Поведенческий (бихевиористский) подход к обучению и возможности его применения в практике обучения и воспитания. Основные режимы подкрепления и их сравнительная эффективность.

Три принципа бихевиористского подхода:

· Содержанием психологии должно быть поведение, а не сознание.

· Её метод должен быть объективным, а не интроспективным.

· Целью психологии должны быть предсказание и контроль за поведением, а не фундаментальное понимание психических явлений.

Графики подкрепления

Прерывистый (подкрепляются не все правильные реакции)

· Отношение (подкрепления основано на соотношении)

ü Фиксированное – подкрепляется каждая пятая правильная реакция

ü Переменное (случайное) – подкрепляется в среднем одна из пяти правильных реакций, но нельзя предсказать подкрепление каждой конкретной попытки

· Интервал (подкрепление основано на временном отрезке)

ü Фиксированный – первая правильная реакция по истечении 5-минутного интервала всегда подкрепляется

ü Переменный (случайный) – правильная реакция подкрепляется непредсказуемым образом, но в среднем подкрепление даётся раз в 5 минут.

Наиболее продуктивным режимом является переменный.

Эффективность разных режимов подкрепления (по степени убывания):

1. Отношение – переменное (линейно)

2. Отношение – фиксированное (с возрастанием к моменту подкрепление и последующим убыванием)

3. Интервал – переменное (линейно)

4. Интервал – фиксированное (с возрастанием к моменту подкрепление и последующим убыванием)

Критика бихевиористского подхода к обучению когнитивными психологами. Экспериментальные исследования, демонстрирующие негативные эффекты материальных поощрений.

Характеристики эффективной награды (когнитивизм):

· важно, как воспринимается награда

· должно быть ощущение справедливости

· если есть внутренняя мотивация, то не надо награждать

Теория самодетерминации (Деси): базовые психологические потребности как источник и условие внутренней мотивации деятельности.

Внутренняя (интринсивная) мотивация

← Автономия – внутренне воспринимаемый локус каузальности, ощущение выбора

← Компетентность (уважение) – оптимальная трудность задач, позитивная обратная связь

← Принятие – надёжность привязанностей – доброжелательная атмосфера

Эксперимент Э. Деси (1971)

Влияние материальных наград на интерес к деятельности (внутреннюю мотивацию)

Испытуемые: 2 группы студентов (контрольная и экспериментальная), всего 24 человека по 12 в каждой группе.

Задача: предлагалось решить т.н. головоломки Сома (Piet Hein, 1936). Геометрические фигуры. Задача состояла в том, чтобы выполнить заданную конфигурацию в соответствии с предлагаемым рисунком.

Если в течение 13 минут они их не решали, то экспериментатор показывал им правильное решение, чтобы устранить возможный эффект незаконченного действия.

Три серии по 1 часу каждая.

Всего с каждым испытуемым проводили 3 сессии. Во второй сессии испытуемых экспериментальной группы подкрепляли. За каждую решённую задачу испытуемым давали доллар. А в третьей сессии говорили, что деньги кончились и решать они будут просто так. В контрольной группе подкрепления не было во всех сессиях.

Во время каждой сессии с каждым испытуемым он говорил «Мне нужно ввести данные в компьютер, я выйду на некоторое время, вы можете делать, что хотите, только не уходите из комнаты». В комнате лежали журналы, которые испытуемый мог читать. Экспериментатор выходил на 8 минут и смотрел через зеркало Гезелла, считая время работы с задачей.

Студентам давался опросник, где их спрашивали, насколько им понравилось участвовать в эксперименте. Экспериментальная группа показала снижение положительного отношения к деятельности к 3 сессии, контрольная показала повышение.

Время потраченное на работу с головоломкой в течение 8-минутного периода свободного выбора (сред. время в сек) (по Deci, 1971)

Группа Время 1 Время 2 Время 3 Время 3 – Время 1
Экспериментальная 248,2 313,9 198,5 -49,7
Контрольная 213,9 205,7 241,8 27,9

Эксперимент Lepper & Greene (1975): Turning work into play

Влияние внешних вознаграждений на интерес к деятельности

Две группы детей:

· одной группе сказали, что в качестве награды им позволят играть с интересными игрушками

· другая группа решала те же головоломки, но её о предстоящем поощрении не предупредили

Позднее за детьми наблюдали и следили, начинал ли кто-нибудь из них самостоятельно решать головоломки, которых в классе было достаточно много.

Оказалось, что значительно больше детей, не ожидавших вознаграждения, проявили интерес к геометрическим головоломкам.

Наши рекомендации