Особенности памяти младшего школьника.

Остановимся первоначально на особенностях запоминания.

Придя в школу, дети умеют запоминать произвольно, но это умение несовершенно (по этой причине первоклассники часто не помнят д/з).

Первоклассники быстро запоминают то, что интересно т.е. Например: сказки. Большое влияние на быстроту и прочность запоминаемого оказывают чувства. По этой причине легко запоминаются песни, сказки, стихи, которые вызывают яркие образы и сильные переживания.

Непроизвольное запоминание играет огромную роль в учебной деятельности детей. Без особых усилий запоминается материал, с которым дети действуют. Эксперимент Зинченко с картинками. Продуктивность непроизвольного запоминания проявляется в том, что с возрастом увеличивается объем, запоминаются интересные тексты, сказки. Передается больше подробностей, глубже становится содержание. Непроизвольное запоминание становится более осмысленным.

По мнению некоторых психологов, у детей преобладает механическое запоминание. Но исследования других психологов показали, что у детей, как и у взрослых, механическое запоминание менее эффективно. И детям намного труднее запомнить бессмысленный материал, чем взрослым. Это объясняется тем, что бессмысленное заучивание требует много волевых усилий, а дети на это ещё не способны.

Разница между продуктивностью бессмысленного и осмысленного запоминания у младших школьников также значительно больше, чем у взрослых.

Младшие школьники легко запоминают непонятное. И часто заучивают учебный материал буквально. Основная причина этого связана с особым отношением к нему детей. Непонятное становится значимым; в том числе по той причине, что это значимо для взрослых. Непонятный материал также интригует детей звуковой стороной, т.е. сочетанием звуков, выраженным ритмом, который обеспечивает легкое запоминание, например: без проблем запоминают бессмысленные считалки, песни, которые поют взрослые, «садистские стишки». Часто бессмысленный материал также вплетается в игровую деятельность детей.

Ребенок часто прибегает к механическому запоминанию, т.к. они не владеют приемами рационального запоминания материала. Детей можно учить приемам и технике запоминания, например: к о ж з г с ф, стихи, ритмизация, расклад по квартире.

У младшего школьника отмечаются особенности произвольного и осмысленного запоминания. От года к году их роль повышается, и дети чаще к нему прибегают. Первоначально у детей недостаток развития самоконтроля. Первоклассники часто проверяют себя с число внешней количественной стороны. (Повторяю столько раз, сколько сказал учитель). Показателем произвольности служат приемы запоминания. Первоначально это многократное повторение, затем чередование прочитанного с воспроизведением. Психологами установлено, что приёмы прочтения имеют индивидуальные особенности. Менее способные ученики ограничиваются однообразным чтением. Из-за плохой техники чтения их внимание сосредоточенно на правильном чтении слов. Мысленное воспроизведение текста у них отсутствует. Более сильные ученики читают разнообразнее, например: вначале медленно – для понимания, потом быстрее, выборочное и т.д.

Психолог Смирнов наметил ряд ступеней запоминания текста:

а) простое многократное чтение;

б) разнообразие в чтении, которое ученик сам не осознает;

в) ученик ставит перед собой особенную задачу и сознательно решает её при чтении, например: возвращается к прочитанному, выборочно читает и т.п.

Важным приемом осмысленного запоминания является деление текста на смысловые части, но во 2 классе дети не разбивают тексты на смысловые части, а если делят, то не с целью выделить главное, существенное, а с целью последующего заучивания каждой части. Такое деление называется техническим.

Характерной особенностью членения текста является то, что оно протекает легче при непосредственном восприятии текста, нежели по памяти. Первоначально деление текста отличается большой дробностью. Часто одно предложение составляет одну часть. Заголовки к частям первоначально выбирают, используются слова из текста, обобщающих заголовков чаще не встречается. Такое деление на части не является эффективным приемом запоминания. Необходимо специально работать по научению делению текста на смысловые части. Также дети сами не научаются использованию рациональных приемов при заучивании.

Большинство младших школьников не распределяют повторение во времени, не заучивают материал в несколько приемов. Следовательно, необходимо этому учить. В начальной школе дети с трудом используют прием соотнесения того, что написано с тем, что известно. Развитие этого процесса идет от непосредственного запоминания с опорой на внешние средства (картины, схемы), а за тем идет опора на внутренние средства (план, сходство нового и старого). Редкое обращение к соотнесению младшими школьниками связано с трудностями самого соотнесения с неумением найти нужный предмет, слово. Процесс соотнесения изучался Смирновым.

У младшего школьника отмечаются особенности воспроизведения:

1.Оно представляет трудности, т.к. требует умения ставить цель, активизировать мышление;

2.Дети чаще воспроизводят с опорой на текст;

3.Припоминанию прибегают реже, т.к. оно связано с напряжением;

4.От класса к классу усиливается мыслительная обработка учебного материала в плане систематизации и общения, следовательно, материал воспроизводится более свободно и легко;

5.Младший школьник полнее воспроизводит научно-популярный текст, полнее через 7 месяцев после запоминания, нежели сразу после чтения. Следовательно, у младшего школьника отсроченное запоминание лучше, т.к. осмысление наступает не срезу, а постепенно;

6.Процесс забывания зависит от того, как дети запоминают, какие приемы используют;

7.При отсутствии конкретной задачи дети часто прибегают к дословному запоминанию;

8.Небольшой по объему материал, насыщенный содержанием дети передают один в один;

9.Абстрактный материал запоминают по-разному. Лучше запоминают тот абстрактный материал, который обобщает ряд фактов. Например: взаимосвязь между отдельными географическими явлениями. С трудом запоминают абстрактный материал, который не раскрывается на конкретном примере;

10.Память младшего школьника носит конкретно-образный характер, проявляется

это в том, что дети с трудом усваивают такие приемы запоминания как соотнесение, деление не части, если при этом отсутствует опора на наглядность.

Все эти особенности учитываются при организации учебного процесса. Учителю необходимо знать, на каком уровне развития памяти находится младший школьник.

Диагностика памяти: 1.Методика «10 слов» 2. «Типы памяти»3. «Повторение цифр» 4. «Группировка» 5. Методика ''16 картинок'' Упражнения на развитие памяти:

Билет 6.

Педагогика.

Наши рекомендации