Педагогической деятельности.
Психология.
Современная психология: предмет, задачи, структура, место в системе наук.
Психология – в переводе «наука о душе» такое определение было дано более 2000 лет назад, наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
От этого момента до сегодняшнего дня психология прошла ряд этапов развития.
Следующий этап 2 этап: Психология как наука о сознании возникает в 17 веке. В связи с развитием естественных наук, способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.
Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
3 этап: Психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке задачи психологии наблюдение за тем, что можно увидеть, т.е. за поведением, поступками, реакциями. Мотивы при этом не учитывались.
4 этап: Психология как наука изучающая факты, механизмы и закономерности психики.
Под психикой понимается - особое свойство особым образом организованной материи заключающее в себе способность отражать окружающий мир и регулировать деятельность и поведение человека.
Существуют следующие особенности психического отражения:
1.Отражение совершается в активной деятельности.
2.Зависит от опыта и профессиональной деятельности человека.
3.Зависит от личностных особенностей человека.
4.Зависят от установки человека (от настроения).
5.Отражение с опытом и возрастом изменяется и совершенствуется.
6.Отражение носит опережающий характер.
7.Психическое отражение не зеркально.
Формы проявления психики
- психические процессы
1. Познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, речь, представление (по мнению некоторых ученых).
2. Эмоционально-волевые (чувства, воля)
- психические состояния (депрессия, апатия, интерес, угнетенность, стресс)
- психические свойства личности (темперамент, характер, способность, направленность)
На сегодняшний день существует ряд направлений в психологии и психологических школ:--- бихевиоризм (Д.Уотсон считал, что конечная цель бихевиоризма состоит в том, чтобы объяснить человеческое поведение);
- гештальтпсихология(М.Вертгейме, В. Келер эта психология разлагала все сложные явления на элементарные, стремясь из их сочетания вывести законы формирования сложного целого);
- психоанализ (З.Фрейд стемились найти выход в рамках медицины и самой психологии), -- - когнитивная психология (интересуется тем как человек познаёт окружающий мир и как устроено его сознание);
- неофрейдизм (А.Адлер, К.Юнг фрейдизм и неофрейдизм обьединяет вера в сущ. и особую роль бессознательного в психике и поведении человека, убежденность в наличии у человека многих устойчивых отрицательных явлений),
- генетическая психология (Жан Пиаже оно непосредственно связано с изучением психического развития ребёнка, прежде всего его интеллекта).
Современная психология ставит перед собой следующие задачи:(.....)
Задачи психологии главным образом сводятся к следующим:
1. выявлять сущность психических явлений и их закономерности;
2. научиться управлять ими;
3. использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
4. теоретически обосновывать рекомендации для практической психологии.
Современная психология опирается также на ряд принципов:
- принцип детерминизма: психика определена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий;
-принцип развития: психику необходимо рассматривать в непрерывном развитии, как процесс и результат;
-принцип единства сознания и деятельности: сознание и деятельность неразрывны, сознание образует внутренний план действий деятельности;
-принцип системности: принцип есть система, в которой всё взаимосвязано и взаимопроникающе;
- принцип личностного подхода: во главе угла всегда стоит личность.
Психология.
Педагогика.
Психология.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Педагогика.
Психология.
Билет 6.
Педагогика.
Психология.
Методы психологии, специфика их применения в работе с младшими школьниками. (ДОРОХОВА)
Билет №7
Педагогика.
Примеры из практики: 3 «Б» кл. шк 933. Учитель мимикой показывает, что хвалит, говорит добрые слова, погладила по плечу. В конце недели один ученик получал керамическую статуэтку за активность на уроках, за дополнительно подготовленное сообщение, за прилежную работу, за исполнение своих обязанностей.
3. Наказание-это метод пед.возздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Известны следующие виды наказания, связанные:1)с наложение дополнительных обязательств2)лишением или ограничением опред.прав3)выражением морального порицания, осуждения.
В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, отстранение от занятий, исключение из школы и др.
Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, следующие:
1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.
2. Не рекомендуется применять групповое наказание.
3. Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан.
4. Наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым.
5. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника.
6. При решении вопроса, за что наказать, рекомендуется соблюдать следующую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых - выработать определенные положительные качества.
