Пед.взглядыВ.А.Сухомлинского.

Сухомлинский педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла

Педагог трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребенку врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму.

В 1950-е гг. В.А. Сухомлинский разработал продуктивные пути соединения физического и умственного труда школьников на основе опытнической, поисковой деятельности. Педагог понимал сельскохозяйственный труд как основное средство развития личности

В его теоретической и практической деятельности доминировала установка на переживание школьниками радости бескорыстного созидательного труда


отказ от абсолютизации подчинения и контроля со стороны коллектива, которые противоречили принципу свободы личности,

В структуру педагогической науки Сухомлинский включил категории этики – долг, честь, достоинство, добро, свободу

Важно переживание радости познания.

Сухомлинский уделял переживанию детьми накапливаемого опыта, самостоятельному раскрытию ими важнейших нравственных принципов. В педагогической системе Сухомлинского важное значение имели «уроки мышления» среди природы. Слово учителя педагог считал важнейшим средством образования. Большую роль отводил он созданию детьми совместно с учителями сказок, поэтических и прозаических миниатюр, стимулирующих развитие эмоционально-образного мышления.

В.А. Сухомлинский стремился к созданию высоконравственного школьного коллектива, в котором согласованно действуют коллектив педагогов – энтузиастов-единомышленников и сплоченный ученический коллектив. В таком коллективе не возникает вопроса о наказаниях, палитра воспитательных воздействий определяется атмосферой взаимопонимания, регуляторами поведения становятся нравственные нормы, добрые традиции. Педагог утверждал, что стимулирующий потенциал коллектива обусловливается тем положительным, что каждый ребенок может внести в его нравственно-интеллектуальную атмосферу. Особое место в процессе формирования школьного коллектива занимала разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учащихся, основой которой было переживание ими красоты природы. Сухомлинский разработал комплексную программу «воспитания красотой», высоко подняв роль эстетического воспитания школьников.

В конце 19б0-х гг. ведущей для В.А. Сухомлинского становится трактовка формирующейся личности как самоценности, понимание воспитания как феномена, в значительной степени независимого от требований общества. Главными целями воспитания, по мысли педагога, выступают свободное развитие ребенка как активной

Билет 25

Пед.взглядыВ.А.Сухомлинского. - student2.ru Пед.взглядыВ.А.Сухомлинского. - student2.ru Пед.взглядыВ.А.Сухомлинского. - student2.ru Авторитарнаяигуманистическаяпедагогика

Авторитарная (традиционная) педагогика— педагогика воздействия, где ученик (воспитанник) является объектом педагогического воздействия, а целью выступают знания, умения и навыки (ЗУНы).

Авторитарнаяпедагогикапостроенанасубъект-объектныхотношениях.

Гуманистическая педагогика— педагогика взаимодействия, где оба участ­ника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.

Гуманистически-ориентированныйпедагогическийпроцессможетбыть толькопроцессомпедагогическоговзаимодействия.

Гуманистическаяпедагогикапостроенанасубъект-субъектныхотношени­ях.

Воспитанник — объект воспитания:у него мало знаний, недостаточен и не всегда достоверен личный опыт, он слаб и беспомощен, нуждается в опеке, поддержке, содержании.

Воспитанник — субъект воспитания:он активно воспринимает или сопротив­ляется направленным на него воздействиям; каждый человек уникален и не­повторим, что требует поиска индивидуальных подходов и способов взаимодей­ствия, многие процессы в развитии человека происходят самопроизвольно. По­степенно он начинает решать самостоятельно вопрос о целеполагании в собственном развитии.

18авторитаризм и гуманистизм

Два педагоги­ческих явления: любовь к детям как необходимое условие дости­жения поставленной цели; наказание как способ взаимодействия учителя и учащихся (воспитателя и воспитанника).

Авторитаризм. Мысль о том, что наказание – необходимый элемент педагогического процесса, была высказана в самом об­щем виде философом Древней Греции Платоном:

Что касается практики, то еще до Платона спартанцы воспи­тывали своих детей при помощи жестоких наказаний.

Авторитарная педагогика предусматривает подчинение ребенка воле взрослого, авторитет которого беспрекословен.

Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личнос­ти, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отноше­ний в обществе.

К гуманизму примыкают такие философские направления, как антропософия, педоцентризм, свободное воспитание, природосо­образность, неопозитивизм, по­зитивный экзистенциализм.

Ярким примером развития гуманистической мысли является педагогическое сочинение французского просветителя XVIII в. Ж.Ж. Руссо “Эмиль, или О воспитании”. Ж.Ж. Руссо беспощад­но критиковал тех, кто исходит в воспитании из признания челове­ческой слабости, из убеждения, что человек бессилен, если его не подчинить своей воле: “

Гуманизм в педагогическом учении Ж.Ж. Рус­со – это организация взаимодействия с ребенком на основе добрых с ним отношений без использования наказания как педагогическо­го метода; любовь к детям при этом выступает главным средством обучения и воспитания.

Собственно педа­гогическая теория, реализованная на практике, впитавшая все луч­шее из отечественной и зарубежной педагогики, – это гуманисти­ческая теория К. Д. Ушинского. Он писал: “В школе должна цар­ствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность”

Авторитет – Различают авторитет рацио­нальный, имеющий своим источником компетентность, и ирра­циональный, в основе которого – власть над людьми, поддержи­ваемая страхом. Рациональный авторитет строится на равенстве между людьми, различающимися лишь уровнем знаний, мастер­ства в той или иной деятельности.. Когда речь идет об авторитарной педагогике, то имеется в виду иррациональный авторитет. Гуманистическая педагогика совместима с рациональ­ным авторитетом, который помогает решать задачи обучения и вос­питания, стимулирует самообразование, самовоспитание и разви­тие учащихся (воспитанников).

Билет 26

Наши рекомендации