Контроль и оценка в обучении.

Педагогический контроль- процедура оценки результатов познавательной деятельности учащихся, т. е. определение степени и качества достижения учебных целей.

Функции контроля:

- контролирующая;

-обучающая,

- воспитывающая.

Принципы контроля:

- объективность;

- принцип систематичности;

- принцип наглядности (гласности), т. е. рейтинг каждого учащегося носит открытый, сравнительный характер;

- воспитательный характер;

- индивидуальный характер (за каждым конкретным учеником);

- разнообразие форм проведения контроля;

- дифференцированный подход (учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых);

- единство требований со стороны обучающих;

- всесторонность контроля (проверка теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся).

Объективная сторона контроля - отметка, оценочные суждения учителя, субъективная – отношение учащихся к своим знаниям, к их оценке.

Виды контроля:

4. Текущий: устный опрос, проверка письменных домашних заданий, контрольные работы, повседневное наблюдение (на каждом уроке).

5. Периодический (рубежный): проводится после изучения логически законченной части, раздела, программы и в конце учебного периода с учетом текущей проверки, к нему относятся – контрольная работа, изложение, сочинение, диктант.

6. Итоговая проверка: проверка за определенный период обучения. 2 вида – зачет и экзамен. Может быть в устной или письменной форме.

Формы контроля – индивидуальный, групповой и фронтальный.

Методы контроля – методы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих, существуют методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Среди способов проверки знаний, умений и навыков тестовый контроль занимает особое место. Его отличает:

- объективность результатов проверки, благодаря наличию эталона.

- возможность автоматизации проверки и уменьшения времени выполнения учащимися самих операций контроля приводит к снижению времени контрольной деятельности учащихся и учителя, что дает возможность увеличить частоту и регулярность контроля.

Недостаток: не способствует развитию устной и письменной речи учащихся. Некоторые учебные элементы предметов, отнесенных к гуманитарным, тестировать неудобно.

В рейтинговом контроле учитывается каждый выбранный ответ учащегося. Он позволяет оценить широту знаний учащегося, предлагая выбрать не один вариант ответа, а максимальное количество возможных.

Оценка – результат контроля учебно-познавательной деятельности учащегося, это установление степени выполнения задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. Она должна быть гласной, достаточно мотивированной и убеждающей.

Функции оценки:

- образовательная;

- воспитательная.

Отметка – количественное выражение оценки в цифрах, или так называемых баллах. В РФ общепринята пятибалльная система. Существует система примерных норм ошибок – в них указывается каким требованиям должен отвечать устный или письменный ответ учащегося для аттестации его соответствующим баллом. Может использоваться 6 балльная или 10 балльная система оценки, буквенная. Существует безотметочное обучение (н-р начальные классы)

Иллюстративно-объяснительный метод обучения

Главные методы такого обучения – объяснение в сочетании с наглядностью. Ведущие виды деятельности учащихся – слушание и запоминание. Главное требование и основной критерий эффективности – безошибочное воспроизведение изученного. Преимущества: экономит время, облегчает учащимся понимание сложных знаний, обеспечивает эффективное управление процессом. Недостатки: преподнесение готовых знаний, незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т. е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности

Наглядность в обучении.

К наглядным методам обучения относится: демонстрация, иллюстрация, видеометод.

Демонстрация – метод, выражающийся в показе различных средств наглядности. Объекты демонстрации: наглядные пособия демонстрационного характера – картины, таблицы, схемы, карты, диапозитивы, кинофильмы, модели, макеты, диаграммы, крупные натуральные объекты и препараты и др.; опыты, проводимые учителем. Применяется при изучении нового материала, и при обобщении и повторении уже изученного материала. Условиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения, обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем учащимся, широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации.

Иллюстрация – как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого объекта. Функция иллюстрации в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. В качестве иллюстрации используются натуральные или искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений, символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.

Видеометод – интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, т.е. выполняет все дидактические функции, что обуславливается высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.

Работа с учебником или книгой – важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

-конспектирование,

-составление плана текста,

- тезирование (изложение тезисов),

-цитирование,

- аннотирование (краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла)

- рецензирование (написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному)

- составление справки (подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический и пр. характер, полученных в результате поиска),

- составление формально-логической модели (граф);

- составление тематического тезариуса (упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме),

- составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов).

Проблемное обучение

- это один из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов. Цель – формирование качеств творческой личности (быстрота умственной ориентировки, сообразительность и находчивость, самодеятельность) в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым активизируются знания и аналитические умения, имеющиеся у обучаемых. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должно быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Этапы разрешения проблемы:

- введение и осознание учебной проблемы,

- анализ имеющихся знаний по данному вопросу, выяснение их недостаточности;

- включение в поиск недостающей информации,

- приобретение разными способами необходимых для решения проблемы знаний

- проверка полученных результатов.

Преимущества – самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения.

Недостатки – слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Ключевым понятием является проблемная ситуация. Она возникает тогда, когда для осмысления каких-либо действий человеку не хватает наличных знаний или известных способов решения.

Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения. Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нем есть скрытое противоречие, что он открывает возможность неоднотипных ответов, неоднозначного решения.

Существует несколько форм проблемного обучения:

При проблемном изложении познавательная способность учеников проявляется в меньшей степени. Сообщение нового материала осуществляется преподавателем, но учащиеся при этом все же вовлекаются в активную мыслительную деятельность. Проблемность в том, чтобы вызвать у учащихся «соразмышление», «сопереживание».

При использовании частично-поисковой деятельности работа в основном направляется самим преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа.

Метод исследовательской деятельности представляет собой самостоятельный поиск решения учеником и предполагает наличие проблемы и выполнение всей последовательности поисковых действий, необходимых для ее решения (лабораторные работы, доклады и т.д.).

Проблемное обучение применяется в структуре других методов, его нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, ни как новую систему обучения.

Наши рекомендации