7. Основа для применения метода наказания - конфликтная ситуация.
8. Не допускайте превращения наказания в орудие мести.
9. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.
Примеры из практики: в 1 В классе девочка разговаривала и учитель поставила ее в угол и сказала подумай.Без наказания работали Сухомлинский, Амонашвили, Белинский.
Психология.
Педагогика.
Задачи, содержание, формы и методы работы учителя с родителями младших школьников.
Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличии от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти, неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.
Семья – это малая социальная группа, объединенная жильем, бюджетом, родственными связями.
Семейное воспит. – этовоздействие на детей со стороны родителей и других членов семьи (бабушка, дедушка, сестра, брат), с целью достижения желаемых результатов.
Задачи работы учителя с родителями: 1-пед.подержка семьи; 2-пед.просвещение род-лей в воспит. детей (как воспит. детей правильно, род. собрания); 3-помочь род-лям узнать своего ребенка (каким он пришел в школу и каким придет из школы); 4-изучение и обобщение передового опыта род-лей в воспит. детей.
Содержание работы учителя с родителямиосуществляется также как и содержание воспитания вообще, т.е. по тем же направлениям, а именно та же цель- воспитание гражданина, труженика, семьянина.
Основными сторонами воспитания является нравственное, трудовое, умственное, физич., эстетич, половое и др.
Психология.
Педагогика.
Методы педагогических исследований и опыт их применения студентами.
План.1.Что такое метод исследования.2.Уровни научного познания.3.Характеристика теоретических методов исследования.4.Характеристика эмпирических методов исследования.5. Краткая характеристика математических методов исследования.6.Примеры исследований по теме ВКР.
1.Методы исследования-пути, способы познания объективной реальности.
Требования:1)объективность2)Ставятся задачи,определяется содержание исследования, результаты фиксируются сразу же по мере проведения.3)Исследование должно быть прекращено если оно наносит вред детям. Не должно быть повторов.
2.Всякое познание(исследование) осуществляется на двух уровнях:1 уровень-чувственный уровень2 уровень абстрактно-логический. Этим уровням познания в науке соответствует две группы методов исследования.(1уровен--соответствует эмпирический метод; 2 уровень—соответствуют теоретические методы исследования)
3.Характеристика теоретических методов.1.изучение и анализ научной литературы. 2.моделирование-это есть мысленное преобразование из задач и результата, который должен быть получен.
Моделирование может быть:-мысленным-описательным(что за чем следует)-схематическим-математическим. В основе теоретических методов умозаключение.
4. Характеристика эмпирических методов исследования.-Беседа-наблюдение-анкетирование-тестирование-изучение и анализ передового педагогического опыта-изучение школьных документов-разновидность бесед-опытно практическая работа (педагогический эксперимент, который проводится в з этапа: констатирующий,формирующий, контрольный)
5. Краткая характеристика математических методов исследования.
Обработка материалов-регистрация(расположение в определённом порядке)-регистрация списка лит-ры
-ранжирование(выявление определённого качества)-шкалирование
(пример своей ВКР)
Психология.
Психологические особенности детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД) и их учет в педагогической деятельности.
ММД – это наиболее легкие формы церебральной патологии, имеющие однотипную, не выраженную, стертую неврологическую симптоматику, проявляющихся в виде функциональных нарушений, нормализуемых и обратимых по мере роста и созревания мозга.
Отличия по сравнению с возрастной нормой: $ быстрая умственная утомляемость и сниженная работоспособность, при этом общее физ-ое утомление может полностью отсутвоавть. При наступлении умственного утомления одни дети демонстрируют бурную двигательную активность, а другие спят с открытыми глазами; $ выраженные нарушения в дея-ти ребенка, в том числе умственной, при эмоц-ой активации и «+» и «-» характера (воздействие: смешной рассказ, соревнование); $ значительной сложности в формировании произвольного внимания: оно неустойчивое, отвлекаемое, наблюдается трудность концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением; $ снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации: не может удержать в памяти д/з); $ трудность перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (стихотворение выучил, а пришел в школу и не может вспомнить); $ не полная сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности, при оперативном переводе зрительной информации в двигательно-графический аналог); $ резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах дея-ти (ребенок дает обещание не бегать и не может сдержать); $ изменение временной протяженности рабочих и релаксационных периодов в дея-ти ребенка (рабочие периоды уменьшаются, релаксационные увеличиваются). Все зависит от типа ММД.
