Методы отбора содержания обучения

Среди многочисленных теорий отбора содержания учебного материала к важнейшим относятся концепции дидактического материализма, дидактического формализма, дидактического утилитаризма, проблемно-комплексная концепция, концепции структурализма, экземпляризма, функционального материализма и теории дидактического программирования.

Дидактический материализм (экциклопедизм)

Автором названия этой теории стал ее решительный противник, гербартист Ф. В. Доэрпфельд, который в 1879 г. издал книгу «Дидактический материализм»

Сторонники этой теории считали, что основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение еще в XVII столетии разделял Я. А. Коменский, руководствуясь этой теорией учебные программы слабо связаны между собой, охватывают очень большой материал, а в некоторых случаях просто перегружены информацией. Необходимость реализации таких программ принуждает учителя к торопливой и поверхностной работе, к проработке с учениками многих тем на дополнительных занятиях. Поэтому не приходится удивляться тому, что в итоге работа учеников оказывается малоэффективной; будучи предоставлены самим себе, они не всегда могут справиться с теми задачами, которые поставлены перед ними.

Дидактический формализм

Это название возникло в конце XVIII в. Использовал его Э. Шмидт, автор изданной в 1791 г. «Эмпирической психологии» В противоположность представителям энциклопедизма сторонники дидактического формализма рассматривали обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Цель работы школы они видели в углублении, расширении и формировании этих способностей и интересов, поэтому главным критерием при отборе учебных предметов,должна служить формирующая ценность учебного предмета.

Дидактический утилитаризм

Эта теория возникла на рубеже XIX и XX столетий в США, (Дж. Дьюи.) В Европе аналогичные взгляды высказывал немецкий педагог Г. Кершенштейнер.

принципы построения программ обучения:

• принцип проблемного подхода к содержанию обучения, предполагающий представление этого содержания в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учеников коллективных усилий;

• принцип формирования практических умений в ходе разрешения определенных проблем, в противоположность традиционной школе, где усвоение знаний шло путем более или менее механических упражнений;

• принцип объединения работы с игрой и даже целесообразного включения в работу элементов игры в тех случаях, когда работа и игра функционально связаны с поставленными целями обучения и воспитания;

• принцип активизации деятельности учеников, подчеркивающий необходимость самостоятельности при получении знании и умений, когда это представляется возможным и целесообразным с педагогической точки зрения;

• принцип вовлечения детей и молодежи в жизнь их социального окружения, частью которого они являются. Экскурсии в музеи и на предприятия, наблюдения за окружающей человека средой и происходящими в ней переменами, беседы с представителями разных профессий, участие в общественном труде взрослых.

Проблемно-комплексная теория

Автор этой теории — Богдан Суходольский. Основное ее положение: общее образование составляет необходимую компоненту профессионального образования, но его содержание нельзя определять исключительно с точки зрения потребностей будущей профессиональной деятельности или учебы, потому что оно является основой жизни людей за пределами их профессиональной деятельности.

Экземпляризм

Настоящая теория отбора и построения учебного содержания была разработана в 1958 г. западногерманским ди-дактом Гансом Шейерлем. Необходимость сокращения объема учебного материала, предусмотренного программами разных типов школ. Однако само по себе такое сокращение не должно привести к обеднению образа мира, складывающегося в сознании учеников.

В какой-то узкой области оконцепция может оказаться полезной при создании учебных программ по некоторым предметам.последовательное соблюдение этого принципа приведет к противоречию с принципом систематичности представления учебного материала.

Функциональный материализм

разработал В. Оконь. В основе этой теории лежит положение об интегральной связи познания с деятельностью. Нужно предоставить ученикам возможность использовать приобретенные в школе знания для решения задач практического характера.

Теория дидактического программирования

Появлению в середине 50-х годов программированного. Эта теория в отличие от описанных ранее представляет собой попытку ответить не столько на вопрос, чему учить на определенном уровне учебно-воспитательной работы, а как ее проводить наиболее оптимальным образом. сторонники теории уделяют особое внимание тщательному анализу учебного материала. Для этой цели пользуются главным образом методом так называемых дидактических матриц, а также методом графов

55. Гуманизация образования как педагогическая проблема.

Педагогическая наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как следует воспитывать детей. В зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику приходится вести государствам, создаются традиции воспитания. Существуют: авторитарное воспитание и гуманистическая педагогика.

Авторитарное воспитание основано исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитателям. Подавляя инициативу и самостоятельность, авторитарное воспитание препятствует развитию активности, индивидуальности, ведет к конфронтации. Авторитарное воспитание преобладает в условиях господства авторитарных, тоталитарных форм правления и политических режимов. Научное обоснование авторитарного воспитания выдвинул немецкий педагог И.Ф. Гербарт.

Гуманистическая педагогика – направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в 60х гг в США. В центре внимания – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный выбор в разных жизненных ситуациях. Гуманизацию в педагогике понимают как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, как переход к личностно ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых. Гуманизировать означает создать такие условия, в которых ученик не может не учиться, не может учиться хуже своих возможностей, не может оставаться сторонним наблюдателем жизни. Гуманистическая педагогика выступает за приспособление школы к ученику.

Гуманистическая педагогика требует уважения прав и свобод ученика, предъявления ему посильных требований, отказа от телесных и других, унижающих честь и достоинство личности наказаний.

Авторы – М. Монтессори (идеи природосообразного воспитания), Р. Штайнер (вальфдорская педагогика, учитывающая особенности развития каждого ребенка и предлагающая понять индивидуальность ребенка – его мышление, характер, волю, память), С. Френе (учет возрастной психологии и разнообразия способностей и наклонностей детей, целенаправленное стимулирование их интеллектуальной и эмоциональной активности, воспитание в духе высоких моральных и гражданских идеалов).

Наши рекомендации