом осознают собственные мыслительные операции. Например, анализировать – сдавать анализы. Жан Пиаже выделяет 4 стадии развития у детей собственных мыслительных процессов:1 стадия: 8-9 лет – не знают как решать задачи.2 стадия: 9-11 лет – кое-что осознают в умственных процессах.3 стадия: 14-15 лет – проявляется осознанием собственных мыслительных процессов.4 стадия: после 14-15 лет – осознают.
Отечественными психологами доказано, что при соответствующей организации учебного процесса осознание происходит в более ранние периоды.
Развитие теоретического и эмпирического мышления младших школьников: в отечественной психологии исследовались у младших школьников 2 типа мышления эмпирическое (опытное) и теоретическое. Для теоретического мышления характерно наличие следующих компонентов: - рефлексии, т.е. способность ребенка осмысливать свои собственные действия и устанавливать соответствие с условиями задачи;- анализ содержания задачи с целью выделения принципа или всеобщего способа ее решения.- внутренний план действия, которые обеспечивает планирование и выполнение действий в уме.
В исследованиях установлено, что знания можно усваивать как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. К эмпирическому уровню дети приходят легко, но при специальном обучении у младшего школьника может сформироваться теоретическое мышление со всеми его компонентами (Это доказали научные исследования; опыты Давыдова-Эльконина).
В целом же развитие мышления младшего школьника происходит эффективно при включении в учебную деятельность. Развитие идет по линии от наглядно-образного (основного для данного возраста) к словесно-логическому (понятийному).
Жан Пиаже выделил стадии развития мышления человека и показал, что мышление младшего школьника находится на уровне развития конкретных операций. Это можно доказать пронаблюдав у ребенка принципы сохранения жидкости, сохранение вещества и количества. Если дети справляются с заданиями на сохранение – это свидетельствует о том, что дети находятся на стадии конкретных операций и они способны использовать логические правила и принципы применимых к конкретному наглядному материалу. При нормальном развитии овладение принципом сохранения происходит в 6-7 лет.
Для развития умений ребенка анализировать, развивать мышление, в целом важно научить их отыскивать причины тех или иных явлений (почему утка плавает, а курица ходит), а также учить выделять их различные свойства предметов, вводить понятия общих и отличительных, существенных и несущественных признаков.
Диагностика и развитие мышления. Методики «Свободная классификация» (разложить картинки на 4 группы: животные, мебель, одежда, игрушки), «Продолжи ряд», «Убери лишнее», «Последовательность событий», «Сравнение понятий», «Копирка» и другие. Упражнения на развитие мышления: «Лабиринты», «Исключение лишнего» и другие.
Билет №17
Педагогика.
Общее понятие о методах, приемах, средствах обучения. Классификация методов обучения, ее значение для практической деятельности учителя.
План:1.Что такое метод, прием, средства?2.Классификация методов, приемов, средств.
3.Практическое значение классификации в практике работы учителя. Примеры из практики.
Метод – греческое слово «metodos» на русский – «путь», «способ».
Методы обучения – это пути или способы совместной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач: образования, воспитания и развития обучаемых.
Этого определения придерживаются многие: Подласый, Бабанский. Существует много определения, что такое метод.
Ю. К. Бабанский. Методом обучения называет способы упорядоченной (деятельность в системе, то есть четко знать программу) взаимосвязаннойдеятельности преподавателя и обучающихся, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
С. П. Баранов. Метод обучения – это путь познавательной, теоретической и практической деятельности учителя и учащихся, направленной на выполнение задач образования.
Средство – это то, с помощью чего происходит реализация метода, это приспособление, орудие, действия (технические, наглядные).
Средства – совокупность предметов и произведений материальной (наглядность) и духовой (слово) культуры, привлекаемых для педагогической работы.
Прием – это часть или деталь метода, которая помогает реализовать деятельность учителя для решения задач образования. (метод совокупность приемов).
Приемы могут быть (анализ, синтез): 1)Логически 2)Организационные: авторитарные и гуманные3)Технические
Логические приемы: сравнение, сопоставление, обобщение, выводы, анализ, синтез, классификация, систематизация.
Организационные методы: могут организовать учебный процесс. Как организация внимания, организация настроя на работу.
Технические методы: умение учащихся использовать техническое оборудование, материал.
Все приемы взаимосвязаны и применяются в работе учителя.
Требования к выбираемым методам обучения:
- доступность.
- систематичность.
- метод должен носить воспитательный характер.
- на уроке метод должен быть ясным и определенным.
- результативность метода обучения.
Главное в методах – это реализация образования, воспитания, развития.
Функции методов:- обучающая (с помощью методов обучаем детей конкретными науками)- воспитательная (развитие через методы учитель воспитывает патриотические чувства)- развивающая (развитие интеллекта, речь, внимание)- побуждающая - побуждение к учебе, знаниям (стимулирующая, мотивационная)- контрольно-мотивационная (проверка «знаний», корректировка)
Виды средств:-реальные или натуральные (минералы, растения)-схематические или символические средства обучения (схемы, символы, таблицы, карты, чертежи)-изображение или изобразительные средства обучения: объемные (макеты, муляжи) и плоскостные (рисунки, картинные) -технические: визуальные (диафильмы, кадоскопы, слайды, диапозитивы) и аудиовизуальное (видео, теле, кинофильмы)-звуковые (магнитофонные записи, грамзаписи, радиопередачи)-дидактические (учитель сам готовит специальные книги) материалы по предмету (опорная схема (заключается главная мысль), дидактические карточки, схемы).
Метод и средство взаимосвязаны.
Выбор методов обучения:-от цели и задач обучения,-от содержания учебного материала, от предмета.-от возрастных особенностей учащихся,-от уровня подготовленности учащихся,-от работоспособности детей,-от наличия в школе наглядных и технических средств обучения ,-от мастерства учителя
-от уровня подготовленности учителя.-от взаимоотношений учителя с учениками, которые сложились во время учебы .-от количества учеников в классе,-от условий обучения в школе (городская или сельская школа)
Классификация методов, приемов, средств.
Классификация – это выстроенная (искусственно создали) по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в методах общее и специфическое, общее и специальное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.
Методов очень много и для удобного их применения и использования их классифицируют по какому-либо признаку или нескольким признакам.