Типы ММД: Астенический (упаднический) – после утомления начинает засыпать. Реактивный – характерна моторная активность. После утомления начинает двигаться. Ригидный (медленный) – не путать с флегматичными детьми. Допускают очень много ошибок, которые входят за пределы возрастной нормы. Активный – похожи на нормальный импульсивных детей, но страдает точность работы. Субнормальный А и В – похожи на нормальных детей, но страдает точность.
Причины ММД: 1) болезни матери в период внутриутробного развития ребенка; 2) экологическая ситуация; 3) принятие алкоголя, наркотиков, курение матери; 4) пищевые отравления; 5) несовместимость по резус-фактору; 6) хронические болезни матери; 7) трудные роды и другие причины.
Учет и рекомендации по обучению и воспитанию детей с ММД: 1) максимально учитывать и обходить их дефекты. То есть не рекомендуется не давать сильные нагрузки на проблемные участки мозга, отвечающие за внимание, память, то есть исключить тренинг на внимание и память и т.д., а развивать сильные стороны: интеллект. Подбирать серию тренингов на интеллект. 2) реком-ся «мягкая» замедленное включение в учебный процесс (отдавать в школу на год позже, чтобы дать мозгу возможность работать без напряженийзамедленное включение в учебный процесс ()рузки на проблемные участки мозга, отвечающие за внимание, память, то есть исключить ). 3) реком-ся 4-летняя начальная школа, не реком-ся перешагивать ни одного класса. 4) не реком-ся отдавать в коррекционные классы, т.к. результата нет или они «-», т.к. предполагается, что в этих классах должно быть усиленная стимуляция познавательных процессов. 5) избегать переутомление (более частые перерывы). 6) длительность урока для них должна быть меньше. 7) на перемене разрешать побыть в классе, полежать на парте. 8) реком-ся не полная рабочая неделя, с дополнительным скользящими выходными. 9) не рекомендуется группа продленного дня, т.к. нарастает утомление при нахождении в группе детей, д/з делает не качественно, дома приходится переделывать. 10) дневной сон. 11) хотя бы 11-минутное одиночество. Может разукрашивать, рисовать, необходимо для снятия утомления. 12) не наказывать ребенка из-за некачественной записи д/з в дневник. Это возникает когда д/з попадает на стадию релаксации. 13) реком-ся тесное взаимодействие учителя и родителей, и акцент должен быть поставлен на качественном выполнении д/з + родители могут заранее рассказывать детям примерное содержание предстоящего урока. 14) освободить от второстепенной вспомогательной работы, типа проведение полей в тетради, число, классная работа. 15) на уроках не относящихся к русскому и письму меньше писать. Для этого использовать тетради на печатной основе. 16) мелкую моторику следует развивать в таких видах деятельности как лепка, рисование, конструктор. 17) научить считать до школы, т.к. у этих детей проблема распределения внимания между новыми видами дея-ти. Чтение и письмо для них является новыми. 18) т.к. как самоконтроль и соблюдение дисциплины для них являются проблематичными из-за особенности мозга, не заострять на них внимание. 19) избегать монотонной работы, т.к. она их утомляет. 20) т.к. возникает проблема с закреплением учебного материала рекомендуется на уроке неоднократно повторять самое важное. 21) заучивать материал небольшими кусочками, т.к. проблема с памятью. 22) при составлении расписания наиболее трудные уроки ставить на первые позиции. 23) давать этим детям четкий алгоритм действия. 24) работа по развитию должна быть направлена на развитие интеллекта.
Диагностика ММД: тест Тулуз-Пьерона; тест Бендора.
Билет №10
Педагогика.
Самостоятельная учебная работа, виды, классификация.
План:
1.Что такое с/р.? 2.Значение с\р. для развития у-ся. 3.Классификация и виды с\р.4.Примеры с\р.
Что такое с/р.?
Определение дал Б.П.Есипов с\р – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия у-ля, но по его заданию, в специально отведённое для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели.
