К.Д.Ушинский о нравственном воспитании
К.Д.Ушинский считал ,что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно ,гармонически развит. Воспитание он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности.
Нравственное воспитание, по мнению Ушинского , должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость ,трудолюбие ,дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства , сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребёнка твердый характер и волю ,стойкость ,чувство долга.
Любовь к родине , писал Ушинский , - это наиболее сильное чувство человека , которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в другом человеке последним.
Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям , искренние , доброжелательное и справедливое отношение к ним .Отмечая положительные черты этических взглядов Ушинского и его теории нравственного воспитания , мы должны вместе с тем иметь в виду, что нравственность у него соединяется с религией. Однако его взгляды на религию менялись.
Цель воспитания -подготовка деятельного ,проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества .
Средствами нравственного воспитания , по Ушинскому, являются :
1.Обучение (книги в которых умело сочетаются развитие речи , сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся) ;
2.Личный пример учителя( по его образному выражению)
3.Убеждение, которому он придавал очень большое значение ;
4.Умелое обращение с учащимися(педагогический такт);
5.Меры предубеждения;
6.Поощрения и взыскания.
К.Д.Ушинский - представитель буржуазно-демократического направления общественно-педагогического движения 60-х гг.XIX в.Он выступал за освобождение крестьян от крепостного права ,понимая ,что происходят существенные изменения в общественном строе России ,разрушаются отношения патриархальной нравственности .На смену ей должна прийти гражданская нравственность, новые отношения между государством , обществом. Каждый человек от природы стремится к свободе , к самореализации личностного потенциала , своих возможностей , своей воли , желаний.
Задачу педагогики Ушинский видел в «изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания». Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы «открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».
10. Учитель и его подготовка
Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания».
Ушинский указывал, что деятельность педагога более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне однообразна, ее результаты сказываются не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и то же, «втянуться и вести преподавание почти механически». Он предостерегал учителей от этой опасности, звал их к постоянному движению вперед. Внешне роль школьного педагога скромна, но как в действительности велико общественное значение его труда! Ушинский считал, что общество должно относиться к учителю с большим уважением и заботой, неизменным вниманием.
Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.
В статье «Проект учительской семинарии» (1861) Ушинский подробно разработал план подготовки учителей для начальных школ. По этому проекту учительские семинарии следует открывать не в крупных центрах, а в небольших городах и даже селах, с тем чтобы соблазны большого города не влияли дурно на воспитанников, а преподаватели всецело отдавались бы работе в учительских семинариях, не отвлекаясь совместительством в других учебных заведениях.
Воспитанниками учительских семинарий должны быть по преимуществу дети крестьян. Для того чтобы лучше обеспечить нравственное воспитание и большее влияние со стороны преподавателей, воспитанники должны жить в интернате, привыкая к простой, суровой и деятельной жизни.
Ушинский наметил широкий круг наук, изучаемых будущими народными учителями в учительских семинариях, а именно: русский язык и литература, арифметика, география, история, естествознание (сведения из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, а также некоторые сведения по сельскому хозяйству и медицине).
По проекту Ушинского большое место в курсе учительской семинарии занимали науки педагогического цикла: психология, педагогика и методика первоначального обучения. Воспитанники семинарии приобретали навыки выразительного чтения, красивого письма, рисования, черчения и пения. Педагогическая практика воспитанников семинарии велась в народной школе, существующей при каждой учительской семинарии. Кроме того, к семинарии прикреплялся ряд ближайших школ, в которых семинаристы также вели педагогическую практику, а окончившие семинарию в течение года работали под руководством преподавателей в качестве начинающих учителей-стажеров. Семинария поддерживала связь с учителями -- бывшими ее воспитанниками.
Учительская семинария являлась педагогическим центром, при котором организовались высшие педагогические курсы для лиц, получивших университетское образование, руководители и учителя семинарии организовывали лекции на педагогические темы и т. п.
По проекту Ушинского были открыты лучшие учительские семинарии (например, была организована соратником Ушинского Д. Д. Семеновым Закавказская учительская семинария в Гори и некоторые земские учительские школы).
Ушинский высказал мысль о педагогических факультетах, где бы готовились преподаватели педагогики и учителя средней школы. Он писал: если у нас есть медицинские факультеты и нет факультетов педагогических, то это лишь означает, что здоровьем своего тела мы дорожим больше, чем здоровьем нравственным и воспитанием. Мысль Ушинского была реализована лишь после Октябрьской социалистической революции.