Принципы программированного обучения. Основные виды программ, их достоинства и недостатки.

Два базовых варианта программированного обучения

· линейное

· разветвлённое

Дополнительно – смешанное.

Программированное обучение – способ обучения, при котором информация представляется в виде небольших отдельных фрагментов (кадров) и содержится в книжке или ином устройстве.

Цели программированного обучения

· решить проблему разного темпа обучения (проблема индивидуальных различий)

· решить проблему частого подкрепления и неправильных ответов, по которым не получена обратная связь (и они могут закрепиться)

· решить проблему некачественного преподавания и проблему плохо подготовленного устающего учителя с его чрезмерно критическими или произвольными оценками

· решить проблему одноклассников, мешающих учиться и проблему тревожности (при выступлении в классе) у некоторых детей

· сделать преподавание более последовательным и логичным (а не сумбурным, на слух, когда важное может легко ускользнуть из поля внимания ученика)

Принципы программированного обучения (общие)

· указание цели, которой должен достигнуть учащийся

· тщательный предварительный анализ учебного материала

· саморегулирование темпа учения, что даёт ученикам возможность изучать материал с удобной для них скоростью

· необходимость определённой реакции со стороны ученика

· незамедлительная обратная связь, чтобы ученик знал, правилен ли его ответ

· разделение общей задачи обучения на конкретные малые этапы

Программированное обучение по Скиннеру. В 1953 году вышла публикация. Затем поступил запрос со стороны правительства на реформу школьного обучения. Он предложил индивидуализировать подход, чтобы каждый ученик мог работать в своём темпе. Это отрабатывалось на ЭВМ. Нужно давать материал малыми порциями и последовательно подкреплять их. Весь материал должен выстраивать последовательно. Материал разбивается на последовательные, логически законченные порции. Между ними пересечение. Сложность зависит от того, насколько узкое или широкое пересечение. Дискриминантный стимул – в новой порции есть материал, входивший в предыдущую. Общая информация, которая является и для первой и для второй порций одинаковой.

Краудер. Разветвлённая программа обучения. Он разбивал материал на порции от 30 до 70 слов. После получения порции информации учащийся получает выбор ответа. Если отвечает правильно, идёт дальше. Ему даётся разъяснение по содержанию, почему правильно. Даётся следующая порция. Если он даёт неправильный ответ, даётся содержательная обратная связь. Возвращается и начинает заново усваивать эту порцию материала.

Линейная программа (Б.Ф. Скиннер) – программа, в которой все учащиеся прорабатывают одинаковый материал в одном и том же порядке.

Принцип затухающих подсказок. Сначала полный текст, потом слова убираются по одному.

Разветвлённое программирование (Краудер) – возможность отработать тему с помощью отсылки к корректировочной рамке.

Основные теоретические положения разветвлённого программирования:

· Учебный материал необходимо делить на части, относительно целостные, чтобы ученик мог осознавать цель, которую он должен достигнуть.

· После каждой дозы информации следует вопрос, ставящий учащегося перед необходимостью самостоятельного ответа среди нескольких ошибочных или неполных.

· После указания ответа необходима проверка правильности его выбора, в случае ошибки программа должна отсылать учащегося к исходному пункту.

· Путь через разветвлённую программу должен быть дифференцирован.

· Уровень сложности предъявляемого материала постоянно возрастает.

· Содержание корректирующих рамок определяется на основе тщательного анализа допускаемых учащимися ошибок.

Недостатки программированного обучения:

· Трудности составления хорошей программы, особенно по некоторым слабо структурированным областям знания

· Способствует социальной изоляции

· Теряются все достоинства группового обучения, возможность коллективных дискуссий, развитие креативности

· Немедленное подкрепление не является необходимым для людей

· Не передаётся личностное знание, только преподаватель может воодушевить

· Навязывание учащемуся предписанной последовательности того или иного материала приводит к скуке и пассивности, не давая самому организовать информацию.

Перспективы программированного обучения:

· Создаются интерактивные программы, процесс обучения представляет собой диалог между компьютером и студентом (вопросы, советы), позволяющие пользователю также оспаривать точку зрения создателя программы.

· С совершенствованием компьютерных программу студентов появляется возможность работать в группах или участвовать в общих проектах, распределяя работу на весь класс (или даже на весь мир)

· Ответ со стороны компьютера теперь более детален, индивидуален и полон, чем тот, который поступал от обучающей машины.

Теория социального научения. Научение через наблюдение и основные процессы, лежащие в его основе. Факторы влияющие на моделирование, характеристики хороших моделей, основные типы подкрепления при данном типе научения.

Современный бихевиоризм: теория социального научения.

Научение – главный фактор развития личности и оно реализуется в процессе взаимодействия с другими людьми.

Модель-триада взаимного детерминизма (1989)

· Открытое поведение

· Личностные факторы (вера, ожидания, самовосприятие)

· Влияние окружения (поощрения, наказания)

 
  Принципы программированного обучения. Основные виды программ, их достоинства и недостатки. - student2.ru

В каждый конкретный момент времени соотношение этих трёх факторов определяется индивидуально.

