Система антропологических наук и место в ней педагогики. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики.

Человек и педагогика:

В настоящее время педагогическая антропология имеет много разных толкований. Наиболее четко выделяются два подхода:

· педагогическая антропология рассматривается как самостоятельная отрасль науки об образовании, как целостное и системное знание о человеке воспитывающемся, воспитываемом и воспитывающим, человеке как субъекте и объекте образования, как интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания, что предполагает определение ее предмета, объекта, методов, целей, задач, специфических закономерностей и содержания, места в системе наук, прежде всего в системе педагогического и антропологического знания;

· педагогическая антропология интерпретируется как основание педагогической теории и практики, как методология наук о воспитании, не как отдельная дисциплина, а своеобразное ядро общей педагогики, которое вбирает в себя научные результаты знаний о человеке в процессе воспитания.

Ведущие идеи педагогической антропологии:

· целостность и неделимость духовной и биологической природы человека;

· субъективность человека как его сущностная характеристика;

· единство общего, особенного и отдельного в каждом человеке;

· взаимосвязь индивидуального и социального в человеке;

· совокупность умственного, нравственного и физического в раз-витии человека;

· воспитуемость и обучаемость человека;

· пластичность всех личностных свойств.

Педагогическая антропология - «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д. Ушинский); философское течение, претендующее на создание целостного u всестороннего взгляда на воспитание (В.Б. Куликов); педагогически интерпретированное знание о природе и сущности развития личности, общества u познания (Б.М. Бим-Бад); наука о человеке в образовательном пространстве; философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; система педагогических взглядов, основанных на данных наук, изучающих человека.

Цель педагогической антропологии - вскрытие антропологических закономерностей протекания процесса взаимодействия в системе «человек - человек» в ситуации передачи накопленного человечеством опыта последующим поколениям, определение принципов функционирования этого процесса, формирование категориального аппарата.

Объект - отношения «человек - человек» в системе образования.

Предмет педагогической антропологии - целостный человек в его становлении в процессе социализации u воспитания, механизмы, этапы этого становления, источники самодвижения и развития, рассматриваемые через призму педагогического целеполагания, т.е. научного обоснования целей педагогической деятельности.

Задачи педагогической антропологии:

· понять, как очеловечивается, социализируется человек и как люди разного возраста влияют друг на друга;

· определить законы, пути, формы и методы организации гуманистически ориентированного образовательного процесса;

· узнать и понять человека как воспитателя и воспитуемого;

· выяснить, насколько человек воспитаем и обучаем на разных этапах жизни;

· разобраться, как человек осознает свой рассудочный процесс, контролирует его логичность, истинность, проверяет его результат в процессе педагогического взаимодействия;

· обосновать условия развития человеческой креативности в образовательной системе;

· разработать критерии антропологических образовательных систем и путей их реализации.

Билет 18

Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека,народное воспитание полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.

Важнейшим средством нравственного воспитания Ушинский считал обучение. Он утверждал необходимость теснейших связей между воспитанием и обучением

. Среди учебных предметов народной школы он особенно ценил в этом отношении родной язык и весьма убедительно показал, что, овладевая родным языком, дети не только получают знания, но и приобщаются к национальному сознанию народа, к его духовной жизни, моральным понятиям и представлениям.

Одним из средств нравственного воспитания Ушинский считая убеждение, при этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговариваний, которые часто не доходят до сознания детей.
К. Д. Ушинский придавал важное значение формированию у детей привычек. Он установил важную закономерность в деле воспитания привычек: чем моложе человек, тем скорее в нем укореняется привычка и тем скорее искореняется, и чем старее привычки, тем труднее их искоренить..
Ушинский решительно осуждал систему дворянского воспитания с его пренебрежением к труду и людям труда, воспитания, формирующего привычку к праздности, пустой болтовне, ничегонеделанию.

В основу теории дошкольного воспитания К. Д. Ушинский положил идею народности воспитания.

Он считал основным свойством детей дошкольного возраста жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах к самостоятельной деятельности, продуманно и умело руководить ими, не допуская ни чрезмерного напряжения сил детей, ни чрезмерного облегчения, так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени, пассивности.

Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Ибо не развито логическое мышление.

К. Д. Ушинский подчеркивал влияние среды на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых.

К. Д. Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры

В деле воспитания детей дошкольного возраста К. Д. Ушинский видное место отводил природе Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма,

Эстетически воспитывают детей, прививают им любовь к родине также произведения народного и литературного творчества. Простые по изложению, доступные для понимания, художественные рассказы, стихи, статьи, данные

В детском саду дети будут приучаться к общественности, играть вместе со сверстниками, уступать и помогать друг другу, полюбят “порядок, стройность, гармонию в звуках, цветах, фигурах, движениях, в словах и поступках”.
Во время пребывания детей в детском саду не надо переутомлять их “сидячими занятиями и формально систематизированными дидактическими играми, надо давать им больше свободного времени для самостоятельной деятельности;

Ушинский предъявлял высокие требования к личности детской “садовницы”; он представлял ее “обладающей педагогическим талантом, доброй, кроткой, но в то же время с твердым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их”.

Воспитательница, по его мнению, должна происходить из среды народа, обладать лучшими его нравственными качествами, всесторонними знаниями, любить свое дело и детей, служить для них примером, изучать законы психического развития детей, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа.

К. Д. Ушинский доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка

Билет 19

Пирогов боролся с сословно-крепостническим строем в системе образования

Общечеловеческие ценности, необходимые гуманной личности,: убеждение, воля, чувство законности, справедливость, правда, честь.

В основу общечеловеческого воспитаниядолжно быть положено христианское откровение, утверждающее современную жизнь как приготовление к будущему

. Особую роль в формировании духовного мира личности играют гуманитарные науки

Важно развитие чувства законности и справедливости между учащимися- через одинаковые правила о поступках и наказаниях…». Система наказаний должна развивалать чувство справедливости. Прежде чем определить меру наказания, нужно выяснить мотивы совершенного проступка. Мера наказания должна быть осознана воспитанником, подвести его к осознанию вины».

Должно выробототьсясознательное стремление к самосовершенствованию, выработать твердые нравственные

. «Быть, а не казаться» - было главным принципом и самого Пирогова.

В качестве первой ступени образования идет элементарная начальная двухгодичная школа.(развитие основ мышления и наблюдательности путем обучения родному языку, счету и, в частности, развитие наблюдательности путем наглядного обучения в духе Песталоцци)наглядное обучение

Пирогов был озабочен развитием у учителей внимательного, чуткого отношения к учащимся.

Наши рекомендации