Поведение взрослого — образец для подражания.

Характеристика правил воспитания:

1. Принцип единства в оздоровительной и воспитатель­ной работе.Это правило основывается на такой законо­мерности, как тесная взаимозависимость физического и психического развития. Ребенок не может быть здоровым при отсутствии или недостатке влияний, организующих его нервно-психическую деятельность. У недостаточно раз­витых в нервно-психическом и эмоциональном отношении, малоподвижных, вялых детей часто отмечаются физичес­кое недоразвитие и склонность к заболеваниям.

В настоящее время разработаны критерии оценки здо­ровья детей раннего возраста, среди которых есть пока­затели и нервно-психического развития. Если ребенок имеет какие-либо отклонения в психическом развитии, он не может быть зачислен в первую группу здоровья.

Правильное воспитание малышей может быть осущест­влено лишь при условии выполнения всех гигиенических, оздоровительных и воспитательных мероприятий, которые должны быть объединены в систему. Для получения по­ложительного эффекта оздоровительных процедур необхо­димо обеспечить бодрое настроение детей, их активную деятельность и хороший контакт со взрослыми. И наобо­рот, все специальные педагогические мероприятия должны соответствовать состоянию здоровья и физическому раз­витию малышей.

2. Требование единства подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих его людей.Это правило вытекает из особенностей высшей нервной деятельности детей: для образования условного рефлекса и возникаю­щей на его основе привычки необходимо многократно по­вторять воздействие раздражителей в одних и тех же ус­ловиях. Поэтому для выработки у ребенка той или иной привычки или правила поведения необходимы полная со­гласованность и единство воспитательных приемов. Это достигается путем обсуждения педагогических вопросов на родительских собраниях и педсоветах:

3. Индивидуальное обращение к детям. Обычно ребенок быстрее реагирует на речь, адресованную к нему одному. Индивидуальным обращением легче вызвать сосредоточе­ние малыша, привлечь его внимание. Поэтому «беседо­вать» с каждым ребенком надо как можно чаще.

4. Учет возрастных особенностей и возможностей детей.На необходимость соблюдения этого правила указывали К- Д. Ушинский, Н. К. Крупская. Оно возможно лишь при условии глубокого знания индивидуальных особенно­стей развития и поведения детей. Одинаково вредны как недооценка, так и переоценка их возможностей. Несоот­ветствие педагогических мероприятий возможностям де­тей не стимулирует их развитие, а скорее, наоборот, тор­мозит.

5. Воспитание положительного отношения к предложени­ям и поручениям взрослых. Вред частых запретов, дли­тельных пассивных ожиданий.В раннем детстве формиру­ются первые представления о таких понятиях, как «мож­но», «нельзя», «надо». Если слова «нельзя» с запрещаю­щей, а «можно» с разрешающей интонацией произносят­ся при общении с ребенком, то уже в возрасте 10—12 ме­сяцев малыш начинает понимать значение этих слов и соответственно реагировать на них.

Маленьким детям трудно находиться длительное вре­мя в бездеятельном состоянии: они обычно не подчиняют­ся требованию «тихо сидеть», пока не раздадут питание, пока не выполнят физкультурные упражнения остальные сверстники и т.д. Всякие формы ожиданий непосильны детям раннего возраста из-за несформированности про­цесса торможения. По этой же причине не следует при­бегать к частым запрещениям: если их много, дети обыч­но не реагируют. В окружающей обстановке должно быть больше разрешаемого, чем запрещаемого. Однако ограни­ченное число запретов должно иметь место и постоянно повторяться (нельзя брать предметы со стола воспитате­ля, нельзя трогать горячий чайник, брать в руки нож и т. д.).

Понимание слова «нельзя», спокойное выполнение тре­бований взрослого формируют положительное поведение детей.

6. Своевременное формирование навыков самостоятель­ности и их усложнение. Это одно из важных требований педагогики раннего возраста.

