Объект, предмет и задачи педагогики как науки.
Объект, предмет и задачи педагогики как науки.
обьект воспитание(в широком смысле) как сознательно и целенаправленно осущ.процесс
предмет-технология организации педагогич.процесса
задачи-вести исследования ,а задачи практики осущ.педагогич.процесса
4. Функции педагогики как науки.Теоретическая ,технологическая
Педагогическая теория и педагогическая практика.
Педагогическая теория это система научных знаний о педагогических процессах, явлениях, представленных в форме педагогических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие педагогических процессов и явлений. Педагогическая практика – важная часть образовательного процесса в подготовке будущих учителей и преподавателей.
6. Система педагогического знанияСовременная педагогика представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин и отраслей, находящихся на разных стадия своего развития и определенным образом между собой связанных
7. Общая педагогика как базовая педагогическая дисциплинаБазовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности воспитания человека и разрабатывающей основы учебно-воспитательного процесса, является общая педагогика
8. Связь педагогики с другими науками.имеет очень обширные и прочные связи с различными областями чел.знаний (философия,физиология,анатомия,медицина,социология,политология,биология)
Категориальный аппарат педагогики
Категория – научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности. В педагогике как науке об образовании выделяют категорию педагогическая система.Основные категории– развитие, воспитание, обучение, образование.
Общенаучные, собственно-научные и заимствованные категории в категориально-понятийном пространстве педагогики.
философский
общенаучный
конкретно-научный
методики и техники
Обучение как категория педагогики
Обучение — специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями.
Методология педагогической науки.
Методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях и процессах.
13. Уровни педагогической методологииВ педагогике выделяется несколько уровней методологии: философский, общенаучный и педагогический.
14. Общее понятие о педагогической парадигме.Устоявшаяся ,ставшая привычной точка зрения ,определённый стандарт ,образец в решении образовательных и исследовательских задач
Методы педагогического исследования
В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью разнообразных методов:
– педагогическое наблюдение; – исследовательская беседа; – изучение школьной документации – изучение продуктов деятельности учащихся; – педагогический эксперимент; – изучение и обобщение опыта педагогов-практиков и педагогов-новаторов; – социологические методы исследования; – методы математической статистики; – теоретический анализ педагогических идей и т. д.
Педагогическая технология
Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения (В.В.Сериков).
Педагогическая технология— это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса
Педагогическая технология» - это системный подход создания, применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимосвязей, ставшей своей задачей оптимизацию форм образования.
30.Основные требования к педагогической технологии
-концептуальность -системность -управляемость -эффективность -воспроизводимость
Педагогическая задача
Педагогическая задача – это (основная единица педагогического процесса) материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
32.Педагогический процесс как педагогическая категорияПедагогический процесс - специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач
Лекция как форма обучения.
Лекция как организационная форма обучения – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а слушатели активно воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации. В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают следующие типы лекций: вводная ,установочная, текущая, заключительная, обзорная
Понятие «педагогическая технология». Определения педагогической технологии (Б.Т. Лихачев, В.П. Беспалько, В.М. Шепель, И.В. Волков, Г.К. Селевко и др.)
технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств;она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев). Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П Беспалько). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков). Педагогическая технология - содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г. К. Селевко)
Педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).
Образование как педагогическая категория.
Образование – процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания).
Образование как ценность.
74.Образование как результат .см.рисунок
75.Образование как процесс.см.рисунок
Образование как система.
Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.), основной целью которых является образование обучающихся в них.
77.Роль образования в развитии общества.
Образование играет важнейшую роль в развитии общества, как социального института, сохранении культурного наследия человечества, дальнейшего совершенствования интеллектуального уровня развития индивида. Это относительно самостоятельная система, подчиняющаяся своим законам, главная цель которой передавать из поколения в поколение культурные и духовные ценности.
78.Понятие и структура системы образования в РФ
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов :
- дошкольные;
- общеобразовательные;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
- учреждения дополнительного образования;
- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.
Образовательный стандарт.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Образовательные программы.
. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств); 2) профессиональные (основные и дополнительные); 3) профессиональной подготовки.
81.Формы получения образования в РФ.
В России существует три основные формы получения образования:
- очная (дневная);
- очно-заочная (вечерняя);
- заочная.
Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организация
· сетевое обучение. Сетевая форма реализации образовательных программ — реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций[5];
· электронное и дистанционное обучение
82.Образовательные учреждения.
Образова́тельное учрежде́ние — учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
83.Типы и виды образовательных учреждений
- государственными — федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации.
- ФГБОУ — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- ГОУ — Государственное образовательное учреждение
- муниципальными
- негосударственными — частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
В Российской Федерации к образовательным относятся учреждения следующих типов:
- дошкольные;
- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- учреждения начального профессионального, среднего профессионального (см. Профессиональное образование), высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
- учреждения дополнительного образования взрослых;
- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
- учреждения дополнительного образования детей;
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
84.Документы, регламентирующие содержание образования определенного уровня и направленности.
Образовательная программасогласно Закону РФ «Об образовании» — документ, который «определяет содержание образования определенного уровня и направленности»
85.Непрерывное образование как педагогическая категория.
Непрерывное образование — процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.
86.Цель непрерывного образования.
Целью Н.о. является становление и развитие личности как в периоды её физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей.
87.Непрерывное образование как система.
Н.о. как педагогическая система - это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости. Системообразующим фактором Н.о. служит общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека.
88.Значение непрерывного образования
непрерывное образование призвано обеспечить гармоничное развитие каждой личности, индивидуализировать обучение, воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний. Каждому обучающемуся должны быть созданы условия для получения нужных ему знаний. В центре любого этапа и уровня непрерывного образования и воспитания поставлен человек, личность со своими интересами.
Непрерывное образование предполагает многообразие и гибкость применяемых видов обучения, его гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию. Важная особенность непрерывного образования - его устремленность в будущее, на решение проблем развития общества на основе использования полученных профессиональных знаний до получения высшей квалификации; переподготовку и переход к более сложной и престижной профессии.
89.Самообразование– это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
Ожигов дает такое определение: «самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
Принципы воспитания.
Принципы воспитания — это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты, как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов. Принципы позволяют предъявить некоторые общие требования ко всем этим различным сферам воспитательной деятельности и тем самым придать им целостный, единый характер.
Объект, предмет и задачи педагогики как науки.
обьект воспитание(в широком смысле) как сознательно и целенаправленно осущ.процесс
предмет-технология организации педагогич.процесса
задачи-вести исследования ,а задачи практики осущ.педагогич.процесса
4. Функции педагогики как науки.Теоретическая ,технологическая