Самостоятельная учебная деятельность это один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока,, активизации у-ся на уроке.
Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность у-ся, направленную на выполнение поставленной дидактической цеди в спец. отведённое для этого время. Самостоятельная учебная работа – представляет собой овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками во всех формах организации обучения, как под руководством у-ля так и без него.
При этом необходимо целенаправленное управление самостоятельной деятельностью учеников посредством формулировки темы-проблему, её расшифровки через план или схему, указания основных и дополнительных источников, вопросов и заданий для самоконтроля осваиваемых знаний, заданий для развития необходимых умений и навыков, сроков консультации и форм контроля.
В с\р выделяют 2 этапа работы: -Подготовительный (у-ля) -Исполнительный (у-ся)
2.Значение с\р. для развития учащихся.
- формирует у у-ся на каждом этапе движения от незнания к знанию необходимый объём и уровень знаний, навыков и умений для решения опр. класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности.
- вырабатывает у у-ся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач.
Самостоятельную работу классифицируют:1.По дидактической цели её применения – познавательная, практическая, обобщающая;2.По типам решаемых задач – исследовательская, творческая, познавательная. 3.По уровням проблемности – репродуктивная (по заданному образцу), репродуктивно – исследовательская, исследовательская; 4.По способу организации– фронтальная(общеклассная), групповая, индивидуальная;5.По месту её выполнения – домашняя, классная;6.По методам научного познания – теоретическая, экспериментальная.
Виды с\р у-ся зависят от форм организации обучения:
Психология.
Педагогика.
Психология.
Особенности общения младших школьников со сверстниками и взрослыми.1.при поступлении ребенка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается и в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта - складывающиеся в школе межличностные отношения. Это так называемая «скрытая программа социализации», благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие.
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.
2.Отношения со сверстниками.
2.1.В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников, не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с тобой за партой?»
Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Хрестоматийным является эпизод из школьной жизни первоклассников, приведенный Я.Л. Коломинским: «Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав, в чем дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдает ее товарищу сам. Он подает ручку учительнице, которая и передает ее ученику».
2.2.Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задачразвития на этом возрастном этапе.
Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.
Результаты специальных исследований показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5-7 лет друзья – это, прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.
Между 8 и 11 годами детисчитают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
2.3.Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.
2.4.Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов,общих для разных возрастных групп. Так, например, дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассников («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью.
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.
Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста.
Для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила.
«Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.
Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников, прежде всего, по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.
К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, как это было в первом классе; и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план.
Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты, как общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.
2.5.Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимания ими другого человека, что связано с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений и т.д.
2.6.Специфика социальной перцепции (восприятия других людей) младших школьников сказывается и на особенностях их первого впечатления о другом человеке. В целом, становясь более точным и дифференцированным к третьему классу, первое впечатление отличается у детей ситуативностью, стереотипностью, ориентацией на внешние признаки. Физический облик и его оформление являются для младших школьников «каркасом», на котором выстраивается образ другого человека. Поэтому взрослые, работающие с младшими школьниками (впрочем, не только с ними), должны обязательно учитывать ориентацию детей на внешность и уделять специальное внимание своему костюму.
2.6.Необходимо отметить, что, как правило, с возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода, т.е. у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе сверстников. Напряженность этой новой потребности, возрастающая значимость мнения сверстников и являются причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.
2.7.О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет(в отличие от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.
Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитыватьпри организации воспитательных мероприятий. Нередко учителя начальных классов практикуют осуждение ученика за какой-либо проступок перед всем классом. Это мощный травмирующий фактор для ребенка, последствия которого зачастую требуют от психолога срочного психотерапевтического вмешательства. Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций. Однако, если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень переживает свое объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один-единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребенка из «отверженного» в признаваемого.
3.Отношения со взрослыми. Из всех взрослых, с которыми общается младший школьник, наиболее важная роль отводится учителю.
3.1. Решающая роль педагога отмечается, в первую очередь, при формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений. В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные отношения и оценки как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высшим авторитетом.
