Функции контроля в учебном процессе.
Педагогический контроль – процедура оценки результатов познавательной деятельности учащихся, т.е. определение степени и качества достижения учебных целей.
Контроль не сводится только к оценке и измерению, он выполняет также корригирующую, обучающую и мотивационную функции.
1. оценочная (измерительная) функции- в ходе контроля определяется уровень достижения педагогических целей- знаний и умений. Имеющиеся у обучаемого знания и умения сопоставляются с неким эталоном- знаниями и умениями, определенными конечными целями. Чем больше соответствие уровню, тем выше оценка (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно). Можно выбрать и другую шкалу или производить измерения в %, или оценить: зачтено, не зачтено.
2. Корригирующая функция. Педагог управляет процессом формирования умений и знаний, он на каждом этапе определяет успешность этого процесса и вносит коррективы, т.е. исправляет, направляет в нужную сторону.
3. Обучающая функция. Может реализоваться в виде самоконтроля, когда обучаемый, имея эталон, самостоятельно сопоставляет с ним результаты выполнения заданий. Или преподаватель, проведя контроль, разбирает со студентами его результаты.
4. Мотивационная функция связана с тем, что строгий постоянный контроль побуждает студента учиться равномерно.
Средства обучения и контроля.
- это источники получения знаний, формирования умений и навыков. Это понятие употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и прочие. В широком смысле под средствами обучения подразумевается то, что способствует достижению целей образования, т.е совокупность методов, форм, содержания и специальных средств обучения. Выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функцию.
В общем плане к ним относятся:
Виды деятельности: игровая, учебная, трудовая.
Педагогическая техника: речь, мимика, движение, средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.
Делятся на:
1. Визуальные (зрительные)ний и навыков- таблицы, карты, натуральные объекты и т.п.
Аудиальные (слуховые)- радио, магнитофонные, музыкальные инструменты.
Аудиовизуальные – звуковые фильмы, телевидение и тп.
2. простые средства- словесные(учебники и др тексты), визуальные(реальные предметы, модели картины и прочие)
Сложные средства- механические визуальные приборы, аудиальные средства, аудиовизуальные, средства автоматизирующие процесс обучения (компьютеры, информационные системы и прочие).
Образование и обучение. Соотношение понятий.
Под образованием понимают процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также втеоретической и практической подготовке человека.
Образование есть относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у людей системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни. Образование вместе с тем представляет собой и процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений личности в течение всей жизни, абсолютную форму бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом.
Образование не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывному процессу их накопления, переработки и совершенствования.
В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности,позволяющих ему занять определенное положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности, взаимодействии и общении с другими индивидами.
Образование вооружает человека системой интеллектуальныхи практических навыкови умений,помогающих ему решать любые проблемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности.
В процессе получения образования человек накапливает опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к людям,что дает ему возможность, с одной стороны, самосовершенствоваться, развивать свою психику и внутренний мир, а с другой — поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой.
Наконец, в ходе образования человек накапливает опыт творческой деятельности,необходимый для решения разнообразных проблем жизни и деятельности.
Результатом образования является всестороннее развитие личности, т. е. формирование человека, имеющего широкие и фундаментальные знания, устойчивые навыки и умения, сочетающего в своей, деятельности физический и умственный труд, производящего материальные и духовные блага для общества, человека, гармонически развитого в физическом и духовном отношениях, активного общественного деятеля, обладающего высокими нравственными идеалами, развитым эстетическим вкусом, разносторонними материальными и духовными потребностями.
Обучение - это целенаправленный процесс формирования и развития у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности.
Сущность обучения.Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшими и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, результатов развития общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.
Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности, В этом заключается его объективное назначение в обществе.
Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и взрослых, их содержательное познавательное общение.
Обучение зависит от конкретно-исторических условий. Различные эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на его организации: отборе содержания материала для различных социальных групп, подборе методов идеологической обработки и манипуляции сознанием.
Функции обучения.Социальная, педагогическая, психологическая сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его функциях.
Первое место занимает наиболее существенная из них — формирование улюдей знаний, навыков и умений. В ходе ее реализации у индивидов формируются и закрепляются основные, необходимые для всех случаев жизни и деятельности знания, навыки и умения.
Второй функцией обучения является формирование мировоззрения человека. Оно формируется у детей и взрослых объективно, постепенно, по мере обобщения знаний, позволяющих судить об окружающем мире.
В неразрывной связи с названными двумя функциями находится функция развития личности и самостоятельного мышления. Развитие человека есть количественный и качественный рост его физических, физиологических и психических характеристик, среди которых выделяются прежде всего интеллектуальные .
Большое значение имеет профориентационная функция обучения. Интерес к ней формируется в процессе обучения и производительного труда, с приобретением конкретных знаний и навыков в области той или иной профессиональной деятельности.
Функция подготовки к непрерывному образованию ориентирует человека на активное участие в производстве и общественной жизни, готовит к практической деятельности, ориентирует на постоянное совершенствование своей политехнической, профессиональной, общеобразовательной в целом подготовки. Функция креативности нацеливает личность на непрерывное развитие.