Понятие о «форме организации обучения».

Форма – этовнешний вид, установленный порядок.

Форма обучения – этоесть внешнее выражение согласованной , организованной, взаимосвязанной деятельности учителя (преподавания) и деятельности учащихся (ученик) осуществляемой в определенном порядке и режиме (Исаак Яковлевич Лернер).

Формы обучения классифицируются по различным основаниям:

1-по количеству учащихся (групповые, индивидуальные, фронтально-коллективное, фронтальные, массовые);2-по продолжительности учебных занятий (урок 40 минут) 5 минут; (30-35 минут младшие школьники); классический; спаренные (укороченные) 90 минут; уроки без звонков (произвольной длительности, 70*80); 3-по месту учебы (уроки в школе, в мастерских, в лабораториях, внешкольные, музеи-экскурсии, ВУЗ, институт, дом, самостоятельные работы, занятия на производстве).

История возникновения форм: внутри каждой из форм осуществляется индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Индивидуальная форма обучения появилась в первобытном обществе. В современное время – это репетиторство. В древних рабовладельческих государствах, таких как Вавилон, Египет, Китай, возникает индивидуально-групповая форма обучения, при которой один человек обучал одновременно несколько (10-15 человек). Каждый из учеников занимался с учителем индивидуально, учитель объяснял самое главное и трудное, а затем ученик занимался самостоятельно, а учитель в это время занимался со вторым и т.д. В группе учили молитвы (наизусть) хором. Группы были разные по уровню подготовки и непостоянные по составу. Возникновение массового, фронтального обучения относится к 14-16 вв, 17 в. – возникновение классно-урочной системы.

Очертил классно-урочную систему Иоганн Штурм – немецкий педагог, а разработал ее чешский педагог Ян Амос Коменский. Основная форма обучения – классно-урочная система.

Особенности классно-урочной системы: -наличие определенных классов, которые объединяют учащихся, имеющих одинаковый уровень подготовки;-наличие постоянного состава учащихся одного возраста;-наличие урока как формы организации учебной деятельности;-каждый урок посвящается одному предмету;-руководящая роль учителя на уроке (ведет один педагог);-уроки проводятся в соответствии с четким расписанием;-на уроке осуществляется различные виды деятельности учащихся.

Недостатки классно-урочной системы:-ориентация на среднего ученика;-отсутствие возможности индивидуальной работы;-учебный материал делится на «части» или «блоки».

1) .Понятие об «уроке» (различных авторов, с анализом).

Существует много определений урока, среди них есть полные, отражающие сущность обучения и неполные.

Н. М. Верзилин предавая значение сущности обучения говорил: «Урок – это солнце, вокруг которого вращаются как планеты все другие формы учебных занятий» (образное определение).

М. Н. Скаткин «Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятий по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения» (определение неполное, не отражает сущности обучения, первый этап становления).

М. Н. Махмутов «Урок – динамическая и вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия деятельности учителя (преподавание) и учащихся (учение), включающая содержание, методы, средства обучения для решения задач: образования, воспитания и развития учащихся» (полное, отражает сущность обучения, т.к. в нем говорится об взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, решение 3-х задач образования).

На современном этапе развития школы есть другие определения:

Е. Н. Щуркова «Культура современного урока» «Современный урок – это организованное педагогом духовное общение (воспит.задача) группы содержанием, которого являются научные знания (образов.задача), а результатом становятся интеллект (развив.задача) каждого субъекта урочного общении, духовное обогащение (воспит.задача)» (отражает сущность обучения).

Е. Н. Щуркова определяет в культуре современного урока 3 постулата:1 постулат: в поисках истины «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». На уроке должна быть выделена главная идея. 2 постулат: урок, как фрагмент жизни «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершенствоваться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Учит детей общечеловеческой культуре; как у Амонашвили, но Щуркова не принесет игрушку на урок. 3 постулат: человек – отправная точка «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства». Человек ставится на гуманное общение между учителями и учениками.

3) Современные требования к уроку. Какой урок называется современным.

Требования к уроку:-дидактические;-воспитательные;-организационные;-развивающие ;-психологические;-управленческие

На основе всех названных требований выделяют общие требования.

Дидактические требования к уроку (обучающие):

*четкое определение задач урока: образовательные, воспитательные, развивающие; *наполнение урока содержанием учебного материала; *сочетание различных методов, приемов и средств обучения; *сочетание коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; *внедрение новых технологией на урок; *мастерство учителя в проведении урока; *обеспечение обратной связи (от учеников к учителю).

