Учебная программа. Типовая и рабочая.
К учебным программам относятся:
1)примерная (типовая) учебная программа– документ, рекомендуемый Минобрнауки России, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана;
2)авторская учебная программа – документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной (типовой) учебнойпрограммы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним автором или группой. Для авторской программы характерны оригинальные концепция и построение содержания. Внедрению авторской программы в практику работы ОУ предшествует ее экспертиза и апробация;
3)рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) – учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебнойпрограммы для конкретного ОУ и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п.
В рабочей программе должны быть отражены:
1)требования федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
2)обязательный минимум содержания учебных программ;
3)максимальный объем учебного материала для учащихся;
4)требования к уровню подготовки выпускников;
5)объем часов учебной нагрузки, 6)познавательные интересы учащихся;
7)цели и задачи образовательной программы школы;
8)необходимый комплект учебно-методического обеспечения.
включает в себя: титульный лист; пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание программы учебного курса; средства контроля; учебно-методические средства обучения.
Титульный лист рабочей программы содержит:
1)наименование ОУ; гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ);
2)название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) ;3) Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
класс (параллель), учащиеся которого изучают учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); 4)год составления программы.
В тексте пояснительной запискиуказываются:
1)название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой(ых) разработана рабочая программа;
2)цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с государственным образовательным стандартом – и с учетом специфики данного ОУ);
3)изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу, их обоснование;
4)учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОУ (указываются: Ф. И. О. автора пособия, название, класс, издательство, год издания);
5)количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
6)особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся, промежуточной аттестации учащихся в ОУ).
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и других видов работ. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год).
Содержание программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает в себя реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
Учебно-методические средства обучениявключают в себя: 1)"Литература (основная и дополнительная)";
2)"Дидактические материалы";
3)"Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса";
4)"Оборудование и приборы".
Билет 28
Эффективность обучения. Ее оценка в конце завершения учебного процесса:
Для оценки степени усвоения слушателями учебного материала, изучаемого ими в рамках учебной программы, по окончании обучения могут быть проведены зачеты, экзамены, тестирование (в том числе с использованием компьютера) или оценены производственные показатели или навыки, на развитие которых была направлена данная программа обучения. 4. Сравнение данных, полученных до, во время и после обучения
Процедура оценки эффективности обучения обычно состоит из четырех этапов:
1. Определение целей обучения. Процесс оценки эффективности обучения начинается уже на этапе планирования обучения, при определения его целей. Цели обучения задают стандарты и критерии оценки эффективности учебных программ.
2. Сбор данных до обучения. Эта информация отражает уровень знаний, навыков и особенностей учащихся.
3. Сбор данных в процессе обучения
4. После обучения
29. Педагогическое мастерство преподавателя.
- это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное педагогу, работающему по призванию. Стремясь к мастерству, педагог практически отрабатывает навыки организации, общения, отношения и взаимодействия с детьми.
Педагогическое мастерство прежде всего выражается в умении организовать учебный процесс, чтобы при любых условиях добиться нужного уровня воспитанности, развития и знаний. Искусство педагога особенно проявляется в умении учить на занятиях. Важный показатель мастерства – умение активизировать учеников, развивать их способности. Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения то же компонент педагогического мастерства. Педагогу необходим высокий уровень педагогической техники (комплекс ЗУН).
Характерными чертами профессионального мастерства учителя являются:
- любовь к детям и глубокая ответственность за судьбы своих воспитанников;
- максимальное использование возможностей урока благодаря творческой и рациональной организации взаимодействия учителя и учащихся;
- искусство общения с учащимися;
- постоянный анализ результативности проводимой работы, постановка и решение усложняющихся задач воспитания;
- индивидуальный стиль деятельности.
- это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
Классифицируются по различным критериям:
- по количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные.
- по месту учебы: аудиторные и внеаудиторные.
- по длительности времени обучения: урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное (70), уроки произвольной продолжительности.
Наибольшее распространение, как в нашей школе, так и за рубежом, получила классно-урочная система обучения, возникшая в 17в и развивающаяся до настоящего времени. Разработал ее теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А.Коменский. Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.(школа)
Существуют так же:
Лекция – последовательное монологическое изложение информации по дисциплине в
концентрированной логической форме. (см 18)
Семинарское занятие – учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Отличие их в том, что они ориентируют обучаемых на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности. В ходе семинаров углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над дополнительной литературой. В зависимости от способа проведения выделяют несколько видов семинаров. Наиболее распространен семинар-беседа – он проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и подведением итогов преподавателем. Предполагает подготовку к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам заслушиваются выступления отдельных учащихся, которые обсуждаются и дополняются остальными. Иногда заранее распределяются вопросы между участниками семинара, они готовят доклады и на семинаре происходит их заслушивание и обсуждение (семинар-заслушивание). Особая форма – семинар-диспут. Это коллективное обсуждение проблемы с целью установления путей ее решения. Цель – формирование оценочных суждений, развитие умения вести полемику, защищать свои взгляды, излагать мысли.
