Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы

В предыдущих главах освещены вопросы формирования у учащихся социальных, нравственных и эстетических отношений. Более обобщенным и высшим уровнем отно­шений личности к окружающему миру и действенным регулятором ее поведения и деятельности является мировоззрение. Оно включает в себя и интегрирует все названные выше отношения и выступает в качестве определяющего фактора личностного развития и формирования человека. Вот почему вопросы формирования мировоззрения учащихся выступают как важнейшая воспитательная задача школы.

Надо, однако, более детально уяснить, какую роль играет миро­воззрение в жизни и поведении человека и почему оно является важнейшим предметом школьного воспитания. Многие примеры и факты из жизни выдающихся людей свидетельствуют о том, что ми­ровоззрение не только оказывает действенное влияние на духовное и нравственное развитие человека, но и помогает ему проявлять стойкость и мужество в различных жизненных обстоятельствах, не­взгодах и трудностях.

Не отрекся от своей гелиоцентрической теории выдающийся польский астроном Николай Коперник (1473-1543), хотя подвер­гался гонениям и оскорблениям со стороны церковных фанатиков.

Великий итальянец Джордано Бруно (1548-1600) развивал идеи Николая Коперника и выдвинул концепцию бесконечности и бесчисленности миров во Вселенной. Его учение было призна­но ересью, а сам он был присужден к сожжению на костре. Но он не отказался от своих убеждений и остался верным своему миро­воззрению. Об этом в приговоре святой инквизиции было сказа­но так: «Называем, провозглашаем, осуждаем, объявляем тебя, брат Джордано Бруно, нераскаянным, упорным и непреклонным еретиком». Сам же Бруно бросил в лицо судьям: «Вы с большим страхом произносите приговор надо мною, чем я выслушиваю осуж­дение».

Другой известный итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642), убежденный в том, что Земля находится не в состоянии покоя, как считалось в его время, а постоянно движется вокруг Солнца, несмотря на понуждение отречься от этой «ереси», шепчет про себя: «А все же она вертится...»

Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев, который, будучи ра­неным, был захвачен немецкими фашистами в плен, не изменил Ро­дине и погиб в результате жестоких пыток, сохраняя верность воин­ской присяге.

Немало образцов стойкости и непреклонности в своей вере проявляли и представители религиозного мировоззрения. Так, протопоп Аввакум – глава русского православного раскола – на­стойчиво выступал против церковных реформ патриарха Нико­на. По решению церковного собора в 1653 г. он был сослан с се­мьей в Сибирь, в г. Тобольск. В 1667 г. был снова осужден и со­слан в Пустозерск, где 15 лет прожил в земляной тюрьме, а затем как не покорившийся царскому указу был сожжен на костре, подав изумительный пример беззаветной убежденности. До конца осталась верной своим раскольническим убеждениям его последовательница – боярыня Морозова, которая была сослана в г. Боровск и также умерла в заточении. Силу ее веры хорошо по­казал художник В.И. Суриков в широко известной картине «Бояры­ня Морозова».

Подобных примеров в истории множество. Они дают не только широкое представление об огромном влиянии мировоззрения на действия и поступки людей, но и позволяют определить его важней­шие функции. К этим функциям относятся: информационно-отража­тельная, ориентационно-регулятивная и оценочная. В чем же они прояв­ляются?

Информационно-отражательная функция мировоззрения связана с определенным способом восприятия явлений и событий окружаю­щего мира и их отражением в сознании человека. Мировоззрение выполняет роль призмы, через которую преломляются все внешние воздействия. Так, например, человек с религиозным мировоззрени­ем считает, что все явления природы и общественной жизни опре­деляются высшими божественными силами. Человек же с научным мировоззрением при оценке всех явлений исходит из принципа де­терминизма, т.е. ищет те материальные и социальные причины, ко­торыми эти явления обусловливаются.

Ориентационно-регулятивная функция мировоззрения связана с тем, что поведение и деятельность человека определяются его со­знанием, его взглядами и убеждениями. Если у человека сформиро­вано то или иное мировоззрение, сложились устойчивые взгляды и убеждения, то они, как правило, определяют его действия и поступ­ки. Вспомним Л.Н. Толстого. Произошедший в конце 70-х – начале 80-х гг. перелом в его мировоззрении не мог не вызвать серьезных перемен в его деятельности и поведении. Помощь Л.Н. Толстого голодающим, протесты против смертной казни, его отлучение Синодом от церкви, его «чудачества»: шитье сапог, тяжелый крестьян­ский труд, вегетарианство и, наконец, уход из Ясной Поляны – все это явилось следствием его изменившегося миропонимания. Придя к отрицанию собственности, Толстой стремился привести в соот­ветствие с этими убеждениями и свой образ жизни. Он отказывает­ся от владения недвижимым имуществом, землей, от авторского права на последние свои сочинения, передавая его желающим без­возмездно печатать и издавать их.