Научение путём наблюдения

«Практически все знания, полученные из непосредственного опыта, могут точно так же происходить из наблюдения за поведением других людей и его последствиями для них» (Бандура, 1986, с. 20).

Ядро научения через наблюдение – моделирование (уподобление).

Научение через наблюдение

«Благодаря тому, что люди могут хотя бы приблизительно обучаться на чужом примере, прежде чем начинать действовать, они избегают ненужных ошибок» (Бандура, 1977).

Источники подкрепления в имитации.

Может быть подкрепление самого обучаемого. А может быть подкрепление модели через то, что её имитируют обучаемые.

Теории подкрепления и теория социального научения: как подкрепление влияет на научение через наблюдение

Классический вариант: S моделирующий стимул → R ↔ S подкрепл.

Вариант Бандуры: Ожидаемое S подкрепл. → Внимание → S моделирующий стимул → символическое кодирование, когнитивная организация, повторение → реакция

Факторы влияющие на моделирование:

· Свойства объекта (статус, компетентность, сила / беспомощность, пол, возраст)

· Свойства наблюдателя (статус, возраст, новички / профессионалы)

· Последствия формируемого им поведения (ценности, мотивация, последствия для модели)

Характеристики хорошей модели:

· Факторы, влияющие на моделирование: частота общения (близость модели), привлекательность, личностная важность.

· Эффективные взрослые модели: модели с высокой компетентностью, осведомлённость, статус и престиж

· Модели, контролирующие распределении подкрепления (власть)

Эффективные модели сверстников

Сходство (общность модели и наблюдателя) определяется по 4 факторам:

· возраст

· пол

· осведомлённость

· происхождение и интересы / увлечения (Schunk, 1987)

Типы подкрепления при научении путём наблюдения

· Косвенное подкрепление (возникает тогда, когда наблюдатели усиливают определенное поведение, которое, как они могли видеть, подкреплялось у других людей)

· Непосредственное подкрепление

· Самоподкрепление (?)

Эксперимент (Бандура, Росс, Росс, 1963)

Испытуемые: N=72, 36 мальчиков и 36 девочек от 3 до 6 лет

Три группы по 24 человека (фактически 8 подгрупп)

1. Сценарий с агрессивной моделью взрослым:

· своего пола

ü мальчики

ü девочки

· чужого пола

ü мальчики

ü девочки

2. Сценарий с неагрессивной моделью

· своего пола

ü мальчики

ü девочки

· чужого пола

ü мальчики

ü девочки

3. Контрольная группа

Ребёнок в комнате. В углу комнаты кукла. В агрессивной модели взрослый совершал агрессивные действия и осуществлял вербальную агрессию в отношении этой куклы. Затем приходил экспериментатор, забирал ребёнка и отводил в другую комнату с игрушками. Давали ему играть какое-то время. Потом ему говорили, что эти игрушки не для него, а для другого ребёнка. И его отводили в третью комнату, где были менее интересные игрушки, а среди них кукла из первой комнаты.

В контрольной группе детей приводили только во вторую и третью комнату.

Результаты:

· Дети, которые видели агрессивную модель, воспроизводили значительно больше физических агрессивных действий, чем дети, которые видели неагрессивную.

· Мальчики воспроизводили модель мужчины чаще.

· Девочки значительно больше склонны моделировать вербальную агрессию модели своего пола.

21. Развитие идей проблемного обучения в отечественной и зарубежной психологии. Достоинства, возможные ограничения и требования к применению проблемного обучения.

Девиз проблемного обучения – не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию. Для этого необходимо создавать проблемные задачи, которые вызывают интерес у учащегося, но последний не обладает необходимыми для решения проблемы знаниями.

Таким образом рожденное знание хранит в себе в снятом виде способ его получения, путь движения к истине.

Проблемная ситуация всегда содержит в себе некоторое новое знание, в том числе «знание о незнании».

Анализ проблемной ситуации должен превратить ее в проблемную задачу. Переход от одной проблемной задачи к другой составляет суть проблемного обучения.

Требования к проблемным задачам:

· Должны вызывать интерес у обучаемого;

· Должны быть доступны его пониманию (т. е. опираться на уже имеющиеся знания);

· Давать предметное знание в соответствии с учебными планами и программами;

· Развивать профессиональное мышление.

Система Эльконина-Давыдова (см. раньше)

Думаю, что сюда можно отнести Брунера

Дж. Брунер

Научение путём открытий

Научение, при котором учащимся излагают материал не в законченной форме, а требуют (организуют процесс обучения так), чтобы они сами формировали системы кодирования, выявляли взаимосвязи между элементами информации.

Конструктивизм

Взгляд, согласно которому смысловая информация конструируется учениками, а не предоставляется им. Центрирован на учащемся.

Метафора научения – сотрудничество, взаимное обучения.

Модель учителя – фасилитатор.

Основные подходы: научение путём открытий, совместное научение.