3.2. Учитель вольно или невольно может способствовать усилению изоляции ребенка в классе. Систематические отрицательные оценки и осуждения, резкие замечания в адрес ребенка («Опять ты всем мешаешь!») становятся для остальных детей своеобразным «ярлыком», характеризующим одноклассника, и некритически повторяются в собственных оценках детей, которые перестают принимать сверстника
3.3.Негативное влияние на положение ученика в системе межличностных отношений может оказать и неумеренное захваливание кого-то из детей, противопоставление ребенка всему классу в качестве примера для подражания. Дети, иногда несправедливо, начинают считать таких школьников «любимчиками» и «подлизами» и потому избегают общения с ними.
В этой связи необходимо отметить, что дидактогении (т.е. нарушения, неврозы, вызванные непедагогическими поступками учителей) наиболее часто встречаются именно у младших школьников.
3.4.Вместе с тем именно педагог, в силу своей исключительной значимости для младшего школьника, может сыграть решающую роль и в обратной ситуации, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного» члена группы. Поведение учителя в каждом конкретном случае должно строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребенка, уровня развития межличностных отношений в классе и пр. Наиболее же общие рекомендации состоят в следующем:
1)вовлечение «изолированного» ученика в интересную
деятельность;2)помощь в достижении успеха в той деятельности, от
которой прежде всего зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.);3)преодоление аффективности ребенка (вспыльчивос
ти, драчливости, обидчивости), которая часто является
не только причиной, но и следствием психологической изоляции;
4)выработка уверенности в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми;
5) использование косвенных мер: например, предложить авторитетным сверстникам поддерживать робкого ребенка.
В анализе причин сложившейся ситуации и поиске путей выхода из нее существенную помощь может и должен оказать психолог, владеющий методами диагностики и коррекции межличностных отношений.
3.5.Как уже отмечалось, для установления дружеских отношений со сверстниками большое значение имеет наличие у ребенка таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность. Их основой является позитивная самооценка. В младшем школьном возрасте у ребенка, как правило, складывается определенная самооценка в отношении своих учебных способностей и общих возможностей. Конечно, наиболее благополучный вариант, когда самооценка достаточно высока и адекватна. Условием этого является знание ребенком своих способностей и наличие возможности для их реализации. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.
Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Не зря именно этот возрастной период характеризуется стремлением ребенка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной умелости, компетентности, полноценности или, в случае неудачи, напротив, чувства неполноценности.
Умелость ребенка может проявляться в самых разных областях и носить самый разнообразный характер. Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых, и сверстников. Так, например, кто-то лучше всех решает задачи по математике («наш математик»), кто-то быстрее всех бегает («он у нас спортсмен»), или лучше всех играет в «ножички», или умеет рисовать, или играет на музыкальном инструменте, или дольше всех может отбивать головой футбольный мяч, или шевелить ушами.
Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других такие качества, которые непосредственно не связаны с учебой.
Задача взрослых помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников. Иллюстрацией может служить такой эпизод из школьной жизни: один из второклассников отличался очень низкой успеваемостью по всем основным предметам. Неуспех его приобрел хронический характер и перспектив на улучшение было немного: ребенок ходил в школу неохотно, на уроках был пассивен, домашние задания выполнял нерегулярно. В классе ни с кем не дружил. Но мальчик хорошо рисовал. И рисовал он везде: в альбоме, в тетрадях, иногда на парте. И тогда его учительница, отчаявшись как-то повлиять на нерадивого школьника и его родителей, предприняла следующий шаг: она организовала в школе персональную выставку рисунков своего ученика и его родителей, которые были профессиональными художниками. Выставка имела большой успех, мальчик был очень горд. Это событие преобразило его. Он стал более внимателен к тому, что происходит в классе и в школе. Согласился на дополнительные занятия с учительницей. Отношение одноклассников к нему также изменилось в лучшую сторону. Маленький художник не стал отличником, его школьные успехи были довольно скромны, но отношение ребенка к школе и классу и его класса к нему во многом переменилось.
Таким образом, умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личностной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.
4.Диагностика межличностных отношений:
1.Для диагностики межличностных отношений в семье – «Моя семья». Методика Рене Жиля.2.Для диагностики межличностных отношений в классе – Социометрия, методики изучения сплоченности группы.
Наиболее распространенным методическим прием