Оценочная функция мировоззрения связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений, или, иначе говоря, из своего мировоззрения. Возьмем такой пример, как оценка людьми с разными взглядами положения трудового народа до 1917 г. при царской власти. Даже среди ученых здесь нет единства мнений. Одни из них утверждают, что тогда Рос­сия была в расцвете и людям жилось неплохо. Другие же, наоборот, пытаются доказывать совсем иное и говорят об отсталости россий­ского государства и бедности народных масс. А все дело в том, что среди ученых существуют различные мировоззренческие подходы к освещению этой проблемы.

Как видим, мировоззрение имеет существенное значение как для поведения людей, так и для развития их сознания. А поскольку люди по-разному отражают в своем сознании и поведении явления и события окружающего мира и по-разному их оценивают, это по­зволяет говорить о различных видах мировоззрения.

Основные виды мировоззрения

Собственные представления и взгляды, свое отношение к происходящим в природе и общест­ве явлениям имеются у каждого человека. Но качественная харак­теристика этих представлений, взглядов и отношений бывает различной. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом чело­века выделяются три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское. Кроме того, можно говорить о мировоз­зрении различных прослоек общества или классов, обществен­ных групп, а также представителей различных политических те­чений и партий. В чем же заключается сущность названных видов мировоззрения?

Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на вы­воды и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоре­тического осмысления причинно-следственных связей, характери­зующих развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создает надежную основу для предвидения возмож­ного развития того или иного явления, процесса и дает возмож­ность сознательного управления ими. Оно является объективно верным. Но поскольку наука развивалась постепенно, постольку на­учное мировоззрение на различных ступенях эволюции общества имело свою специфику. Поэтому иногда говорят о научном миро­воззрении древнегреческих философов, о мировоззрении эпохи Возрождения и т.д. Нередко под научным мировоззрением понима­ют Определенные естественно-научные концепции мироздания, на­учную картину мира, например гелиоцентрическую или механичес­кую.

Нетрудно заметить, что при определении сущности научного мировоззрения во всех случаях имеется в виду, что именно наука, отдельные ее области служат источником формирования мировоз­зренческих взглядов и убеждений.

Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональ­ный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование бога пли других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д. Вместе с тем деятели религии предпринимают попытки опираться не только на потусторонние силы, но и используют физические, исторические, философские и социологические знания, особенно те, которые находятся на острие познанного и непознанного, и выстраивают на этой почве свою идеологию. К сожалению, педагогика до недавнего времени практически не касалась личностно-психологического значения религии для человека вообще и детей, в частности. А между тем ребенок не живет без веры, без чувства вины, ему, как и взросло­му, необходимы утешение, душевное очищение, ему тоже свойст­венны интуитивные предчувствия. В этой связи возникает во­прос: каким же должно быть сегодня отношение школы к религиозному воспитанию?

Здесь следует исходить из того, что религия представляет собой мощный пласт человеческой культуры. Поэтому отдельные элементы религиоведения могут найти место в школьных про­граммах. Каждый образованный человек должен иметь представ­ление о Библии и Коране, о присущих им образах, идеях, как и об образах и идеях буддизма и других религий, так как они оказыва­ют огромное воздействие на развитие культуры. В то же время было бы несправедливо забывать и о другой традиции – свободо­мыслии и атеизме. Государство должно обеспечивать свободу ми­ровоззренческого выбора. Но поскольку школа у нас главным об­разом светская и отделена от религии, ее задача – формировать научное мировоззрение, воспитывать у учащихся представление о научной картине мира и правильно истолковывать роль религии в обществе.

Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколе­ния в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, сти­хийных, эмпирических и не всегда систематизированных представ­лений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское познание и обычно отражает внешние, не всегда существенные, бросающиеся в глаза признаки вещей, событий, явлений. Эти внеш­ние, несущественные признаки зачастую составляют основу знаний и представлений человека, что нередко приводит к поверхност­ным, а иногда и ошибочным обобщениям. И тем не менее нельзя утверждать, что это мировоззрение не дает человеку возможности правильно понимать окружающий его мир. Есть множество примеров того, когда человек, не владеющий глубоко научными знания­ми, довольно верно рассуждает об окружающих его явлениях в развитии природы и общества, хорошо трудится, проявляет высокую нравственность.

Вот почему было бы неправильно утверждать, как это делалось раньше, что только научное мировоззрение позволяет человеку пра­вильно ориентироваться в жизни и создает основу для его активной деятельности. Как показывает практика, люди с религиозным и обыденным мировоззрением верно служат родине, совершают вы­соконравственные поступки. Поэтому важно, чтобы основу миро­воззрения человека составляли идеи нравственности, добра, спра­ведливости, совести и чести. Тем не менее школа, как уже отмеча­лось выше, должна способствовать формированию у учащихся науч­ного мировоззрения, используя для этого обучение и воспитание. Поэтому в дальнейшем мы и будем вести речь о научном мировоз­зрении.

Наши рекомендации