Практические занятия – обучающиеся по заданию и под контролем преподавателя выполняют лабораторные и практические задания. Основные дидактические цели – экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, овладение техникой эксперимента, умением решать задачи практическим путем, формирование умении работы с приборами и др. техническими средствами. Применяются также для проверки степени усвоения теоретического материала разделов программы.
Производственная практика – дидактические цели – формирование профессиональных умений и навыков, а так же расширение, закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности. Структура зависит от содержания практического обучения и в конечном счете должна обеспечить целостную подготовку специалиста к профессиональной деятельности.
34. Содержание образования. Образовательные стандарты, программы, учебники (см№4)
Содержание образования – педагогически адаптированная система ЗУН, опыта творческой деятельности и эмоционально – ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование дает ЗУН, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Общее образование обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию индивида, его отношение к миру. Источник содержания образования – социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культуре. Принципы формирования содержания образования:
- соответствие во всех его элементах и на всех
уровнях потребностям общества;
- единство содержательной и процессуальной сторон обучения;
- структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования.
Требования к содержанию образования, которое должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- развитие общества;
- укрепление и совершенствование правового государства;
- обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формировать адекватный современному уровень знаний;
- обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Содержание образования связано с общей образовательной потребностью общества и личностной потребностью в образовании.
Образовательная потребность носит локальный характер и определяется масштабами государства и его культурой. В этом случае образование оформлено нормативными документами, составляющими государственную политику. Государственная политика в сфере образования всегда конкретна и реализует следующие цели:
- воспроизводства и развития национальной культуры,
- воспроизводства статуса государства на мировом рынке,
- воспроизводства человеческого капитала в соответствии с потребностями экономики страны,
- удовлетворения личной образовательной потребности исходя из особенностей культуры и этапов социализации личности.
Образовательная потребность обладает свойством расширенного воспроизводства, т.е. чем выше уровень образования, тем выше потребность в дальнейшем образовании.
Сущ. 3 основных уровня образования: начальное, среднее и высшее.
Формы обучения.
- целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и др.) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений. Система внеплановых форм обучения (бригадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по вспомогательным программам) позволяют совершенствовать знания, расширять их кругозор. Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельнвх учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу.
Функции форм обучения многообразны:
- обучающе-образовательная – позволяет создать наилучшие условия для передачи ЗУН, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в общественной жизни;
- воспитательная – способствует активному проявлению всех духовных сил учащегося;
- организационная – требует от учителя четкой организационно-методической подачи материала;
- психологическая состоит в выработке у учащихся определенного биоритма активности, привычки к работе в одно и то же время;
- развивающая;
Многообразие и разнообразие форм обучения порождают богатство условий для умственной, трудовой и игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов ученика.
- интеллектуально- дифференцирующая функция – формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность, реализация которой позволяет учащимся обмениваться информацией, учиться взаимопониманию и взаимопомощи.
- систематизирующая и структурирующая функция состоит в том, что организация обучения требует разбивки всего учебного материала по частям и темам, его обобщения в целом.
- комплексирующая и координирующая функции – формы обучения выполняют по отношению к друг другу;
- стимулирующая - когда обучение соответствует особенностям возраста, специфике развития психики и организма учеников.
Методы обучения
Это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности, ведущие к формированию ЗУН, позволяющие усвоить конкретное содержание образования. Классификация методов обучения
1. по дидактической цели:
– приобретения знаний,
- формирования умений и навыков,
- применения знаний,
- закрепления и проверки ЗУН (методы контроля).
2. По источнику знаний. Существует 3 источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют:
- словесные методы ( рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой).
- наглядные методы (см 13),
- практические методы:
Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества. Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения. Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся. Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения. Применение графических упражнений помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения – это составление графиков, чертежей, схем, карт, зарисовок и тд. Учебно-трудовые упражнения способствуют применению теоретических знаний в практической области. Любые упражнения могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер. Существуют комментированные упражнения (учащийся комментирует свои действия). Лабораторные методы основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с применением специального оборудования. Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.
3. по характеру познавательной деятельности учащихся (уровень мыслительной активности учащихся):
- объяснительно-иллюстративный. Преподаватель различными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют (низкий уровень мыслительной активности);
- репродуктивный метод. Преподаватель сообщает информацию в готовом виде, а учащиеся воспринимают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя.
- метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Преподаватель ставит задачу, и сам ее решает, показывая тем самым ход мыслей в процессе познания.
- частично-поисковый (эвристический) метод – учащиеся решают учебную проблему не от начала до конца, а лишь частично.
- исследовательский метод предусматривает творческий поиск учащимися знаний.
4. другие классификации:
- активные методы – дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака.
- интенсивные методы – используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами (метод погружения), применяются при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.