У старшего школьника формируется целостное представление о самом себе - образ Я.
1) многообразием переживаемых чувств;
2) большей, чем у подростков, устойчивостью эмоций;
3) способностью к сопереживанию, т.е. способностью откликаться на чувства других, близких им людей;
4) проявлением чувства любви; юношеская любовь, как правило, чиста, непосредственна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности и мечтательности, лиричности и искренности. Юношеская любовь - здоровое чувство, и педагоги должны относиться к ней с уважением, а не пытаться “пресечь зло”. В большинстве случаев наблюдается стремление преодолеть недостатки, выработать положительные качества личности, развиваться физически, чтобы привлечь внимание объекта своего чувства; любовь воспитывает благородные чувства и стремления;
5) развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это, в свою очередь, помогает старшеклассникам освободиться от вульгарных привычек
Билет 40
Понятие коллектива, его основные признаки и этапы развития
Коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В последние годы слово «коллектив» часто заменяется словом «команда».Коллектив является одним из видов малой группы. Для того, чтобы назвать малую группу коллективом, она должна успешно справляться с возложенными на неезадачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения. Признаки коллектива . Она может формироваться в результате взаимного влияния индивидуальных целей каждого Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимнаядополняемость характеров, темпераментов и т.п.Еще одним признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения,
Воспитание в коллективе, через коллектив
Сущность этого принципа состоит в создании правильного влияния коллектива наличность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе.
Воспитательная работа в соответствии с этимпринципом должна быть направлена на организацию совместной деятельности детей для достижения общественно значимых целей.
К примеру, если у ученика есть какое-нибудь отрицательное качество, и онпопадает в такой коллектив, в котором это качество осуждается, то этот ученикпо мере общения в этой среде постепенно утратит это качество, а также можетприобрести другие качества, или привычки, одобряемые в этом коллективе.
Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах,
Для подлинно коллективистских отношений характерна
контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские,
Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива,
хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.
Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач.
.
Коллективно-творческие дела (КТД) –
ребят, действующих вместе для достижения общих целей.
.
Этапы подготовки и проведения КТД
1 этап. Предварительная работа
2 этап. Коллективное планирование
3 этап. Коллективная подготовка
4 этап. Проведение дела
5 этап. Коллективный анализ
6 этап. Ближайшее последствие
Билет 41
Коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В последние годы слово «коллектив» часто заменяется словом «команда Признаки коллектива:. Она может формироваться в результате взаимного влияния индивидуальных целей каждого Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимнаядополняемость характеров, темпераментов и т.п.Еще одним признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения,
Этапы развития коллектива
1)Притирка. Этап первичного знакомства и адаптации. Люди постепенно знакомятся друг с другом, налаживают деловые и личностные взаимоотношения, возникают первые симпатии и антипатии.
являться ситуация «козла отпущения»,
2)Этап «Дворцовых переворотов». Это период борьбы за лидерство. Освоившись в коллективе, некоторые его члены стремятся занять доминирующие позиции.
3)Результативность. Потенциал коллектива возрастает, и перед ним встает вопрос, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы.
4)Эффективность. Коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на правильное использование времени и на уточнение задач.
5)Мастерство. Людей принимают и оценивают по достоинству, а не по претензиям. Отношения носят неформальный характер, но приносят удовлетворение.
6)Старение. Внешние условия изменились, а коллектив продолжает работать над ранее поставленными целями, уже не отвечающими задачам нового времени. Длительное время структура, функции, положения, инструкции и методы работы не меняются.
7)Смерть.Происходит крупная реорганизация предприятия или его полная ликвидация, коллектив формально прекращает свое существование, и люди трудоустраиваются в другие места.
Билет 42
более того, «это деятельность, которая строится по законам общения». В центре нашего внимания - профессиональное общение педагог-воспитанник.
Речь идет о готовности к профессионально-педагогическому общению, которое предполагает:
а) знание основ педагогики общения;
б) владение умениями организовать общение и управлять им и собственным психическимсостоянием;
в) сформированость определенных нравственно-личностных качеств педагога.
Педагогическое общение - это особый вид общения, оно является «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений
Общение педагогов с учащимися - это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т.е. педагог своими действиями, поведением как бы задает эталон общения для воспитанников.
Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуальные и личностные особенности, получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков.
Приведем определение понятия "педагогическое общение- «Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия».
Основные этапы педагогического общения
1) Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой в процессе подготовки к педагогической деятельности.
2)Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой. Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов работы.
3)Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. Метод обучения и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и студентов.
4)Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе
Стиль-это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.
Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища,
3.
4. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения,
5. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками
6.
5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности.
Билет 43
Чтобы школа сегодня как социальный организм могла стать для ребёнка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в её педагогическую канву должна быть заложена нравственно-этическая система, которая цементировала бы и актуализировала ценностные основания всех компонентов школьной жизни: учебную деятельность, перемену как продуманную организацию межурочного пространства, внеурочную деятельность, обеспечивая их этическим содержанием.
Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика следует считать:
Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.
Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека
Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.
Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:
Культура чувств – умение и стремление к эмоциональномусамопроявлению в горизонте меры и нравственности.
Тенденция 1: направленность воспитания на развитие субъектности ребёнка
Субъектность - способность осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор в системе социальных отношений, отдавать себе отчёт в своих действиях, быть стратегом собственной жизни, осмысливать связи своего «я» с другими людьми.
Тенденция 2: формирование здорового образа жизни и культуры здоровья ребёнка, в первую очередь через занятия физической культурой и спортом.
Тенденция 3: повышение роли воспитания как средства культурного самоопределения детей в поликультурномобщетсве.
Культурное самоопределение — составная часть социализации. Точка обращения личности к культурному самоопределению лежит в подростковом возрасте.
Сегодня массовая и классическая культура сосуществуют и дополняют друг друга. Современный подросток «попадает» в культуру через её «массовый ход».
Задача: педагогическая поддержка культурного самоопределения подростков. Технология — организация полипозиционного взаимодействия школьников (группы, класса) в поликультурном пространстве, состоящем из искусства, масс-медиа (телевидение, газеты, молодёжные журналы, интернет), молодёжных субкультур
Доступность других культур создаёт условия для идентификации ребёнка с другими культурами, а также для принятия и освоения культуры национальной, как части мировой.
Тенденция 4: поиск форм «деятельного» патриотизма, конструктивных проектных форм патриотического воспитания
Патриотическое воспитание в современной школе это процесс взаимодействия детей и взрослых, направленный на развитие:
- патриотических чувств,
- патриотических убеждений,
- устойчивых норм патриотического поведения
- патриотической социально значимой деятельности, приобретение опыта самостоятельного патриотического общественного действия.
Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к патриотизму.
Тенденция 6: активизация деятельности школ по целенаправленному формированию воспитательного пространства, взаимодействию со средой, сетевому взаимодействию.
Современная школа - это открытое ОУ, активный агент социализации. В решение проблем образования, воспитания вовлекается широкий круг заинтересованных лиц и организаций.
Образовательное пространство - это система, включающая в себя:
- совокупность применяемых образовательных технологий,
- внеучебную работу,
- управление учебно-воспитательным процессом;
- взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.
Роль образовательного пространства заключается в том, что оно стимулирует развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, является условием для личностного и творческого развития детей и педагогов, средой развития и воспитания личности.
Важно выделять в образовательном пространстве педагогически организованные и педагогически неорганизованные среды.
К педагогически организованным средам мы относим:
- учебно-развивающую среду школы,
- внеклассную досугово-развивающую среду.
Тенденция 8: активизация использования информационных технологий как воспитательного ресурса
Билет 44
Главная задача семьи – выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов.