Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания.
1) Соревнование –результативный метод, т.к. соревновательность заложена в психологии человека.
Создает сильные эмоции; способно проявить совершенно неожиданные способности у ребенка , сплачивает детей, развивает дух коллективизма;
Но если организовано неверно, может вызвать стремление победить любой ценой, высокомерие, хвастовство, жадность, погоню за призами.
2) Поощрение – метод педагогической поддержки. Воспитательный механизм этого метода построен на переживании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетворения (иногда можно купить дорогой подарок и так его вручить, что у ребенка не возникнут переживания радости, а иногда авторитетный, любимый воспитатель сделает короткую похвалу с ласковой улыбкой и это унесет ребенка на седьмое небо).
3) Наказание. Многие выдающиеся психологи-гуманисты (Песталоцци, Сухомлинский, Толстой, Корчак) считали, что настоящее воспитание должно обходиться без наказаний. Это – позиция и современной педагогики.
В «Толковом словаре» Даля «наказывать» - дать наказ, т.е. совет, в некотором случае – повеление. В этом объяснении точно прослеживается его механизм: указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее, признать свою вину, направить к действиям, которые помогли бы исправить ошибку (без ошибок в жизни невозможно научиться ничему).
Но в силу традиций мы еще не можем обходиться без этого метода, так нужно хотя бы демократизировать его (не унижать человеческого достоинства).
В этом методе важна не форма, а переживания, которые вызваны у ребенка.
Метод нравственного воспитания несет в себе определенное средство воспитания– явления окружающей жизни, которое воспитатель подчиняет своему вниманию и использует в воспитании. По существу, средства воспитания – это весь окружающий мир: природа, искусство, традиции, различная деятельность, слово, книга, кино и т.д.
Рекомендации:
1. Приоритет поощрении. – как методу воспитания.
2. педагогическое требование нельзя применять сгоряча или из простого желания добиться немедленного послушания. Ребенок должен чувствовать, что требование – от силы, уверенности и знания.
3. Если используется упражнение как метод воспитания, то доступность для ребенка, соразмерность его силам.
4. Любое поручение, используемое в целях нравственного воспитания, должно иметь понятный детям социальный смысл (на пользу – кому).
5. Метод поручения, особенно длительного, требует организации первичного успеха, поэтому можно помогать ребенку, привлекать мам и пап.
6. Поручений должно быть столько, чтобы хватило на всех детей.
7. Недопустимо соревнование во внешности, в проявлении нравственных качеств (кто у нас самый добрый);
Леви В. предлагает «Семь правил наказания» (если уж без него не обойтись):
1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому;
2. Если есть сомнение: наказывать или нет – не наказывайте «на всякий случай»;
3. За один проступок – одно наказание. Если их сразу много – одно суровое наказание сразу за все;
4. Недопустимо запоздалое наказание. Уже сам факт обнаружения проступка – в большинстве случаев – достаточное наказание (даже законом учитывается срок давности преступления);
5. Ребенок не должен бояться наказания (должен бояться огорчения родителей).
6. Не унижайте ребенка (наказание не должно восприниматься как торжество сильного над слабым, как несправедливое – нет пользы).
7. Если ребенок наказан, значит он уже прощен, о прежних его проступках больше ни слова.
22. ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Исследования А.М.Виноградовой, Деминой И.С., Князевой Л.П., Пеньевской П.А. и др., посвященные проблеме воспитания гуманизма показали, что у ребенка дошкольника можно сформировать следующие нравственные качества:
- сочувствие;
- доброжелательность;
- чуткость,
- заботливое отношение к окружающему;
- правдивость;
- уважение к близким.
Предпосылки для воспитания гуманизма возникают достаточно рано, поэтому педагогам важно ориентироваться в технических средствах и методах, которые содействуют формированию гуманных начал личности.
Педагогу следует учитывать, что можно познакомить ребенка со всеми добродетелями, но это не поможет ему делать добро. Поэтому, главное в воспитании гуманных качеств – развивать в ребенке два умения: понимать другого и сопереживать (сочувствовать).
Современные исследования позволили установить, что особенности гуманного поведения во многом зависят от влияния социальной среды и от повседневной жизни.
В идеале необходимо, чтобы социальная среда отвлекала ребенка от жестоких наклонностей, не содействовала проявлению низких чувств (жестокости, злости, хитрости), а наоборот, способствовала проявлению высших чувств (сердечности, деликатности, чуткости).
На современном этапе разработана модель воспитания гуманных качеств личности дошкольника, в которой выделяются три направления: формирование заботливого отношения к людям, к природе, к самому себе.
23. ВОСПИТАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Гражданское воспитание – это воспитание конкретных гражданских качеств: любви к семье, родному дому, природе, разным местам, уважение национальных традиций, уважение к людям разных национальностей, любви к Родине.
Современная гуманистическая педагогика проводит идею воспитания у детей планетарного сознания, т.е. воспитания в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства.
Сегодня идет процесс сближения с другими странами мира, но одновременно, именно в последнее десятилетие усилились межнациональные противостояния, конфликты (даже военные) между людьми разных национальностей, стремление к национальной обособленности и самоопределению. И это не может не отражаться на воспитании, следовательно, нужно найти пути разрешения противоречий между планетарным и национальным воспитанием. Т.е. любой житель должен иметь свои корни, свою Родину, свою Землю, свою культуру, благодаря чему он ощущает свою самобытность и непохожесть на других. Но он не должен с годами потерять ощущение принадлежности к миру, к планете Земля.
Указанные две линии, если они раскрываются в единстве, способствуют гармоничности в социализации личности ребенка, заключают основу для формирования «комплекса гражданственность», в который входят любовь и привязанность к своей Родине, народу, планете, жителям Земли. Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма – т.е. чувство любви к Родине, к Отечеству. Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые любят свою Родину, умеют наряду с критикой подмечать привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательной работы. Следовательно, воспитателю следует задуматься над своим чувством любви к Родине.
24. СВОЕОБРАЗИЕ ПОНЯТИЯ «ДЕТСКИЕ КОЛЛЕКТИВ». ВОСПИТАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРУЖБЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
В детском саду ребенок находится в обществе сверстников, которые требуют от него проявления определенных качеств: уважение доброжелательность, уступчивость, взаимопонимание.
В педагогической литературе такие качества принято называть коллективистские качества или коллективизм.
В ряде исследований (Нечаева, Маркова, Буре и др.) показали, что понятие коллектив в дошкольном возрасте отличается своеобразием. Ф дошкольном детстве начинают формироваться некоторые черты коллективизма, поэтому исследователи говорят о формировании начал коллективистских качеств или о воспитании коллективных взаимоотношений, характер которых во многом зависит от взрослых, так как в любом детском коллективе непременно присутствует взрослый, который способствует формированию положительных взаимоотношений и развитию каждой личности. поэтому говорят, что понятие «детский коллектив» условно применительно к дошкольникам.
Педагогические условия формирования коллективизма:
1) Совместный образ жизни детей.
2) Коллективная деятельность детей (совместная).
3) Работа с детьми педагога, заинтересованного в воспитании тех качеств личности, которые помогут войти ребенку в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность).
Следовательно, воспитание коллективизма предусматривает своевременное формирование комплекса конкретных нравственных черт личности.
Педагогические условия воспитания коллективизма:
1) Воспитатель должен побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже незначительное стремление к общению.
2) Воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети приобретали опыт общения на основе доброжелательности.
3) 3) нужно учит детей способам проявления чуткости к окружающим.
4) Нужно побуждать сопереживать сверстникам.
5) Содействовать проявлению в поведении детей заботы о близких и сверстниках.
6) Предлагать детям такую деятельность, чтобы дети почувствовали себя участниками общего дела.
