Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания.

1) Соревнование –результативный метод, т.к. соревновательность заложена в психологии человека.

Создает сильные эмоции; способно проявить совершенно неожиданные способности у ребенка , сплачивает детей, развивает дух коллективизма;

Но если организовано неверно, может вызвать стремление победить любой ценой, высокомерие, хвастовство, жадность, погоню за призами.

2) Поощрение – метод педагогической поддержки. Воспитательный механизм этого метода построен на переживании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетворения (иногда можно купить дорогой подарок и так его вручить, что у ребенка не возникнут переживания радости, а иногда авторитетный, любимый воспитатель сделает короткую похвалу с ласковой улыбкой и это унесет ребенка на седьмое небо).

3) Наказание. Многие выдающиеся психологи-гуманисты (Песталоцци, Сухомлинский, Толстой, Корчак) считали, что настоящее воспитание должно обходиться без наказаний. Это – позиция и современной педагогики.

В «Толковом словаре» Даля «наказывать» - дать наказ, т.е. совет, в некотором случае – повеление. В этом объяснении точно прослеживается его механизм: указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее, признать свою вину, направить к действиям, которые помогли бы исправить ошибку (без ошибок в жизни невозможно научиться ничему).

Но в силу традиций мы еще не можем обходиться без этого метода, так нужно хотя бы демократизировать его (не унижать человеческого достоинства).

В этом методе важна не форма, а переживания, которые вызваны у ребенка.

Метод нравственного воспитания несет в себе определенное средство воспитания– явления окружающей жизни, которое воспитатель подчиняет своему вниманию и использует в воспитании. По существу, средства воспитания – это весь окружающий мир: природа, искусство, традиции, различная деятельность, слово, книга, кино и т.д.

Рекомендации:

1. Приоритет поощрении. – как методу воспитания.

2. педагогическое требование нельзя применять сгоряча или из простого желания добиться немедленного послушания. Ребенок должен чувствовать, что требование – от силы, уверенности и знания.

3. Если используется упражнение как метод воспитания, то доступность для ребенка, соразмерность его силам.

4. Любое поручение, используемое в целях нравственного воспитания, должно иметь понятный детям социальный смысл (на пользу – кому).

5. Метод поручения, особенно длительного, требует организации первичного успеха, поэтому можно помогать ребенку, привлекать мам и пап.

6. Поручений должно быть столько, чтобы хватило на всех детей.

7. Недопустимо соревнование во внешности, в проявлении нравственных качеств (кто у нас самый добрый);

Леви В. предлагает «Семь правил наказания» (если уж без него не обойтись):

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому;

2. Если есть сомнение: наказывать или нет – не наказывайте «на всякий случай»;

3. За один проступок – одно наказание. Если их сразу много – одно суровое наказание сразу за все;

4. Недопустимо запоздалое наказание. Уже сам факт обнаружения проступка – в большинстве случаев – достаточное наказание (даже законом учитывается срок давности преступления);

5. Ребенок не должен бояться наказания (должен бояться огорчения родителей).

6. Не унижайте ребенка (наказание не должно восприниматься как торжество сильного над слабым, как несправедливое – нет пользы).

7. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания. - student2.ru Если ребенок наказан, значит он уже прощен, о прежних его проступках больше ни слова.

22. ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Исследования А.М.Виноградовой, Деминой И.С., Князевой Л.П., Пеньевской П.А. и др., посвященные проблеме воспитания гуманизма показали, что у ребенка дошкольника можно сформировать следующие нравственные качества:

- сочувствие;

- доброжелательность;

- чуткость,

- заботливое отношение к окружающему;

- правдивость;

- уважение к близким.

Предпосылки для воспитания гуманизма возникают достаточно рано, поэтому педагогам важно ориентироваться в технических средствах и методах, которые содействуют формированию гуманных начал личности.

Педагогу следует учитывать, что можно познакомить ребенка со всеми добродетелями, но это не поможет ему делать добро. Поэтому, главное в воспитании гуманных качеств – развивать в ребенке два умения: понимать другого и сопереживать (сочувствовать).

Современные исследования позволили установить, что особенности гуманного поведения во многом зависят от влияния социальной среды и от повседневной жизни.

