У старшего школьника формируется целостное представление о самом себе - образ Я.

1) многообразием переживаемых чувств;

2) большей, чем у подростков, устойчивостью эмоций;

3) способностью к сопереживанию, т.е. способностью откликаться на чувства других, близких им людей;

4) проявлением чувства любви; юношеская любовь, как правило, чиста, непосредственна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности и мечтательности, лиричности и искренности. Юношеская любовь - здоровое чувство, и педагоги должны относиться к ней с уважением, а не пытаться “пресечь зло”. В большинстве случаев наблюдается стремление преодолеть недостатки, выработать положительные качества личности, развиваться физически, чтобы привлечь внимание объекта своего чувства; любовь воспитывает благородные чувства и стремления;

5) развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это, в свою очередь, помогает старшеклассникам освободиться от вульгарных привычек

Билет 40

Понятие коллектива, его основные признаки и этапы развития

Коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В последние годы слово «коллектив» часто заменяется словом «команда».Коллектив является одним из видов малой группы. Для того, чтобы назвать малую группу коллективом, она должна успешно справляться с возложенными на неезадачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения. Признаки коллектива . Она может формироваться в результате взаимного влияния индивидуальных целей каждого Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимнаядополняемость характеров, темпераментов и т.п.

Еще одним признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения,

Воспитание в коллективе, через коллектив

Сущ­ность этого принципа состоит в создании правильного влияния коллектива наличность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе.

Воспитательная работа в соответствии с этимпринципом должна быть направлена на организацию совместной деятельности детей для достижения общественно значимых целей.



К примеру, если у ученика есть какое-нибудь отрицательное качество, и онпопадает в такой коллектив, в котором это качество осуждается, то этот ученикпо мере общения в этой среде постепенно утратит это качество, а также можетприобрести другие качества, или привычки, одобряемые в этом коллективе.

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах,

Для подлинно коллективистских отношений характерна

контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские,

Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива,

хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.

Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач.

.

Коллективно-творческие дела (КТД) –

ребят, действующих вместе для достижения общих целей.

.

Этапы подготовки и проведения КТД

1 этап. Предварительная работа

2 этап. Коллективное планирование

3 этап. Коллективная подготовка

4 этап. Проведение дела

5 этап. Коллективный анализ

6 этап. Ближайшее последствие

Билет 41

Коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В последние годы слово «коллектив» часто заменяется словом «команда Признаки коллектива:. Она может формироваться в результате взаимного влияния индивидуальных целей каждого Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимнаядополняемость характеров, темпераментов и т.п.

Еще одним признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения,

Этапы развития коллектива

1)Притирка. Этап первичного знакомства и адаптации. Люди постепенно знакомятся друг с другом, налаживают деловые и личностные взаимоотношения, возникают первые симпатии и антипатии.

являться ситуация «козла отпущения»,

2)Этап «Дворцовых переворотов». Это период борьбы за лидерство. Освоившись в коллективе, некоторые его члены стремятся занять доминирующие позиции.

3)Результативность. Потенциал коллектива возрастает, и перед ним встает вопрос, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы.

4)Эффективность. Коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на правильное использование времени и на уточнение задач.

5)Мастерство. Людей принимают и оценивают по достоинству, а не по претензиям. Отношения носят неформальный характер, но приносят удовлетворение.

6)Старение. Внешние условия изменились, а коллектив продолжает работать над ранее поставленными целями, уже не отвечающими задачам нового времени. Длительное время структура, функции, положения, инструкции и методы работы не меняются.

7)Смерть.Происходит крупная реорганизация предприятия или его полная ликвидация, коллектив формально прекращает свое существование, и люди трудоустраиваются в другие места.

Билет 42

более того, «это деятельность, которая строится по законам общения». В центре нашего внимания - профессиональное общение педагог-воспитанник.

