Формирование умений в учебном процессе медицинского училища
Доказано, что эффективность формирования какого-либо действия у обучаемого можно повысить, используя в учебном процессе ориентировочную основу деятельности. Ориентировочная основа — система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Ориентировочная основа действия (ООД) — последовательности выполнения (алгоритм) операций и система сведений (ориентиров), на которую надо опираться при выполнении действия.
Алгоритм операций может быть линейным, разветвленным и мозаичным. Если операции выполняются в четкой последовательности и безальтернативно, то такой алгоритм будет линейным - траекторию выполнения действия можно представить прямой линией. Если необходимо осуществить выбор последующей операции в зависимости от результата выполнения предыдущей, и поэтому траектории выполнения действия может пойти разными путями, то такой алгоритм будет разветвленным. Иногда действие состоит из операций, последовательность выполнения которых не имеет значения, т.е. действие представляет собой набор операций. Такой алгоритм можно условно назвать мозаичным. В алгоритме могут сочетаться все перечисленные первичные типы — тогда его можно будет назвать смешанным.
Виды и формы ориентировочной основы действия
Три основных типа ООД:
1 тип характеризуется неполным составом ориентиров или вообще не содержит указаний, как выполнять действие, а предъявляется только действие и его продукт (т.е. образцы). Ученик сам методом
проб и ошибок составляет ООД, усваивает действие. Но формирование идет очень медленно, сформированное действие оказывается очень неустойчивым к изменениям условий выполнения.
2 тип ООД характеризуется наличием полного состава ориентиров для правильного выполнения действия. Но эти ориентиры даются учащемуся готовыми, в частном виде для этого конкретного действия.
3 тип ООД имеет полный состав ориентиров, они представлены в общем виде, в каждом конкретном случае ООД составляется субъектом самостоятельно.
Билет 47
Комплексная оценка знаний и умений учащегося на экзамене в медицинском училище
Экзамен проводится для определения достижения конечных результатов обучения . Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и задачами, а также дополнительными вопросами и задачами.
Экзамен - это одна из основных форм контроля
В медицинских училищах экзамен проводится в три этапа:
1)Тестовый контроль
2) Устный контроль ( включает в себя 1 теоретический вопрос и 2 ситуационные задачи)
3) Умение выполнять практические манипуляции
Иногда в экзамен включают баллы набранные за курсовые и дипломные работы.
По итогам экзамена выставляется оценка, которая и характеризует уровень знаний учащегося.
Билет № 48
Педагогический эксперимент
1., часть педагогического исследования, представляющая проверку на практике истинности теоретических предложений (предположений). ПД - есть специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, дающий возможность изучения и проверки педагогических воздействий в контролируемых и поддающихся учету условиях.
2. ПД- используется как синоним педагогического исследования (например, многолетний воспитательный эксперимент В. А. Сухомлинского, социально-педагогический эксперимент Е. Б. Куркина и т. п.).
3. ПД - называют комплексный метод исследования, включающий целый ряд частных методов и методик, теоретических и практических этапов.
4., в значении педагогического поиска, направленного на выращивание новой практики образования в процессе самой этой практики с помощью ее целенаправленного, осмысленного преобразования.
Этапы педагогического эксперимента.
1) Диагностический этап.
А) Объекты педагогической диагностики.
Б) Формулирование проблемы, темы.
В) Актуальные проблемы эксперимента.
2) Прогностический этап.
А) Цели и задачи эксперимента.
Б) Гипотезы эксперимента.
В) Составление плана-программы эксперимента.
3) Организационно-подготовительный этап.
А) Выбор объектов (и субъектов) эксперимента.
Б) Выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте.
В) Методическое обеспечение эксперимента.
Г) Организационное обеспечение эксперимента.
Д) Разведывательное исследование.
4) Практический этап.
А) Констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты.
Б) Линейный, параллельный, перекрестный эксперименты.
5) Обобщающий этап.
А) Алгоритм подведения итогов эксперимента.
Б) Внедренческий этап.
Строгий научный педагогический эксперимент должен удовлетворять следующим четырем критериям:
а) предполагать внесение в педагогический процесс чего-либо нового, какого-либо принципиально нового воздействия (изменения) с целью получения определенного результата;
б) обеспечивать условия, позволяющие выделить связи между воздействием и его результатом;
в) включать достаточно полный, документально фиксируемый учет параметров (показателей) начального и конечного состояния педагогического процесса, различие между которыми и определяет результат эксперимента;
г) быть достаточно доказательным, обеспечивать достоверность выводов.