В идеале необходимо, чтобы социальная среда отвлекала ребенка от жестоких наклонностей, не содействовала проявлению низких чувств (жестокости, злости, хитрости), а наоборот, способствовала проявлению высших чувств (сердечности, деликатности, чуткости).

На современном этапе разработана модель воспитания гуманных качеств личности дошкольника, в которой выделяются три направления: формирование заботливого отношения к людям, к природе, к самому себе.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания. - student2.ru

23. ВОСПИТАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Гражданское воспитание – это воспитание конкретных гражданских качеств: любви к семье, родному дому, природе, разным местам, уважение национальных традиций, уважение к людям разных национальностей, любви к Родине.

Современная гуманистическая педагогика проводит идею воспитания у детей планетарного сознания, т.е. воспитания в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания. - student2.ru

Сегодня идет процесс сближения с другими странами мира, но одновременно, именно в последнее десятилетие усилились межнациональные противостояния, конфликты (даже военные) между людьми разных национальностей, стремление к национальной обособленности и самоопределению. И это не может не отражаться на воспитании, следовательно, нужно найти пути разрешения противоречий между планетарным и национальным воспитанием. Т.е. любой житель должен иметь свои корни, свою Родину, свою Землю, свою культуру, благодаря чему он ощущает свою самобытность и непохожесть на других. Но он не должен с годами потерять ощущение принадлежности к миру, к планете Земля.

Указанные две линии, если они раскрываются в единстве, способствуют гармоничности в социализации личности ребенка, заключают основу для формирования «комплекса гражданственность», в который входят любовь и привязанность к своей Родине, народу, планете, жителям Земли. Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма – т.е. чувство любви к Родине, к Отечеству. Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые любят свою Родину, умеют наряду с критикой подмечать привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательной работы. Следовательно, воспитателю следует задуматься над своим чувством любви к Родине.

24. СВОЕОБРАЗИЕ ПОНЯТИЯ «ДЕТСКИЕ КОЛЛЕКТИВ». ВОСПИТАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРУЖБЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

В детском саду ребенок находится в обществе сверстников, которые требуют от него проявления определенных качеств: уважение доброжелательность, уступчивость, взаимопонимание.

В педагогической литературе такие качества принято называть коллективистские качества или коллективизм.

В ряде исследований (Нечаева, Маркова, Буре и др.) показали, что понятие коллектив в дошкольном возрасте отличается своеобразием. Ф дошкольном детстве начинают формироваться некоторые черты коллективизма, поэтому исследователи говорят о формировании начал коллективистских качеств или о воспитании коллективных взаимоотношений, характер которых во многом зависит от взрослых, так как в любом детском коллективе непременно присутствует взрослый, который способствует формированию положительных взаимоотношений и развитию каждой личности. поэтому говорят, что понятие «детский коллектив» условно применительно к дошкольникам.

Педагогические условия формирования коллективизма:

1) Совместный образ жизни детей.

2) Коллективная деятельность детей (совместная).

3) Работа с детьми педагога, заинтересованного в воспитании тех качеств личности, которые помогут войти ребенку в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность).

Следовательно, воспитание коллективизма предусматривает своевременное формирование комплекса конкретных нравственных черт личности.

Педагогические условия воспитания коллективизма:

1) Воспитатель должен побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже незначительное стремление к общению.

2) Воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети приобретали опыт общения на основе доброжелательности.

3) 3) нужно учит детей способам проявления чуткости к окружающим.

4) Нужно побуждать сопереживать сверстникам.

5) Содействовать проявлению в поведении детей заботы о близких и сверстниках.

6) Предлагать детям такую деятельность, чтобы дети почувствовали себя участниками общего дела.

7) Нужно поощрять проявления дружбы и взаимопомощи.

8) Воспитателю нужно помогать детям ладить друг с другом, используя свои знания особенностей характера детей.

Таким образом, в профессиональной деятельности воспитателя возможно применение ряда способов, воспитывающих коллективизм: побуждение, забота о ребенке, помощь, поощрение, научение и т.д.