Воспитательные требования к уроку(каждый урок должен воспитывать учащихся):

*воспитание учащихся осуществляется через содержание учебного материала по конкретному предмету; *воспитание на уроке осуществляется через организацию самого урока; *воспитание осуществляется через личность самого учителя (см. тему: «Педагогическая профессия»). Учитель – лицо, предающее другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание к жизни и отношение к ней. В более узком смысле – это должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе, в задачи которого входит воспитание, обучение учащихся с учетом предмета. Учитель в широком общественном значении – это мыслитель, общественный деятель, формирующий взгляды и убеждения людей, помогающий или найти свои пути в жизни. Учителя часто называют человеком, чья мудрость и жизненный опыт оставили глубокий след в развитии личности и ее судьбе. Учитель – получил специальное педагогическое образование и работает по этой специальности. Идеальный педагог – это абстрактный образ, позволяющий лучше понять цель подготовки учителя; *воспитание на уроке осуществляется во всех направлениях личности: умственное (умственного труда), нравственное, правовое, экологическое, трудовое.

Организационные требования (они зависят от личности, индивидуального стиля работы учителя):

*рассадить правильно (опираясь на здоровье); *начинать урок незамедлительно после звонка; *считаться с настроением детей; *знакомить учащихся с учебными задачами урока; *советоваться с детьми, как организовать совместную работу; *выражать уверенность, что каждый учение усвоит новые знания на уроке; *на 2 минуты до окончания работы прекращать учебную работу; *подытожить сделанное на уроке (кто чему научился? Кому что понравилось?); *урок завершать так, чтобы познавательный интерес не был полностью удовлетворен и чтобы остались задания, которые как бы не успели выполнить на уроке; *благодарность детей за сотрудничество на уроке.

Развивающие требования (требования, которые развивают личность):*развитие положительных мотивов; *изучение и учет уровня развития и психических особенностей учащихся; *проектирование «зоны ближайшего развития» (ученик пользуется помощью учителя); *проведение занятий на «опережающем уровне»; *прогнозирование «скачков» в интеллектуальном и эмоциональном развитии.

Психологические требования: *знания, особенности развития психически образовательных процессов: память, мышление, внимание, воображение; *знания типов темперамента учащихся и учет их в учебно-воспитательной работе; *учет типа темперамента; *привлечение и развитие волевой и эмоциональной сферы в их учебной деятельности; *развитие положительной мотивации.

Управленческие требования к уроку: умение управлять учебной деятельностью учащихся. Предметов деятельности учителя является – управление.

Исходя из вышеперечисленных требований выделяются общие требования (современные).

Общие требования (современные):*использование новых достижений в науки, в передовой педагогической практики в работе; *использование современных средств на уроке (компьютер, аудиозаписи); *решение на уроке всех дидактических принципов и правил; *развитие положительной мотивации к учению; *создание необходимых условий для деятельности учащихся с учетом их интересов и способностей; *установление межпредметных связей; *формирование умений учиться; *тщательное планирование каждого урока учителя; *связь теоретических знаний с практикой.

Какой урок называется современным?Искусство современного урока заключается в нахождении педагогом совместно с учениками таких форм творческого взаимодействия, которые будут способствовать решению учебных задач и позволят не только устанавливать значения образования, но и извлекать и переживать личностные и жизненные смыслы. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся.

4) Типы и структура уроков и их классификация.

Типы урока определяются целями урока, его содержанием, методикой проведения.

1. типы урока классифицируют в зависимости от дидактической цели: -уроки овладения новыми знаниями,

-уроки повторение, уроки закрепления, -уроки формирования умений и навыков,-уроки обобщения и систематизации знаний,-комбинированные уроки (повторение, закрепление),-контрольно-проверочные уроки.

2. по характеру познавательной деятельности учащихся: -уроки первичного восприятия фактов,-уроки формирования научных понятий, -уроки творческого характера.

3. по степени самостоятельности учащихся: -уроки работы учителя с классом, -уроки с/р учащихся.

4. от способов их (урока) проведения: -нестандартные уроки, -уроки практического занятия.

Структура – это построение урока, то есть совокупность его элементов, которая обеспечивает его целостность. Структура урока зависит от типа урока, от уровня подготовленности учащихся, от мастерства учителя, от содержания учебного материала. От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного. Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят так: организация работы; повторение изученного; изучение новых знаний, формирование новых умений; закрепление, систематизация, применение; задание на дом.

Ступени Гербарта: 1.ясность – восприятие нового материала. 2.ассоциации – установление связи между новым материалом. 3.система –закрепления. 4.метод – применение на практике.

Пример: Тема: «Мягкий и твёрдый разделительные знаки».

Образовательная: Обобщить знания о разделительном мягком и твёрдом знаке; формировать умение произносить и правильно писать слова с разделительным мягким знаком.

Урок повторения.1.Организация учащихся, 2.Проверка д/з., 3.Минутка чистописания, словарная работа.4.Повторение, Сравнение слов с разделительным мягким и твёрдым знаками. 5.Письмо по памяти, 6.Составление текста, 7.Итог урока.

Психология.

Наши рекомендации