7) Нужно поощрять проявления дружбы и взаимопомощи.
8) Воспитателю нужно помогать детям ладить друг с другом, используя свои знания особенностей характера детей.
Таким образом, в профессиональной деятельности воспитателя возможно применение ряда способов, воспитывающих коллективизм: побуждение, забота о ребенке, помощь, поощрение, научение и т.д.
Особое внимание при воспитании коллективизма уделяется организации общих дел в группе. Исследователи называют различные виды совместной деятельности (игра, труд, коллективные занятия), которые упражняют детей в ряде важных умений: умения выполнять нормы поведения, умения договариваться, оказывать помощь друг другу и др. но ведущая рол отводится игре. Именно в совместной игре дети очень рано проявляют самостоятельность, стремление настоять на собственных желаниях и др. совместная игра невозможна без проявления фантазий, следовательно, в совместных играх от ребенка требуется проявление качеств общительности, отзывчивости, доброжелательности, взаимовыручки, взаимопомощи.
25. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ. СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ, ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.
Планирование– стержень педагогического процесса, это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, конкретных задач, содержания используемых средств, форм и методов работы.
Планирование организует педагогический процесс как единое целое и обеспечивает движение и развитие педагогического процесса во времени. Составить план – значит увидеть ход педагогического процесса во всем его многообразии.
Принципы планирования (требования):
1. Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-образовательного процесса.
2. Взаимосвязь процесса воспитания и обучения.
3. Соответствие плана воспитателя программе воспитания и обучения детей (учет степени выполнения требований).
4. Соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей (но некоторое опережение – опора на ЗБР).
5. Реальность плана (разумная насыщенность разнообразными делами, время воспитателя).
6. Систематичность и последовательность (т.е. постепенность в усложнении содержания, форм организации детской деятельности, методов воспитания и обучения, а также установление связи между отдельными видами и формами работы.
7. Разумное сочетание слов, наглядных и практических методов обучения детей.
8. Согласованность плана воспитателя с планом работы всего ДУ (годовым планом).
Например, приоритетное направление в годовом плане – художественно-эстетическое развитие, следовательно, воспитатель планирует: научить детей видеть прекрасное в природе, познакомить с разными способами аппликации, развить способность видеть прекрасное в картинах, подбирает определенный материал и т.д.
При планировании следует учитывать:
1. Режимные процессы и их длительность.
2. медико-гигиенические требования к организации жизни детей в детском саду
3. Изменение работоспособности в течение недели, дня.
4. Климатические условия регионные особенности (подстраховка прогулки).
5. Контингент детей и их индивидуальные особенности.
6. Текущие общественные события (например, юбилей детского сада).
7. В план должны включаться эмоциональные моменты, создающие радостное настроение, снимающие усталость детей, побуждающие их к новой активной деятельности.
Виды планов:
1. Годовой (составляется заведующей старшим воспитателем, врачом, психологом, утверждается на пед совете) – целенаправленная программа действий, доведенная до необходимой конкретности по содержанию, времени и организационным формам.
2. Перспективный - модель планирования, которая учитывает взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает систематичность и последовательность в работе, позволяет планировать на основе анализа полученных результатов, обеспечивает единство в работе воспитателя (примерно на два три месяца).
3. Календарный – подробное планирование педагогической деятельности на ближайшее будущее (10-12 дней).
Содержание планирования:
1. Планирование обучению на занятиях и в повседневной жизни.
2. Планирование руководства играми.
3. Планирование руководства трудовой деятельностью.
4. Планирование праздников и развлечений (не менее двух-трех раз в месяц).
5. Планирование индивидуальной работы с детьми.
6. Планирование работы с родителями.
7. Планирование работы по воспитанию культуры поведения.
8. Планирование воспитания гуманных чувств и положительных взаимоотношений.
9. Планирование оздоровительной работы.