Стремление к самостоятельности — закономерность развития формирующейся личности. Если не учитывать этого, то у ребенка постепенно могут закрепиться негати­визм, упрямство, капризы. Часто взрослые выполняют за ребенка то, что легко может выполнить он сам. В этом слу­чае потребность в самостоятельных действиях у малыша угасает. Важно, чтобы попытка самостоятельно выполнить действие завершилась успехом. Результативные действия укрепляют уверенность в своих силах и стимулируют самостоятельность.

При обсуждении этого вопроса студенты опира­ются на примеры из педагогической литературы и личные наблюдения за проявлением самостоятельно­сти детьми раннего возраста. Они должны уметь правильно обосновать положительные педагогические

приемы, дать соответствующую критику отрицательным методам и приемам воспитания.

7. Психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого. Правило вытекает из недостаточ­ной сформированности и подвижности нервных процессов малышей. Маленьким детям нужно время, чтобы переклю­читься с одного вида деятельности на другой. Отрицатель­нее поведение часто возникает тогда, когда ребенок со­средоточен на какой-либо деятельности, а его молча бе­рут за руку и ведут умываться, одеваться, заниматься.

Установку на переключение с одного вида деятельнос­ти на другой помогают создать спокойные слова воспита­теля, индивидуально обращенные к ребенку: «Оля, Сережа, Таня, собирайте игрушки: будем заниматься», «Таня, пойдем мыть руки» и др. Своим обращением взрослый на­страивает детей на предстоящую деятельность, создает определенную готовность подчиниться его требованиям. Это положительно влияет на воспитание поведения.

8. Поведение взрослого-—образец для подражания. Осо­бенность детей раннего возраста — подражательность, впе­чатлительность. Эти свойства высоко ценила Н. К. Круп­ская. Благодаря способности подражать дети овладе­вают речью, способами действий с предметами, осваи­вают правила поведения. Поэтому взрослые не должны допускать в их присутствии поступки и слова, закрепле­ние которых у детей нежелательно.

Соблюдение перечисленных выше правил воспитания помогает формированию нравственных сторон личности. Какие качества будут сформированы в раннем детстве, во многом зависит от окружающих ребенка взрослых.

9. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Раннее детство – это период от рождения до 3 лет.

Раннее детство характеризуется интенсивностью физи­ческого и психического развития. За первый год жизни ребенок утраивает свой вес, вырастает в среднем на 25 см. В последующие 2 года темпы увеличения массы те­ла и роста несколько сокращаются, но по сравнению со следующими периодами жизни продолжают оставаться достаточно высокими. Уже в первые го­ды дети осваивают простейшие правила поведения; у них формируются вкусы, привычки, привязанности.

Другая особенность возраста — повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем.Дети быст­ро утомляются, трудно переключаются с одной деятель­ности на другую, отличаются повышенной возбудимостью.

Взаимосвязь физического и психического развития —Ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему: сни­жается восприимчивость к впечатлениям, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения, речевые и двигательные навыки.

Повышенная сенсомоторная потребность– это потребность во внешних впечатлениях (зрительных, слуховых, тактильных) и в движении, проявляется уже в первые 3 месяца жизни. Недостаток движений (гиподинамия), бедность и однооб­разие впечатлений от окружающего ведут к резкому от­ставанию в психическом развитии.

На основе сенсомоторной потребности формируется потребность в общении со взрослыми. Инициатив­ное обращение к взрослому посредством доступных средств (улыбка, эмоции, звуки, движения) возникает у ребенка к концу первого и ярко проявляется во втором полугодии жизни. Это важно для их психического здоровья, овла­дения речью, предметной и игровой деятельностью, для формирования активного поведения.

Особенности выс­шей нервной деятельности.

1. Относительно медленное нарастание работоспособнос­ти нервных клеток коры головного мозга.

Работоспособность нервных клеток увеличивается по­степенно, что отражается на длительности отрезков бодрст­вования в разные -возрастные периоды жизни: 40 мин — на первом месяце; 1,5 ч — к 3 месяцам; 2 ч — к 6 — 7 ме­сяцам; 3—3,5 ч — к 1 году и т. д.

Наши рекомендации