Поведение взрослого — образец для подражания.
Характеристика правил воспитания:
1. Принцип единства в оздоровительной и воспитательной работе.Это правило основывается на такой закономерности, как тесная взаимозависимость физического и психического развития. Ребенок не может быть здоровым при отсутствии или недостатке влияний, организующих его нервно-психическую деятельность. У недостаточно развитых в нервно-психическом и эмоциональном отношении, малоподвижных, вялых детей часто отмечаются физическое недоразвитие и склонность к заболеваниям.
В настоящее время разработаны критерии оценки здоровья детей раннего возраста, среди которых есть показатели и нервно-психического развития. Если ребенок имеет какие-либо отклонения в психическом развитии, он не может быть зачислен в первую группу здоровья.
Правильное воспитание малышей может быть осуществлено лишь при условии выполнения всех гигиенических, оздоровительных и воспитательных мероприятий, которые должны быть объединены в систему. Для получения положительного эффекта оздоровительных процедур необходимо обеспечить бодрое настроение детей, их активную деятельность и хороший контакт со взрослыми. И наоборот, все специальные педагогические мероприятия должны соответствовать состоянию здоровья и физическому развитию малышей.
2. Требование единства подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих его людей.Это правило вытекает из особенностей высшей нервной деятельности детей: для образования условного рефлекса и возникающей на его основе привычки необходимо многократно повторять воздействие раздражителей в одних и тех же условиях. Поэтому для выработки у ребенка той или иной привычки или правила поведения необходимы полная согласованность и единство воспитательных приемов. Это достигается путем обсуждения педагогических вопросов на родительских собраниях и педсоветах:
3. Индивидуальное обращение к детям. Обычно ребенок быстрее реагирует на речь, адресованную к нему одному. Индивидуальным обращением легче вызвать сосредоточение малыша, привлечь его внимание. Поэтому «беседовать» с каждым ребенком надо как можно чаще.
4. Учет возрастных особенностей и возможностей детей.На необходимость соблюдения этого правила указывали К- Д. Ушинский, Н. К. Крупская. Оно возможно лишь при условии глубокого знания индивидуальных особенностей развития и поведения детей. Одинаково вредны как недооценка, так и переоценка их возможностей. Несоответствие педагогических мероприятий возможностям детей не стимулирует их развитие, а скорее, наоборот, тормозит.
5. Воспитание положительного отношения к предложениям и поручениям взрослых. Вред частых запретов, длительных пассивных ожиданий.В раннем детстве формируются первые представления о таких понятиях, как «можно», «нельзя», «надо». Если слова «нельзя» с запрещающей, а «можно» с разрешающей интонацией произносятся при общении с ребенком, то уже в возрасте 10—12 месяцев малыш начинает понимать значение этих слов и соответственно реагировать на них.
Маленьким детям трудно находиться длительное время в бездеятельном состоянии: они обычно не подчиняются требованию «тихо сидеть», пока не раздадут питание, пока не выполнят физкультурные упражнения остальные сверстники и т.д. Всякие формы ожиданий непосильны детям раннего возраста из-за несформированности процесса торможения. По этой же причине не следует прибегать к частым запрещениям: если их много, дети обычно не реагируют. В окружающей обстановке должно быть больше разрешаемого, чем запрещаемого. Однако ограниченное число запретов должно иметь место и постоянно повторяться (нельзя брать предметы со стола воспитателя, нельзя трогать горячий чайник, брать в руки нож и т. д.).
Понимание слова «нельзя», спокойное выполнение требований взрослого формируют положительное поведение детей.
6. Своевременное формирование навыков самостоятельности и их усложнение. Это одно из важных требований педагогики раннего возраста.
Стремление к самостоятельности — закономерность развития формирующейся личности. Если не учитывать этого, то у ребенка постепенно могут закрепиться негативизм, упрямство, капризы. Часто взрослые выполняют за ребенка то, что легко может выполнить он сам. В этом случае потребность в самостоятельных действиях у малыша угасает. Важно, чтобы попытка самостоятельно выполнить действие завершилась успехом. Результативные действия укрепляют уверенность в своих силах и стимулируют самостоятельность.
При обсуждении этого вопроса студенты опираются на примеры из педагогической литературы и личные наблюдения за проявлением самостоятельности детьми раннего возраста. Они должны уметь правильно обосновать положительные педагогические
приемы, дать соответствующую критику отрицательным методам и приемам воспитания.
7. Психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого. Правило вытекает из недостаточной сформированности и подвижности нервных процессов малышей. Маленьким детям нужно время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой. Отрицательнее поведение часто возникает тогда, когда ребенок сосредоточен на какой-либо деятельности, а его молча берут за руку и ведут умываться, одеваться, заниматься.
Установку на переключение с одного вида деятельности на другой помогают создать спокойные слова воспитателя, индивидуально обращенные к ребенку: «Оля, Сережа, Таня, собирайте игрушки: будем заниматься», «Таня, пойдем мыть руки» и др. Своим обращением взрослый настраивает детей на предстоящую деятельность, создает определенную готовность подчиниться его требованиям. Это положительно влияет на воспитание поведения.
8. Поведение взрослого-—образец для подражания. Особенность детей раннего возраста — подражательность, впечатлительность. Эти свойства высоко ценила Н. К. Крупская. Благодаря способности подражать дети овладевают речью, способами действий с предметами, осваивают правила поведения. Поэтому взрослые не должны допускать в их присутствии поступки и слова, закрепление которых у детей нежелательно.
Соблюдение перечисленных выше правил воспитания помогает формированию нравственных сторон личности. Какие качества будут сформированы в раннем детстве, во многом зависит от окружающих ребенка взрослых.
9. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Раннее детство – это период от рождения до 3 лет.
Раннее детство характеризуется интенсивностью физического и психического развития. За первый год жизни ребенок утраивает свой вес, вырастает в среднем на 25 см. В последующие 2 года темпы увеличения массы тела и роста несколько сокращаются, но по сравнению со следующими периодами жизни продолжают оставаться достаточно высокими. Уже в первые годы дети осваивают простейшие правила поведения; у них формируются вкусы, привычки, привязанности.
Другая особенность возраста — повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем.Дети быстро утомляются, трудно переключаются с одной деятельности на другую, отличаются повышенной возбудимостью.
Взаимосвязь физического и психического развития —Ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему: снижается восприимчивость к впечатлениям, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения, речевые и двигательные навыки.
Повышенная сенсомоторная потребность– это потребность во внешних впечатлениях (зрительных, слуховых, тактильных) и в движении, проявляется уже в первые 3 месяца жизни. Недостаток движений (гиподинамия), бедность и однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в психическом развитии.
На основе сенсомоторной потребности формируется потребность в общении со взрослыми. Инициативное обращение к взрослому посредством доступных средств (улыбка, эмоции, звуки, движения) возникает у ребенка к концу первого и ярко проявляется во втором полугодии жизни. Это важно для их психического здоровья, овладения речью, предметной и игровой деятельностью, для формирования активного поведения.
Особенности высшей нервной деятельности.
1. Относительно медленное нарастание работоспособности нервных клеток коры головного мозга.
Работоспособность нервных клеток увеличивается постепенно, что отражается на длительности отрезков бодрствования в разные -возрастные периоды жизни: 40 мин — на первом месяце; 1,5 ч — к 3 месяцам; 2 ч — к 6 — 7 месяцам; 3—3,5 ч — к 1 году и т. д.