Задачи и средства умственного воспитания дошкольников.
Умственное воспитание – целенаправленный процесс организации и стимулирования педагогической деятельности по формированию гармонично развитой личности по овладению знаниями, умениями, навыками, сенсорным и чувственным опытом.
Умственное развитие – совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в содержании знаний, в мыслительной, познавательной деятельности.
Подъяков говорил, что дошкольное воспитание является оптимальным для умственного развития. Результаты психологических и педагогических исследований последних лет показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.
Исходы из этого, задачами умственного воспитания дошкольников являются:
Формирование системы знаний об окружающем
2. Развитие мыслительной деятельности (познавательных психических процессов (ощущение, восприятие речи, память, воображение, мышление) и мыслительных операций (классификация, анализ, выделение свойств и качеств предметов, установление межпредметных связей).
3. Становление речи.
4. Сенсорное воспитание - педагогическое воздействие, направленное на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятия.
5. Развитие любознательности и познавательных интересов.
Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов и явлений.
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений. Любознательность и познавательный интерес проявляется в детских вопросах, которые могут быть коммуникативными и познавательными. Воспитателю очень важно уметь правильно отвечать на детские вопросы.
Относиться к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Постараться понять, что заинтересовало ребенка в том или ином предмете. Давать краткие и доступные пониманию ребенка ответы. Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям. Поощрять самостоятельность его ответа, отвечая на его вопрос встречным: «А как ты думаешь?». Дать ему возможность посоображать и поразмыслить. В ответ на вопрос малыша постараться вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе картинки. Если ответы на вопросы ребенка требуют сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бояться ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь и сможешь сам ответить на свой вопрос».
Решение задач умственного воспитания возможно при использовании следующих средств
Для развития познавательной активности детей можно порекомендовать следующее:
1) Играть с детьми в дидактические игры, которые позволяют ребенку решать интеллектуальные задачи в непринужденной, игровой форме. Игровые действия и задачи требуют от него активной мобилизации знаний и вызывают желание добиваться результата.
2) Также можно использовать игры-головоломки, лабиринты, моделирование, элементарные опыты и пр.
3) Познавательная активность дошкольников формируется в различных видах деятельности: игровой, конструктивной, учебной, познавательной. Включать детей в деятельность - экспериментирования. В ней ребенок изначально ставится в позицию исследователя (экспериментирование с литературными текстами, конструирование из бумаги, работа с металлическим конструктором).
4) Стимулировать познавательную активность детей можно, задавая ему вопросы, правильно отвечая на детские вопросы, совместно просматривая познавательные детские передачи, читая книги и т.д.