Особое внимание при воспитании коллективизма уделяется организации общих дел в группе. Исследователи называют различные виды совместной деятельности (игра, труд, коллективные занятия), которые упражняют детей в ряде важных умений: умения выполнять нормы поведения, умения договариваться, оказывать помощь друг другу и др. но ведущая рол отводится игре. Именно в совместной игре дети очень рано проявляют самостоятельность, стремление настоять на собственных желаниях и др. совместная игра невозможна без проявления фантазий, следовательно, в совместных играх от ребенка требуется проявление качеств общительности, отзывчивости, доброжелательности, взаимовыручки, взаимопомощи.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания. - student2.ru

25. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ. СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ, ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.

Планирование– стержень педагогического процесса, это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, конкретных задач, содержания используемых средств, форм и методов работы.

Планирование организует педагогический процесс как единое целое и обеспечивает движение и развитие педагогического процесса во времени. Составить план – значит увидеть ход педагогического процесса во всем его многообразии.

Принципы планирования (требования):

1. Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-образовательного процесса.

2. Взаимосвязь процесса воспитания и обучения.

3. Соответствие плана воспитателя программе воспитания и обучения детей (учет степени выполнения требований).

4. Соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей (но некоторое опережение – опора на ЗБР).

5. Реальность плана (разумная насыщенность разнообразными делами, время воспитателя).

6. Систематичность и последовательность (т.е. постепенность в усложнении содержания, форм организации детской деятельности, методов воспитания и обучения, а также установление связи между отдельными видами и формами работы.

7. Разумное сочетание слов, наглядных и практических методов обучения детей.

8. Согласованность плана воспитателя с планом работы всего ДУ (годовым планом).

Например, приоритетное направление в годовом плане – художественно-эстетическое развитие, следовательно, воспитатель планирует: научить детей видеть прекрасное в природе, познакомить с разными способами аппликации, развить способность видеть прекрасное в картинах, подбирает определенный материал и т.д.

При планировании следует учитывать:

1. Режимные процессы и их длительность.

2. медико-гигиенические требования к организации жизни детей в детском саду

3. Изменение работоспособности в течение недели, дня.

4. Климатические условия регионные особенности (подстраховка прогулки).

5. Контингент детей и их индивидуальные особенности.

6. Текущие общественные события (например, юбилей детского сада).

7. В план должны включаться эмоциональные моменты, создающие радостное настроение, снимающие усталость детей, побуждающие их к новой активной деятельности.

Виды планов:

1. Годовой (составляется заведующей старшим воспитателем, врачом, психологом, утверждается на пед совете) – целенаправленная программа действий, доведенная до необходимой конкретности по содержанию, времени и организационным формам.

2. Перспективный - модель планирования, которая учитывает взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает систематичность и последовательность в работе, позволяет планировать на основе анализа полученных результатов, обеспечивает единство в работе воспитателя (примерно на два три месяца).

3. Календарный – подробное планирование педагогической деятельности на ближайшее будущее (10-12 дней).

Содержание планирования:

1. Планирование обучению на занятиях и в повседневной жизни.

2. Планирование руководства играми.

3. Планирование руководства трудовой деятельностью.

4. Планирование праздников и развлечений (не менее двух-трех раз в месяц).

5. Планирование индивидуальной работы с детьми.

6. Планирование работы с родителями.

7. Планирование работы по воспитанию культуры поведения.

8. Планирование воспитания гуманных чувств и положительных взаимоотношений.

9. Планирование оздоровительной работы.

Календарный план:

Утро:

· Воспитание культурно-гигиенических навыков;

· Индивидуальная воспитательная работа (по развитию речи, мат развития и т.д.).

· Руководство дежурных по уголку природы;

· Участие в творческих играх детей для развития создания игры или воспитания взаимоотношений детей.

Занятия (непосредственно образовательная деятельность):

Если два занятия – продумать их сочетание (математика, физкультура), обязательно программные задачи (образовательная, развивающая, воспитательная), структуру занятия (его ход) в конспекте.

Предусмотреть предварительную и последующую работу, методы и приемы, материал.

Для всех занятий – конспект.

Прогулка (дневная, вечерняя).

· Наблюдения за явлениями природы и общественной жизни;

· Труд (на вечерней – только летом);

· Подвижные игры (др виды игр);

· Индивидуальная и групповая работа по развитию движений;

· Самостоятельная деятельность детей.