Календарный план:
Утро:
· Воспитание культурно-гигиенических навыков;
· Индивидуальная воспитательная работа (по развитию речи, мат развития и т.д.).
· Руководство дежурных по уголку природы;
· Участие в творческих играх детей для развития создания игры или воспитания взаимоотношений детей.
Занятия (непосредственно образовательная деятельность):
Если два занятия – продумать их сочетание (математика, физкультура), обязательно программные задачи (образовательная, развивающая, воспитательная), структуру занятия (его ход) в конспекте.
Предусмотреть предварительную и последующую работу, методы и приемы, материал.
Для всех занятий – конспект.
Прогулка (дневная, вечерняя).
· Наблюдения за явлениями природы и общественной жизни;
· Труд (на вечерней – только летом);
· Подвижные игры (др виды игр);
· Индивидуальная и групповая работа по развитию движений;
· Самостоятельная деятельность детей.
Планируется материал, которым будет пользоваться воспитатель. Содержание зависит от погоды, сезона, обстоятельств текущего дня и т.д.
II половина дня:
· Игровая деятельность (творческие игры, театральные игры + подготовительная работа к ним, например, чтение художественной литературы);
· Трудовая деятельность (уборка уголков, починка книг, изготовление игрушек и др.)
В младшей группе – эпизидически, в средней и старшей – 1 раз в неделю.
- Развлечения;
- Самостоятельная художественная деятельность;
- Индивидуальная работа с детьми.
Планирование работы с родителями (отдельно).
Планирование формы работы и их содержание:
- родительские собрания;
- консультации;
- открытые занятия;
- выставка детских работ;
- обновление уголков для родителей и т.д.
26. ИГРА – КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ИГРЫ. КЛАССИФИКАЦИИ ДЕТСКИХ ИГР.
Игра – ведущий вид деятельности
В игре находят выражение основные потребности ребенка: - стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых; - потребность в познании окружающего мира; - потребность в активных движениях; - потребность в общении | В игре зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (обучение, труд). | Игра способствует психическому развитию ребенка. - развитие памяти; - развитие мышления и речи; развитие воображения. |
Социальный характер игры
Классификация игр
• сюжетно-ролевая • • режиссерская • театрализованная • игра со строительным материалом |
1.Творческие игры: |
· подвижная игра • дидактическая игра |
2. Игры с готовым содержанием и правилами: |
27. ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ.
28. ЗНАЧЕНИЕ, СВОЕОБРАЗИЕ И ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА РЕЖИССЕРСКИМИ ИГРАМИ ДЕТЕЙ.
29. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ, УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМИ ИГРАМИ.
Театрализованные игры
По предметам | |||
Предметные · Настольный (объемной (дымковской), плоскостной или магнитной игрушки (куклы вязвные, резные из бумаги). · Театр на ширме (петрушки, пальчиковый); · Театр на фланелеграфе; · Теневой театр; · Игры с марионетками и куклами с «живой рукой»; · Игры с большими напольными куклами (по росту ребенка голова-маска, ладоши и ботинки из поролона, обтянутые тюлью. | Беспредметные · Игры-драматизации; · Инсценировки; · Игры-оперы | ||
По способу управления | |||
Верховые (за ширмой) | напольные (на полу) | Настольные | |
УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР |
30. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГР СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ. ВИДЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫМИ ИГРАМИ ДЕТЕЙ, УСЛОВИЯ ДЛЯ ИГР СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ.
Игры со строительным материалом
УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИГР |
31. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ, ВИДЫ И МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ.
Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. |
ВИДЫ ИГР
ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ИГРУШКЕ. ВИДЫ ИГРУШЕК, ТРЕБОВАНИЯ К НИМ, ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГОМ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ИГРУШКОЙ.
Игрушка
Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры, в которой обобщения форм представлены типичные свойства предмета (в том числе людей и животных), которые обеспечивают определенные действия с ними. |
Требования к игрушкам:
Виды игрушек (классификация):
ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ЭТАПЫ И МЕТОДИКА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.
