Соотношение семейного и общественного воспитания на современном этапе. характеристика форм сотрудничества доу с семьей.

Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок.

Однако не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает сомнений. В последние годы к ДОУ предъявляются повышенные требования. Раньше государство всячески подчеркивало социальную функцию ДОУ – освобождение матери-работницы для участия в общественном производстве. Поэтому при оценке работы ДОУ в качестве важнейших показателей фигурировали данные о заболеваемости детей (а, значит, вынужденной нетрудоспособности матери).

Возрастание роли образования в современном обществе меняет отношение к ДОУ. Теперь во главу ставится педагогическая функция – как воспитывать, чему учить, успешность подготовки к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию ЖОУ должно искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив ДОУ перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

Поэтому в основе взаимодействия современного ДОУ и семьи лежит сотрудничество (общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).

Педагоги, так как они профессионально подготовлены и понимают необходимость преемственности в воспитании детей должны быть инициаторами в установлении контактов.

В основе сотрудничества лежит доверительно-деловой контакт. И.А. Карпенко, В.А. Петровский предполагают следующие этапы установления доверительно-делового контакта с родителями:

1) установление первых доверительных отношений.

2) Сообщение родителям знаний по детской психологии и педагогике.

3) Знакомство с проблемами семьи в воспитании ребенка.

4) Совместная деятельность педагога и родителей.

Задачами ДОУ в установлении сотрудничества являются:

1) Установление единства в воспитании детей.

2) Педагогическое просвещение родителей.

3) Изучение и распространение опыта семейного воспитания.

4) Ознакомление родителей с жизнью и работой д\с.

На практике мы наблюдали разнообразные формы сотрудничества с семьей, такие как:

День открытых дверей- дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей.

Беседыпроводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь.

Консультации.Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Родительские собранияпроводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".

Посещение семьи ребенкамного дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным.

Родительские конференции.Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист.

Нетрадиционныеформы работы с родителями:

Семейные клубы.В отличие от родительских собраний, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

"Родительская почта"и "Телефон доверия".Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.

Библиотека игр.Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Бабушек привлекает кружок "Очумелые ручки".В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.

Для организации успешного сотрудничества с семьей можно порекомендовать соблюдать следующие условия: целенаправленность в работе с семьей, планомерность и систематичность в работе с семьей, т.е. непрерывность, последовательность усложнения и расширение круга проблем, дифференцированный подход в работе с семьей (конкретизация общих требований и рекомендаций семье с учетом возможностей, условий, уровня пед. культуры родителей), открытость ДОУ для родителей, например привлечение родителей и других членов семьи к образовательной работе ДОУ, уверенность родителей в хорошем отношении педагога к ребенку, культура общения.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Наши рекомендации