Принципиальная важность категоризации

Учебный план должен определяться максимально глубоким пониманием основополагающих принципов, которые задают структуру этого предмета.

«Любой предмет можно преподнести любому ребёнку в той или иной правдивой форме» (действенной, иконной, символической).

Три стадии

· активных действий

· образов

· символического (вербального) кодирования

В отличие от Пиаже Брунер считает, что стадии прибавляются, а не сменяют друг друга.

Наиболее полезный подход к организации тем обучения – спиральный учебный план.

Интерес – лучший стимул для обучения (не внешние соревновательные цели, такие как оценки и рейтинг в классе).

«Ученика необходимо научить определять вероятность своих догадок».

Учащиеся свободно создают и проверяют собственные гипотезы.

Ошибки лучше изучать, чем избегать их всеми возможными способами.

Научение должно происходить индуктивно, от частного к общему.

Групповая дискуссия в классе.

Шаги метода научного исследования:

· формулировка и прояснение вопроса и задачи

· подбор примеров, проведение соответствующих наблюдений

· выдвижение гипотез (интеллектуальных догадок, основанных на наблюдениях)

· разработка и проведение экспериментов и других наблюдений с целью подтверждения или опровержения гипотез

· использование, расширение, обобщение

Обучение детей постановке вопросов

Тонкие вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Сколько? Какой? Как?

Толстые (вопросы направляющие мышление): Почему…? Как (чем) это объяснить? В чём смысл…? Почему важно…? Как можно применить… в повседневной жизни?

Положительные результаты, которые даёт применение метода открытий (1962):

· повышает интеллектуальный потенциал

· облегчает переход от внешних наград к внутренним

· помогает усвоить некоторые эвристики или основные принципы, позволяющие ребёнку продолжить обучение за пределами класса

· обеспечивает лучшее сохранение в памяти

22. Когнитивный подход к обучению. Основные направления применения в образовании когнитивных моделей преподавания (Р. Ганье).

Роберт Ганье (1916-2002)

Условия учения (1979)

Составные части теории Ганье:

· до обучения (внутренние и внешние условия: обучающийся, анализ обучения)

· во время обучения

· после обучения

Важно планирование и организация материала.

Трёхэтапный процесс обработки поступающей информации: сенсорный регистр, кратковременная память, долговременная память (семантическое кодирование).

Три составляющих процесса учения по Ганье:

· Условия обучения

· Явления обучения

· Продукты обучения

Результаты обучения:

· Словесная информация (декларативное знание)

Утверждение = аргумент + связка

· Интеллектуальные навыки (процедурное знание)

· Когнитивные стратегии

· Установки

· Моторные навыки

Процессы обучения:

· Внимание, обеспечение приёма информации

· Мотивация, формирование ожиданий

· Выборочное восприятие характеристик стимулов (поиск и извлечение информации)

· Семантическое кодирование и хранение в долговременной памяти

· Поиск и воспроизведение информации

· Активная деятельность, практическое применение

· Обратная связь, мотивация

Процесс обучения представляет собой некую последовательность шагов, которая с большей эффективностью приводит к достижению намеченных результатов.

9 процедур (событий), из которых состоит обучение интеллектуальным навыкам:

· Овладение вниманием («это важно»)

· Сообщение о цели занятия

· Припоминание усвоенных ранее знаний

· Представление нового материала (какого, как представить)

· Обеспечение руководства учебным процессом (интегрирующие инструкции, диаграммы)

· Обеспечение возможности практического применения полученных знаний

· Предоставление обратной связи (информация о результате)

· Оценка практического применения усвоенного

· Закрепление в памяти полученной информации и её перенос на другие ситуации

Пайвио. Модель двойного кодирования в виде семантической сети и в виде схемы.

Дж. Андерсон

Модель ACT-R – adaptive control of thought-rational (теория адаптивного контроля над мыслью).

Сетевая символическая модель.

Модель нашла применение в тысячах американских школ для обучения математике.

В основе лежит разделение памяти на процедурную и декларативную. Среда вступает во взаимодействие с ними через ряд модулей: визуальный, моторный, разговорный, аудиальный.

Два типа знаний. Декларативные и процедурные.

Б. Блум (1913-1999)

Классификация целей обучений (1956-2001)

Теория обучения до полного усвоения

Три области обучения по Блуму:

· Аффективная

· Когнитивная

· Психомоторная

Таксономия когнитивной сферы по Блуму:

1. Знание

2. Понимание

3. Применение

4. Анализ

5. Синтез

6. Оценка

Шесть уровней и стоящих за ними целей обучения (по степени уменьшения сложности задач):

1. Создавать

2. Оценивать

3. Анализировать

4. Применять

5. Понимать / объяснять

6. Запоминать

Когнитивная теория осмысленного рецептивного обучения Д. Озбелла

Важность когнитивных структур, которые помещены в конце текстового материала и либо подводят краткий итог и истолковывают его для учащихся, либо помогают им сделать это самим.

Метапознание. Три типа знания:

· знание своих возможностей

· знание возможных типов заданий

· знание о стратегиях и их эффективности

Наши рекомендации