Сенсорное воспитание – педагогическое воздействие, направленное на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятия.
В дошкольном возрасте особое значение имеет чувственное познание, которое обеспечивается сенсорными процессами (ощущение и воспитание).
Ощущение – психически познавательные процессы, обеспечивающие познание отдельных признаков свойств предметов, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.
Восприятие - психически познавательный процесс, обеспечивающий отражение всех признаков предмета, с которыми ребенок непосредственно соприкасается, действует.
Задачи сенсорного воспитания .
1. Формирование у детей системных перцептивных действий (обследовательских действий )
2. Формирование у детей системных сенсорных эталонов (обобщение представления о свойствах, качествах, отношениях предметов)
3. Формирование у детей умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.
Условия сенсорного воспитания.
1. Содержательная деятельность дошкольников ( помогает сосредоточить внимание детей на особенностях , свойств предметов ,помочь им освоить эти предметы.
2. Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях обучения (например, такие качества как блеск, прозрачность, гладкость, твердость, эластичность и др. дошкольники при условии стихийного овладения называют в 10% случаев, а при обучении это содержание оказывается доступным в 3 –4 раза чаще.
3. Материал для сенсорного развития ( игрушки, вода, песок, сборно-разборные игрушки, для развития мелкой моторики даются на обследование предметы, « Чудесный мешочек»
4. Исследование природы для чувственного познания.
5. Задействование в познании максимального количества органов чувств.
В группе, где я проходила практику дети находятся на …. этапе сенсорного развития.
Этапы сенсорного воспитания :
I. Привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который необходимо освоить ( можно предложить создать какой либо продукт → в деятельности проявится неумение, например подобрать по размеру, цвету ….)
II. Обучение детей перцептивным действиям - накопление представлений о сенсорных признаках.
На этом этапе происходит обучение обследованию.
III Формирование представлений об эталонах (исходным является умение группировать предметы по тому или иному качеству).
Последовательность :
- 6 мес. – 2 лет – сенсомоторные предэталоны – отображение отдельных свойств предметов, значимых для движения ребенка (величина, некоторые особенности формы, расстояние).
- до 5 лет – предметные эталоны - соответствие свойств предметов с определенными предметами ( оранжевая как морковка )
5 лет и больше – сенсорные эталоны – обобщение представления о свойствах и отношениях предметов
IV. Создание условий для самостоятельного применения детьми полученных знаний ( игры и др.).
Содержание сенсорного воспитаниявключает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева и др.). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребенок учится правильно называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу-сверху, близко-далеко, справа-слева).
В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентирования во времени, развития речевого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека).
Речевой (фонематический) слух- это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значения и работать со словом как звуковым комплексом, т.е. формальной единицей.
Музыкальный слух- это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.
Методика сенсорного воспитанияпредусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.
Обследование – специальное организованное восприятие предмета, в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью.
Этапы обследования:
1. Восприятие целостного облика.
2. Мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал).
3. Пространственное соответствие частей друг с другом.
4. Вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
5. Повторное целостное восприятие.
На практике, где я проходила практику, педагог создает условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Например, старших детей вовлекают в ремонт книг, коробок для настольно-печатных игр, при этом определяют, какую взять бумагу для подклейки страниц, ремонта обложки, коробки (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины и ширины вырезать полоски. Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагаются игрушки, развивающие их ощущения и восприятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.
Можно порекомендовать для обогащения сенсорного опыта детей использовать дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и др.). В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красный коврик красные предметы, кладет в коробку игрушки круглой и овальной формы и др.). Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Так, в лесу, парке малыши учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба - коричневого, у ивы - зеленовато-желтого, у осины - красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, прелой зелени.
Таким образом, сенсорное воспитание – важнейшая задача умственного воспитания, решать которую нужно начинать в дошкольном возрасте.