Пед.взглядыВ.А.Сухомлинского.
Сухомлинский педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла
Педагог трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребенку врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму.
В 1950-е гг. В.А. Сухомлинский разработал продуктивные пути соединения физического и умственного труда школьников на основе опытнической, поисковой деятельности. Педагог понимал сельскохозяйственный труд как основное средство развития личности
В его теоретической и практической деятельности доминировала установка на переживание школьниками радости бескорыстного созидательного труда
отказ от абсолютизации подчинения и контроля со стороны коллектива, которые противоречили принципу свободы личности,
В структуру педагогической науки Сухомлинский включил категории этики – долг, честь, достоинство, добро, свободу
Важно переживание радости познания.
Сухомлинский уделял переживанию детьми накапливаемого опыта, самостоятельному раскрытию ими важнейших нравственных принципов. В педагогической системе Сухомлинского важное значение имели «уроки мышления» среди природы. Слово учителя педагог считал важнейшим средством образования. Большую роль отводил он созданию детьми совместно с учителями сказок, поэтических и прозаических миниатюр, стимулирующих развитие эмоционально-образного мышления.
В.А. Сухомлинский стремился к созданию высоконравственного школьного коллектива, в котором согласованно действуют коллектив педагогов – энтузиастов-единомышленников и сплоченный ученический коллектив. В таком коллективе не возникает вопроса о наказаниях, палитра воспитательных воздействий определяется атмосферой взаимопонимания, регуляторами поведения становятся нравственные нормы, добрые традиции. Педагог утверждал, что стимулирующий потенциал коллектива обусловливается тем положительным, что каждый ребенок может внести в его нравственно-интеллектуальную атмосферу. Особое место в процессе формирования школьного коллектива занимала разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учащихся, основой которой было переживание ими красоты природы. Сухомлинский разработал комплексную программу «воспитания красотой», высоко подняв роль эстетического воспитания школьников.
В конце 19б0-х гг. ведущей для В.А. Сухомлинского становится трактовка формирующейся личности как самоценности, понимание воспитания как феномена, в значительной степени независимого от требований общества. Главными целями воспитания, по мысли педагога, выступают свободное развитие ребенка как активной
Билет 25
Авторитарнаяигуманистическаяпедагогика
Авторитарная (традиционная) педагогика— педагогика воздействия, где ученик (воспитанник) является объектом педагогического воздействия, а целью выступают знания, умения и навыки (ЗУНы).
Авторитарнаяпедагогикапостроенанасубъект-объектныхотношениях.
Гуманистическая педагогика— педагогика взаимодействия, где оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.
Гуманистически-ориентированныйпедагогическийпроцессможетбыть толькопроцессомпедагогическоговзаимодействия.
Гуманистическаяпедагогикапостроенанасубъект-субъектныхотношениях.
Воспитанник — объект воспитания:у него мало знаний, недостаточен и не всегда достоверен личный опыт, он слаб и беспомощен, нуждается в опеке, поддержке, содержании.
Воспитанник — субъект воспитания:он активно воспринимает или сопротивляется направленным на него воздействиям; каждый человек уникален и неповторим, что требует поиска индивидуальных подходов и способов взаимодействия, многие процессы в развитии человека происходят самопроизвольно. Постепенно он начинает решать самостоятельно вопрос о целеполагании в собственном развитии.
18авторитаризм и гуманистизм
Два педагогических явления: любовь к детям как необходимое условие достижения поставленной цели; наказание как способ взаимодействия учителя и учащихся (воспитателя и воспитанника).
Авторитаризм. Мысль о том, что наказание – необходимый элемент педагогического процесса, была высказана в самом общем виде философом Древней Греции Платоном:
Что касается практики, то еще до Платона спартанцы воспитывали своих детей при помощи жестоких наказаний.
Авторитарная педагогика предусматривает подчинение ребенка воле взрослого, авторитет которого беспрекословен.
Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе.
К гуманизму примыкают такие философские направления, как антропософия, педоцентризм, свободное воспитание, природосообразность, неопозитивизм, позитивный экзистенциализм.
Ярким примером развития гуманистической мысли является педагогическое сочинение французского просветителя XVIII в. Ж.Ж. Руссо “Эмиль, или О воспитании”. Ж.Ж. Руссо беспощадно критиковал тех, кто исходит в воспитании из признания человеческой слабости, из убеждения, что человек бессилен, если его не подчинить своей воле: “
Гуманизм в педагогическом учении Ж.Ж. Руссо – это организация взаимодействия с ребенком на основе добрых с ним отношений без использования наказания как педагогического метода; любовь к детям при этом выступает главным средством обучения и воспитания.
Собственно педагогическая теория, реализованная на практике, впитавшая все лучшее из отечественной и зарубежной педагогики, – это гуманистическая теория К. Д. Ушинского. Он писал: “В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность”
Авторитет – Различают авторитет рациональный, имеющий своим источником компетентность, и иррациональный, в основе которого – власть над людьми, поддерживаемая страхом. Рациональный авторитет строится на равенстве между людьми, различающимися лишь уровнем знаний, мастерства в той или иной деятельности.. Когда речь идет об авторитарной педагогике, то имеется в виду иррациональный авторитет. Гуманистическая педагогика совместима с рациональным авторитетом, который помогает решать задачи обучения и воспитания, стимулирует самообразование, самовоспитание и развитие учащихся (воспитанников).
Билет 26