Планируется материал, которым будет пользоваться воспитатель. Содержание зависит от погоды, сезона, обстоятельств текущего дня и т.д.

II половина дня:

· Игровая деятельность (творческие игры, театральные игры + подготовительная работа к ним, например, чтение художественной литературы);

· Трудовая деятельность (уборка уголков, починка книг, изготовление игрушек и др.)

В младшей группе – эпизидически, в средней и старшей – 1 раз в неделю.

  • Развлечения;
  • Самостоятельная художественная деятельность;
  • Индивидуальная работа с детьми.

Планирование работы с родителями (отдельно).

Планирование формы работы и их содержание:

- родительские собрания;

- консультации;

- открытые занятия;

- выставка детских работ;

- обновление уголков для родителей и т.д.

26. ИГРА – КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ИГРЫ. КЛАССИФИКАЦИИ ДЕТСКИХ ИГР.

Игра – ведущий вид деятельности

В игре находят выражение основные потребности ребенка: - стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых; - потребность в познании окружающего мира; - потребность в активных движениях; - потребность в общении В игре зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (обучение, труд). Игра способствует психическому развитию ребенка. - развитие памяти; - развитие мышления и речи; развитие воображения.

Социальный характер игры

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания. - student2.ru

Классификация игр

• сюжетно-ролевая •   • режиссерская • театрализованная • игра со строительным материалом
1.Творческие игры:
    · подвижная игра • дидактическая игра
2. Игры с готовым содержанием и правилами:

27. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания. - student2.ru ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ.

28. ЗНАЧЕНИЕ, СВОЕОБРАЗИЕ И ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА РЕЖИССЕРСКИМИ ИГРАМИ ДЕТЕЙ.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания. - student2.ru

29. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ, УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМИ ИГРАМИ.

Театрализованные игры

По предметам
Предметные · Настольный (объемной (дымковской), плоскостной или магнитной игрушки (куклы вязвные, резные из бумаги). · Театр на ширме (петрушки, пальчиковый); · Театр на фланелеграфе; · Теневой театр; · Игры с марионетками и куклами с «живой рукой»; · Игры с большими напольными куклами (по росту ребенка голова-маска, ладоши и ботинки из поролона, обтянутые тюлью. Беспредметные · Игры-драматизации; · Инсценировки; · Игры-оперы
По способу управления
Верховые (за ширмой) напольные (на полу) Настольные
       

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания. - student2.ru

30. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГР СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ. ВИДЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫМИ ИГРАМИ ДЕ­ТЕЙ, УСЛОВИЯ ДЛЯ ИГР СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания. - student2.ru Игры со строительным материалом

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИГР

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания. - student2.ru

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания. - student2.ru

31. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ, ВИДЫ И МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ.

Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей.  
Дидактические игры

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания. - student2.ru

ВИДЫ ИГР

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания. - student2.ru

ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ИГРУШКЕ. ВИДЫ ИГРУШЕК, ТРЕБОВАНИЯ К НИМ, ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГОМ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ИГРУШКОЙ.

Игрушка

Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры, в которой обобщения форм представлены типичные свойства предмета (в том числе людей и животных), которые обеспечивают определенные действия с ними.  

Требования к игрушкам:

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания. - student2.ru

Виды игрушек (классификация):

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания. - student2.ru

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ЭТАПЫ И МЕТОДИКА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Отечественная система сенсорного воспитания опира­ется на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выгот­ским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леон­тьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др. Для раз­вития восприятия ребенок должен овладеть общест­венным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предме­тов, сенсорные эталоны.

Сенсорное воспитание – педагогическое воздействие, направленное на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятия.

В дошкольном возрасте особое значение имеет чувственное познание, которое обеспечивается сенсорными процессами (ощущение и воспитание).

Ощущение – психически познавательные процессы, обеспечивающие познание отдельных признаков свойств предметов, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Восприятие - психически познавательный процесс, обеспечивающий отражение всех признаков предмета, с которыми ребенок непосредственно соприкасается, действует.

Задачи сенсорного воспитания .

