Психологическая служба учебного заведения. Пути дифференциации и индивидуализации обучения.
Виды помощи, оказываемой психологической службой учебного заведения:
· Откликающаяся или реабилитационная (осуществляемая по запросу клиента (учащегося), когда проблема уже возникла);
· Опережающая или профилактическая (направленная на предупреждение типичных проблем и трудностей). Обычно требует систематического психологического и мониторинга.
Задачи психологической службы:
· Оценка психологической готовности учащихся к обучению в школе или вузе.
· Обеспечение более успешной адаптации учащихся к новой (по сравнению с предшествующей ступенью обучения) образовательной среде за счет:
ü Овладения ими знаниями, навыками и умениями, необходимыми для самоорганизации и успешной реализации учебной деятельности (формирование умения учиться в широком смысле этого слова);
ü Помощи старшеклассникам и студентам в осознании своих индивидуальных особенностей и познавательных возможностей с целью выработки индивидуального стиля учебной деятельности, позволяющего максимально использовать сильные стороны и нивелировать влияние недостаточно развитых сторон.
· Психологическое сопровождение процесса профессионализации студентов– профессиональная ориентация (при необходимости); помощь в выборе специализации и в построении «индивидуальной образовательной траектории».
· Психологическое сопровождение личностного роста учащихся (развитие мотивации, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой сфер, моральных качеств, гражданской зрелости).
· Индивидуальная психологическая помощь учащимся и преподавателям в решении возникающих у них проблем в учебной и педагогической деятельности.
· Индивидуальная психологическая помощь учащимся и преподавателям в решении личных проблем, в том числе консультирование студентов по проблемам семьи и воспитания детей (для студенческих семей).
· Содействие формированию благоприятного социально-психологического климата в учебных и производственных коллективах.
· Участие в отборе наиболее талантливых и личностно зрелых учащихся для оказания им содействия "в получении элитарного образования", как это предусмотрено п.7 статьи 5 Закона РФ "Об образовании".
· Психологическая экспертиза сложившейся в учебном заведении системы обучения и воспитания, а так же предлагаемых инноваций в этой области.
· Выдача рекомендаций руководству учебного заведения по преодолению недостатков, выявленных в ходе анализа наиболее часто встречающихся у студентов и преподавателей проблем, а так же результатов экспертиз.
Методы психологического консультирования:
· совет;
· тренировка или специальное обучение;
· интерпретация проблемной ситуации;
· разъяснение мысли, положения, факта или эмоционального состояния;
· увещевание, осуждение, проявление симпатии;
· все виды недирективного общения;
· интервью,
· психологическое тестирование,
· групповые дискуссии и т.п.
Индивидуализация и дифференциация обучения - один из главных резервов повышения результативности обучения, но недостаточно используется из-за большой трудоёмкости со стороны преподавателя и высокой затратности.
Аспекты дифференциации и индивидуализации обучения:
· Помощь в выработке индивидуального стиля учебной деятельности;
· Построение индивидуальной образовательной траектории;
· Учет индивидуальных особенностей учащегося при выборе педагогом средств, методов и организационных форм обучения;
· Учет индивидуальных особенностей при выборе специализации в рамках той или иной специальности;
· Варьирование скорости (темпа) подачи материала и уровня его сложности;
· Выбор форм поощрения и наказания;
· Выбор частоты и конкретных приемов педагогического контроля;
· Установление с учащимся разного уровня отношений по показателям формальности или доверительности;
· Подбор и отбор в учебные группы.
16. Бихевиористские теории обучения. Респондентное (И.П. Павлов) и оперантное (Б.Ф. Скиннер) типы научения. Основные типы подкрепления и наказания и их сравнительная эффективность.
Исследования условного рефлекса
И.П. Павлов (1849-1936)
Респондентное научение, классическое обусловливание.
Эксперимент по выработке условного рефлекса. 3 фазы обусловливания:
До обусловливания. Пища (БС) → Слюноотделение (БР)
Колокольчик (УС) → Ориентировочная реакция (настораживает уши и т.п.)
Во время обусловливания. Пища (БС) + Колокольчик (УС) → Слюноотделение (БР)
После обусловливания. Колокольчик (УС) → Слюноотделение (БР)
Респондентное (Павлов) и оперантное научение (Скиннер)
Оперантное поведение усиливается или ослабляется теми событиями, которые за ними следуют (активность субъекта).
Респондентное поведение определяется предыдущими событиями, оперантное поведение зависит от своих последствий.
Сравнение классического (респондентного)
и оперантного (инструментального) научения
Респондентное | Оперантное | |
Способ научения | Путем ассоциации между специфическим стимулом (вызывающим естественный рефлекс) и нейтральным стимулом | Путем ассоциации между поведением и его последствиями |
Соответствующие типы поведения | Рефлекторные и эмоциональные реакции | Произвольное поведение |
Степень участия организма | Связь между БС и УС формируется при пассивном участии организации в целом | Для формулирования связи между реакцией и подкреплениями необходимы активные действия организма над объектами окружающей среды |
Первичное и вторичное подкрепление. Для человека более важно вторичное подкрепление, которое удовлетворяет определённые социальные потребности. Генерализованные подкрепители (деньги, престиж, власть, слава, сила, интеллект).
Позитивное и негативное подкрепление и наказание
Подкрепление | Позитивное | Негативное |
Предъявление положительного стимула | Удаление аверсивного стимула | |
Наказание | Предъявление аверсивного стимула | Удаление положительного стимула (торможение) |
Основные категории внешнего подкрепления
· съедобные – еда и напитки
· деятельностные – игрушки и предметы, с которыми можно играть и манипулировать
· визуальные и слуховые стимулы – золотые звёздочки, зелёные лампочки, вспышки на экране монитора, означающие «Хорошо! Ты победил!»
· социальные стимулы – улыбки, похвала, объятия и поглаживание по голове
· жетоны – пластиковые диски, которые можно приобрести другие награды
Предъявление положительных стимулам ученикам, демонстрирующим правильное поведение, и игнорирование учеников, демонстрирующих неправильное поведение.
Бихевиоризм о наказании
Часто сопровождается весьма нежелательными эмоциональными эффектами. Не всегда ведёт к устранению реакции, а иногда только к её подавлению. Не демонстрирует и не подчёркивает желаемого поведения. Часто не действует.
· Наказание снижает вероятность появления поведения, временно подавляет, но не устраняет его.
· Из-за своей угрожающей природы тактика наказания нежелательного поведения может вызвать отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты (тревога, страх, антисоциальные действия, потеря самоуважения и уверенности).
· Любое поведение, уменьшающее или сводящее на нет применение наказания, будет подкреплено.
· Проблема гибкости применения наказания (например, плохих учеников отсаживают на задние парты) – часто бывает ригидным и однообразным.
· Наказание не иллюстрирует желаемого поведение; оно просто привлекает внимание к нежелательной ответной реакции.