Формирование культурно-гигиенических навыков.

Режимный процесс 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Умывание Самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, насухо вытираются после умывания, вешают полотенце на место, моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом Сформирована привычка быстро и пра­вильно умываться, пользоваться только индивидуальным полотенцем
Прием пищи Правильно пользу­ются ложкой, вил­кой, салфеткой, не крошат хлеб, не проливают пищу, пережевывают с закрытым ртом Совершенствуются навыки аккуратной еды: пишу брать по­немногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно. Правиль­но пользуются ложкой, вилкой, ножом, полощут рот после еды. Правильно пользу­ются вилкой, лож­кой, ножом, едят аккуратно, бесшум­но, сохраняя пра­вильную осанку за столом. Выходя из-за стола, тихо за­двигают стул, бла­годарят взрослых Закрепляются навы­ки культурного по­ведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевы­вать пишу, пра­вильно пользовать­ся ножом, вилкой, салфеткой
Одевание и раздевание Совершенствуется умение самостоятельно одеваться ираздеваться. Аккуратно складывают и вешают одежду, с помощью взрослого приводят ее в порядок - чистят, просушивают. Развивается стремле­ние быть всегда аккуратным, опрятным, следить за своим внешним видом   Закрепляется уме­ние самостоятельно одеваться и разде­ваться, правильно и аккуратно склады­вать в шкаф одежду, ставить на место обувь, ухаживать за ней, мыть, проти­рать, чистить. Заме­чают и самостоя­тельно устраняют непорядок в своем внешнем виде, веж­ливо говорят това­рищу о неполадках в его костюме, обу­ви, помогают устра­нить их, бережно относятся к одежде Быстро одеваются и раздеваются, веша­ют одежду в опре­деленном порядке и месте, следят за чи­стотой одежды, обуви. Формируется потребность следить за своим внешним видом.

Для повышения уровня развития КГН воспитателю необходимо:

1.Обеспечить полную согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

2.У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению.

3.Большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид воспитателя и родителей, их поведение должны служить образцом для детей.

4.В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей.

5.В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка (одобрение, поощрение, похвала).

6.Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом» и ?. п.).

7.Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает их внимание на иллюстрации из детских книг, подбирает картины: «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. п.

8.В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям.

14. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.

Важнейшим условием правильного развития детей яв­ляется четкий, соответствующий возрасту и индивиду­альным особенностям режим дня. Большинство педаго­гов, физиологов, медиков (Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина, И.А.Аршавский, Н.М.Фонарев и другие) опреде­ляют режим как основу жизни маленького ребенка. Режим- это рациональное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ре­бенка (сон, прием пищи, бодрствование), а также смена видов деятельности.

Бодрствование - это деятельное состояние коры голов­ного мозга, которое поддерживается раздражителями из внешнего мира (И.П.Павлов).

Сон - это также активный процесс, поскольку многие нервные клетки во время сна находятся в активном со­стоянии. Но деятельность органов чувств в это время за­торможена. Если ребенка укладывать спать, кормить, организовы­вать бодрствование в одно и то же время, то у него фор­мируется система условных рефлексов на время приема пищи, укладывания на сон, активной деятельности.

Эта система условных рефлексов на время, которую И.П.Павлов назвал динамическим стереотипом, и состав­ляет физиологическую основу режима. Сложившийся ди­намический стереотип заранее подготавливает организм к приему пищи в определенное время, сну, активной деятель­ности и тем самым экономит нервную энергию ребенка. При составлении режима за основу берется предел рабо­тоспособности нервной системы ребенка, который меняется на протяжении раннего возраста многократно. Предел работоспособности нервной системы в разные возрастные периоды и определяет длительность бодрствования, коли­чество дневного и ночного сна.

В условиях семьи и детского учреждения при составле­нии режима дня должны учитываться следующие моменты:

1. Возраст ребенка.

2. Здоровье и уровень физического и психического раз­вития. (Дети ослабленные живут на режиме более млад­ших детей.)

3. Сезонные изменения.

Показатели правильно составленного режима:

1. Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т.д.).

2. Уровень деятельности малыша соответствует возрасту.

3. Ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому.

4. У ребенка хороший аппетит, глубокий сон.

5. Малыш принимает активное участие во всех режим­ных процессах и положительно к ним относится.

Ведущими педагогами (Н.М.Аксариной, Г.М.Ляминой, М.Ю.Кистяковской и др.) были сформулированы основ­ные методические правила проведения режимных процес­сов. Какие же это правила?

1. Все режимные процессы должны быть направлены на своевременное и полное удовлетворение органических по­требностей организма ребенка. Внимание взрослых сосре­доточивается на воспитании положительного отношения ребенка ко всем режимным процессам (к приему пищи, гигиеническим процедурам, занятиям, движениям, к укла­дыванию на сон и т.д.). Для этого требования взрослого должны всегда совпадать с потребностями ребенка. Взрос­лый предлагает ребенку принимать пищу тогда, когда ма­лыш голоден, предлагает спать, когда он устал, и т.д.