Речь идет о готовности к профессионально-педагогическому общению, которое предполагает:

а) знание основ педагогики общения;

б) владение умениями организовать общение и управлять им и собственным психическимсостоянием;

в) сформированость определенных нравственно-личностных качеств педагога.

Педагогическое общение - это особый вид общения, оно является «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений

Общение педагогов с учащимися - это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т.е. педагог своими действиями, поведением как бы задает эталон общения для воспитанников.

Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуальные и личностные особенности, получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков.

Приведем определение понятия "педагогическое общение- «Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия».

Основные этапы педагогического общения

1) Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой в процессе подготовки к педагогической деятельности.

2)Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой. Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов работы.

3)Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. Метод обучения и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и студентов.

4)Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе

Стиль-это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища,

3.

4. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения,

5. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками

6.

5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности.

Билет 43

Чтобы школа сегодня как социальный организм могла стать для ребёнка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в её педагогическую канву должна быть заложена нравственно-этическая система, которая цементировала бы и актуализировала ценностные основания всех компонентов школьной жизни: учебную деятельность, перемену как продуманную организацию межурочного пространства, внеурочную деятельность, обеспечивая их этическим содержанием.

Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика следует считать:

Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.

Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.

Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.

Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека

Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

Культура чувств – умение и стремление к эмоциональномусамопроявлению в горизонте меры и нравственности.

Тенденция 1: направленность воспитания на развитие субъектности ребёнка

Субъектность - способность осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор в системе социальных отношений, отдавать себе отчёт в своих действиях, быть стратегом собственной жизни, осмысливать связи своего «я» с другими людьми.

Тенденция 2: формирование здорового образа жизни и культуры здоровья ребёнка, в первую очередь через занятия физической культурой и спортом.

Тенденция 3: повышение роли воспитания как средства культурного самоопределения детей в поликультурномобщетсве.

Культурное самоопределение — составная часть социализации. Точка обращения личности к культурному самоопределению лежит в подростковом возрасте.

Сегодня массовая и классическая культура сосуществуют и дополняют друг друга. Современный подросток «попадает» в культуру через её «массовый ход».

Задача: педагогическая поддержка культурного самоопределения подростков. Технология — организация полипозиционного взаимодействия школьников (группы, класса) в поликультурном пространстве, состоящем из искусства, масс-медиа (телевидение, газеты, молодёжные журналы, интернет), молодёжных субкультур

Доступность других культур создаёт условия для идентификации ребёнка с другими культурами, а также для принятия и освоения культуры национальной, как части мировой.

Тенденция 4: поиск форм «деятельного» патриотизма, конструктивных проектных форм патриотического воспитания

Патриотическое воспитание в современной школе это процесс взаимодействия детей и взрослых, направленный на развитие:

- патриотических чувств,

- патриотических убеждений,

- устойчивых норм патриотического поведения

- патриотической социально значимой деятельности, приобретение опыта самостоятельного патриотического общественного действия.

Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к патриотизму.

Тенденция 6: активизация деятельности школ по целенаправленному формированию воспитательного пространства, взаимодействию со средой, сетевому взаимодействию.

Современная школа - это открытое ОУ, активный агент социализации. В решение проблем образования, воспитания вовлекается широкий круг заинтересованных лиц и организаций.

Образовательное пространство - это система, включающая в себя:

- совокупность применяемых образовательных технологий,

- внеучебную работу,

- управление учебно-воспитательным процессом;

- взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

Роль образовательного пространства заключается в том, что оно стимулирует развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, является условием для личностного и творческого развития детей и педагогов, средой развития и воспитания личности.

Важно выделять в образовательном пространстве педагогически организованные и педагогически неорганизованные среды.

К педагогически организованным средам мы относим:

- учебно-развивающую среду школы,

- внеклассную досугово-развивающую среду.

Тенденция 8: активизация использования информационных технологий как воспитательного ресурса

Билет 44

Главная задача семьи – выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов.

Наши рекомендации