Поведенческий (бихевиористский) подход к обучению и возможности его применения в практике обучения и воспитания. Основные режимы подкрепления и их сравнительная эффективность.
Три принципа бихевиористского подхода:
· Содержанием психологии должно быть поведение, а не сознание.
· Её метод должен быть объективным, а не интроспективным.
· Целью психологии должны быть предсказание и контроль за поведением, а не фундаментальное понимание психических явлений.
Графики подкрепления
Прерывистый (подкрепляются не все правильные реакции)
· Отношение (подкрепления основано на соотношении)
ü Фиксированное – подкрепляется каждая пятая правильная реакция
ü Переменное (случайное) – подкрепляется в среднем одна из пяти правильных реакций, но нельзя предсказать подкрепление каждой конкретной попытки
· Интервал (подкрепление основано на временном отрезке)
ü Фиксированный – первая правильная реакция по истечении 5-минутного интервала всегда подкрепляется
ü Переменный (случайный) – правильная реакция подкрепляется непредсказуемым образом, но в среднем подкрепление даётся раз в 5 минут.
Наиболее продуктивным режимом является переменный.
Эффективность разных режимов подкрепления (по степени убывания):
1. Отношение – переменное (линейно)
2. Отношение – фиксированное (с возрастанием к моменту подкрепление и последующим убыванием)
3. Интервал – переменное (линейно)
4. Интервал – фиксированное (с возрастанием к моменту подкрепление и последующим убыванием)
Критика бихевиористского подхода к обучению когнитивными психологами. Экспериментальные исследования, демонстрирующие негативные эффекты материальных поощрений.
Характеристики эффективной награды (когнитивизм):
· важно, как воспринимается награда
· должно быть ощущение справедливости
· если есть внутренняя мотивация, то не надо награждать
Теория самодетерминации (Деси): базовые психологические потребности как источник и условие внутренней мотивации деятельности.
Внутренняя (интринсивная) мотивация
← Автономия – внутренне воспринимаемый локус каузальности, ощущение выбора
← Компетентность (уважение) – оптимальная трудность задач, позитивная обратная связь
← Принятие – надёжность привязанностей – доброжелательная атмосфера
Эксперимент Э. Деси (1971)
Влияние материальных наград на интерес к деятельности (внутреннюю мотивацию)
Испытуемые: 2 группы студентов (контрольная и экспериментальная), всего 24 человека по 12 в каждой группе.
Задача: предлагалось решить т.н. головоломки Сома (Piet Hein, 1936). Геометрические фигуры. Задача состояла в том, чтобы выполнить заданную конфигурацию в соответствии с предлагаемым рисунком.
Если в течение 13 минут они их не решали, то экспериментатор показывал им правильное решение, чтобы устранить возможный эффект незаконченного действия.
Три серии по 1 часу каждая.
Всего с каждым испытуемым проводили 3 сессии. Во второй сессии испытуемых экспериментальной группы подкрепляли. За каждую решённую задачу испытуемым давали доллар. А в третьей сессии говорили, что деньги кончились и решать они будут просто так. В контрольной группе подкрепления не было во всех сессиях.
Во время каждой сессии с каждым испытуемым он говорил «Мне нужно ввести данные в компьютер, я выйду на некоторое время, вы можете делать, что хотите, только не уходите из комнаты». В комнате лежали журналы, которые испытуемый мог читать. Экспериментатор выходил на 8 минут и смотрел через зеркало Гезелла, считая время работы с задачей.
Студентам давался опросник, где их спрашивали, насколько им понравилось участвовать в эксперименте. Экспериментальная группа показала снижение положительного отношения к деятельности к 3 сессии, контрольная показала повышение.
Время потраченное на работу с головоломкой в течение 8-минутного периода свободного выбора (сред. время в сек) (по Deci, 1971)
Группа | Время 1 | Время 2 | Время 3 | Время 3 – Время 1 |
Экспериментальная | 248,2 | 313,9 | 198,5 | -49,7 |
Контрольная | 213,9 | 205,7 | 241,8 | 27,9 |
Эксперимент Lepper & Greene (1975): Turning work into play
Влияние внешних вознаграждений на интерес к деятельности
Две группы детей:
· одной группе сказали, что в качестве награды им позволят играть с интересными игрушками
· другая группа решала те же головоломки, но её о предстоящем поощрении не предупредили
Позднее за детьми наблюдали и следили, начинал ли кто-нибудь из них самостоятельно решать головоломки, которых в классе было достаточно много.
Оказалось, что значительно больше детей, не ожидавших вознаграждения, проявили интерес к геометрическим головоломкам.