2. Интерес к режимному процессу у ребенка увеличива­ется, если он принимает посильное активное участие в нем. Например, в 10-11 месяцев держит ложку и пытается за­черпнуть пищу во время еды, в 2 года ест самостоятельно; в 1-6 месяцев стягивает с себя носки, шапку и т.п. В 2-3 года пытается самостоятельно раздеться, одеться и т.п.

Активно участвуя в режимных процессах, малыш мо­жет ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта, знаний малы­ша. Очень важно, чтобы взрослый не заострял внимание детей на неправильных поступках, а учил, как надо сде­лать правильно. Например, во время кормления воспита­тель заметил, что ребенок берет пищу из тарелки не лож­кой, а рукой. Он подходит к ребенку и тихо говорит:

«Миша, возьми ложку и кушай. Вот, какой ты молодец, правильно держишь ложку».

3. Все режимные процессы должны использоваться взрос­лыми для воспитания ребенка.

Жизнь ребенка проходит в постоянном чередовании сна, бодрствования, кормления. Важно все это использо­вать для развития малыша. С этой целью необходимо об­говаривать все действия взрослого и ребенка, называть свойства предметов, явлений. Формировать нужные при­вычки и навыки поведения. Например, во время кормле­ния взрослый не только формирует у ребенка правила поведения, но и обогащает словарь названием блюд, их качеств (кисель сладкий, молоко теплое - горячее и т.д.).

4. Организация режима в детском учреждении предпо­лагает постепенное вовлечение детей в тот или иной ре­жимный процесс (принцип постепенности). Например, при организации кормления воспитатель предлагает 2-3 детям убрать игрушки и вымыть руки, после чего дети садятся за стол и им тут же подают пищу, а в это время другие 2-3 де­тей моют руки и садятся за стол и т.д.

5. Перед каждым режимным процессом воспитатель да­ет установку. Например: «Скоро будем обедать. Сережа, Маша, уберите игрушки на место и пойдем мыть руки». Установка должна даваться за несколько минут до начала режимного процесса, с тем чтобы дети могли переклю­читься на новый вид деятельности.

Организуя режимные процессы, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Например, при орга­низации сна в первую очередь уложить ослабленных де­тей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при за­сыпании следует укладывать в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т.д.).

При кормлении в первую очередь необходимо посадить за стол детей с повышенной пищевой возбудимостью. Де­тей с плохим аппетитом лучше сажать за стол с детьми, активно принимающими пищу.

Для того чтобы правильно организовать режим в усло­виях дошкольного учреждения, необходимо четко распре­делить обязанности между воспитателем и помощником воспитателя группы.

Воспитатель выполняет режим дня группы, учитывая состояния отдельных детей, своевременно сообщает старшему воспитателю, медицинскому работнику детского сада о необходимости изменения режима отдельных детей и группы в целом.

Осуществляет гигиенический уход, оздоровительные мероприятия (умывание, закаливающие процедуры).

Проводит кормление, прогулку, укладывание спать, сле­дит за сном и пробуждением, обеспечивает полное удовле­творение потребностей ребенка, хорошее его самочувствие и своевременное формирование навыков, умений. Органи­зует самостоятельную деятельность детей, проводит заня­тия, как индивидуальные, так и подгрупповые; обеспечива­ет активное поведение, своевременное развитие и воспита­ние положительных форм поведения детей.

Помощник воспитателяработает в группе под непо­средственным руководством воспитателя, помогает во всей работе с детьми при кормлении, укладывании на сон, подъ­еме со сна, туалете, на прогулке и при возвращении с нее, а также при проведении игр и занятий; отвечает за чистоту помещения, проводит уборку группы, проветривание и т.п.; выполняет всю техническую работу, необходимую для ор­ганизации всех режимных процессов.

Итак, при организации режимных процессов ведущая роль принадлежит взрослому. Он создает условия, дейст­вует совместно с ребенком, подсказывает, показывает, как правильно сделать, поощряет, подбадривает его. Именно от взрослых (воспитателей, родителей) зависит, как будет раз­виваться ребенок, какое у него будет поведение, будет ли он организованным, самостоятельным, активным или наоборот.

15. РЕЖИМ ДНЯ В ДОУ. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ РЕЖИМА ДНЯ. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ.

Режим является важнейшим условием успешного физического воспитания. Под РЕЖИМОМ в воспитании понимается научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ.

Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение.

В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима (питания, сна, игр, занятий, прогулок) у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому. Так, в привычные часы приема пищи ребенок испытывает чувство голода, у него появляется аппетит, благодаря чему пища лучше переваривается и быстрее усваивается; ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают. Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребенка и на протекание всех физиологических процессов в организме.

Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.

Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности.

Точное выполнение режима воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.

Таким образом, режимные требования, установленные в соответствии с задачами воспитания и возрастными особенностями дошкольников, способствуют воспитанию здоровых, бодрых, деятельных и дисциплинированных детей и позволяют успешно решать задачи всестороннего развития и подготовки их к школе.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ ДНЯ

Требования к режиму дня определяются психофизиологическими особенностями возраста, задачами воспитания, окружающими условиями.

Основное требование к режиму — учет возрастных особенностей детей.В младших группах больше времени отводится на сон, одевание, раздевание, умывание и т. д. В старших группах в связи с возросшей самостоятельностью детей на бытовые процессы требуется значительно меньше времени и соответственно больше уделяется на игры и другие виды деятельности.

В процессе выполнения режима необходимо учитывать состояние здоровья детей, уровень их психического развития. Детям ослабленным или перенесшим заболевание увеличивается время на сон, пребывание на воздухе; вносятся необходимые изменения и в содержание воспитательно-образовательной работы.

Следующее требование — постоянство режима: вовремя есть, заниматься, играть, спать. Оно способствует выработке у детей устойчивого динамического стереотипа, приучает к порядку, дисциплинированности. Нарушения режима отрицательно сказываются на здоровье детей и их Поведении: они перевозбуждаются, начинают капризничать, между ними могут возникнуть ссоры.

При составлении режима учитывается время года. Так, в летний период увеличивается время для пребывания детей на свежем воздухе, их поднимают утром раньше, а вечером укладывают спать позже.

Необходимо учитывать также длительность пребывания детей в детском саду. В садах с 12—24-часовым пребыванием во второй половине больше времени отводится на игры, на прогулку.

Режим дня должен учитывать и время работы родителей.

Например, ведомственные детские сады начинают работу с учетом начала трудового дня на предприятиях, соответственно несколько передвигаются часы питания и занятий детей. Однако продолжительность времени, отведенного на игры, занятия, прогулки, и последовательность проведения всех режимных процессов при этом не меняются.

ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА В ДОУ

Режим детского сада предусматривает различные виды детской деятельности: бытовую, игровую, учебную и трудовую. Место, занимаемое той или иной деятельностью, и время, отведенное для нее в режиме, определяется возрастом детей. Так, в младших группах значительное время отводится на бытовые процессы. Затем оно сокращается, а увеличивается время на другие виды деятельности (игра, труд, занятия).

Игре как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между занятиями, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке. Воспитатель должен создать детям условия для всех видов игр.

Во всех группах предусмотрено время для занятий; длительность их постепенно увеличивается. Специальное время отводится и для трудовой деятельности детей (уход за растениями и животными в утренние часы, занятия по труду, работа на участке и т. д.). От группы к группе она несколько возрастает, однако всегда занимает в режиме дня значительно меньшее место, чем игра и обучение.

Режим жизни детей круглосуточных групп имеет свою специфику. Так, например, занятия в этих группах могут начинаться на 20—30 мин. раньше, удлиняется утренняя прогулка и т. д.

Примерный режим дня детей дошкольного возраста:

Ø Подъем, утренний туалет

Ø Прием, утренняя гимнастика

Ø Завтрак

Ø Занятия

Ø Прогулка

Ø Обед

Ø Сон

Ø Полдник

Ø Прогулка

Ø Ужин

Ø Уход домой

Ø Прогулка

Ø Спокойные игры, гигиенические процедуры

Ø Ночной сон

Каждый режимный процесс имеет свое значение, место и время (привести примеры организации утреннего приема, прогулки, приема пищи, укладывания на сон).

16. СВОЕОБРАЗИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ВИДЫ, ФОРМЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА.

На современном этапе проблеме трудового воспитания уделяется мало внимания. В новых педагогических программах воспитания дошкольников этот раздел отсутствует. На страницах профессиональных журналов также редко встречаются статьи по проблеме трудового воспитания. Данная тенденция не только неправомерна, но и таит в себе опасность, связанную с задержкой в развитии личности ребенка.

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Отличие труда ребенка от труда взрослого.

· Ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей.

· Труд детей носит воспитывающий характер. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми.

· Близость труда детей к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру.

· В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным.

· Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер.

· Несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого.

· Раньше трудовое воспитание было направлено на успешное освоение детьми трудового опыта, включающего ЗУН трудовой деятельности.

· Современная концепция трудового воспитания гласит о том, что главная цель трудового воспитания – формирование у детей нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда (то есть нравственное воспитание через трудовую деятельность). Сегодня говорят о нравственно-трудовом воспитании, о формировании предпосылок трудовой деятельности.

Наши рекомендации