1. Формирование у детей системных перцептивных действий (обследовательских действий )

2. Формирование у детей системных сенсорных эталонов (обобщение представления о свойствах, качествах, отношениях предметов)

3. Формирование у детей умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.

Условия сенсорного воспитания.

1. Содержательная деятельность дошкольников ( помогает сосредоточить внимание детей на особенностях , свойств предметов ,помочь им освоить эти предметы.

2. Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях обучения (например, такие качества как блеск, прозрачность, гладкость, твердость, эластичность и др. дошкольники при условии стихийного овладения называют в 10% случаев, а при обучении это содержание оказывается доступным в 3 –4 раза чаще.

3. Материал для сенсорного развития ( игрушки, вода, песок, сборно-разборные игрушки, для развития мелкой моторики даются на обследование предметы, « Чудесный мешочек»

4. Исследование природы для чувственного познания.

5. Задействование в познании максимального количества органов чувств.

В группе, где я проходила практику дети находятся на …. этапе сенсорного развития.

Этапы сенсорного воспитания :

I. Привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который необходимо освоить ( можно предложить создать какой либо продукт → в деятельности проявится неумение, например подобрать по размеру, цвету ….)

II. Обучение детей перцептивным действиям - накопление представлений о сенсорных признаках.

На этом этапе происходит обучение обследованию.

III Формирование представлений об эталонах (исходным является умение группировать предметы по тому или иному качеству).

Последовательность :

- 6 мес. – 2 лет – сенсомоторные предэталоны – отображение отдельных свойств предметов, значимых для движения ребенка (величина, некоторые особенности формы, расстояние).

- до 5 лет – предметные эталоны - соответствие свойств предметов с определенными предметами ( оранжевая как морковка )

5 лет и больше – сенсорные эталоны – обобщение представления о свойствах и отношениях предметов

IV. Создание условий для самостоятельного применения детьми полученных знаний ( игры и др.).

Содержание сенсорного воспитаниявключает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содер­жание. Оно идет от народной педагогики и получило раз­витие в теоретических трудах и практике известных пе­дагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева и др.). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов ок­ружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувстви­тельности), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребенок учится правильно на­зывать свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу-сверху, близко-далеко, справа-слева).

В отечественной системе сенсорного воспитания тра­диционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентирования во времени, развития рече­вого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает пред­ставления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека).

Речевой (фонематический) слух- это способность воспринимать звуки речи, дифференциро­вать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано ов­ладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового ана­лиза слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значения и работать со словом как звуковым комплексом, т.е. формальной единицей.

Музыкальный слух- это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

Методика сенсорного воспитанияпредусматривает обу­чение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.

Обследование – специальное организованное восприятие предмета, в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью.

Этапы обследования:

1. Восприятие целостного облика.

2. Мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал).

3. Пространственное соответствие частей друг с другом.

4. Вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

5. Повторное целостное восприятие.

На практике, где я проходила практику, педагог создает условия, чтобы дошколь­ники применяли полученные знания и умения для анали­за окружающей среды. Например, старших детей вовле­кают в ремонт книг, коробок для настольно-печатных игр, при этом определяют, какую взять бумагу для под­клейки страниц, ремонта обложки, коробки (тонкую, тол­стую, прозрачную), какой длины и ширины вырезать по­лоски. Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагаются игрушки, развивающие их ощущения и вос­приятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.

Можно порекомендовать для обогащения сенсорного опыта детей использовать дидактические игры. Многие из них связаны с обследо­ванием предмета, с различением признаков, требуют сло­весного обозначения этих признаков («Чудесный мешо­чек», «Чем похожи и не похожи» и др.). В некоторых иг­рах ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красный коврик красные предметы, кладет в коробку игрушки круглой и оваль­ной формы и др.). Особая роль в сенсорном воспитании детей принадле­жит природе. Так, в лесу, парке малыши учат­ся различать окраску осенней листвы: у березы она лимон­ного цвета, у дуба - коричневого, у ивы - зеленовато-жел­того, у осины - красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опада­ющих листьев; учит определять запахи грибов, прелой зе­лени.

Таким образом, сенсорное воспитание – важнейшая задача умственного воспитания, решать которую нужно начинать в дошкольном возрасте.

Наши рекомендации