Макро- и микроструктура процесса учения по И.И. Ильясову. Свойства учения.
1. Состав
· процесс (стадии на макро- и микроуровне)
ü уяснение, понимание, построение знаний
Ø целостное схватывание, первичное знакомство с предметом (первовидение по Артемьевой)
Ø выделение и анализ отдельных свойств и качеств
Ø абстрагирование, отвлечение отдельных свойств и качеств от объекта в целом, выделение в чистом виде
Ø обобщение, выделение класса объектов, обладающих рассмотренными свойствами
Ø синтез целостного знания, целостного объекта
ü закрепление, отработка, запоминание
Ø запоминание
Ø упражнение
Ø отработка через поэтапное формирование
ü контроль за ходом процесса
· результат
ü знания
Ø состав
Ø свойства
ü умения
Ø состав
Ø свойства
ü психическое развитие
2. Свойства
· Результативность
· Длительность
· Напряжённость (мотивационно-эмоциональный показатель, характеризующий те усилия, которые нужно затратить)
· Эффективность (соотношение затрат и результата; какой ценой даётся результат)
3. Связи (отношения, факторы)
· Внешние (педагогические, медицинские и др.)
· Внутренние (психологические)
Критериями уяснения являются возможности отвечать на вопросы, решать задачи, субъективная оценка понимания. После стадии уяснения надо давать задачи с внешней опорой. Если обучаемый может решать такие задачи, можно переходить к этапу отработки.
Критерий завершения стадии отработки – способность решения задач без опоры на внешние средства. Это переведение умений в навыки – автоматизация.
Учение
Состав свойства связи (отношения, факторы)
Внешние внутренние
Процесс результат (пед-кие, (психол-ие)
медиц. и др.)
Знания умения психич. развитие
Состав свойства состав свойства
Подробнее про факторы
Факторы:
1. Внешние
· экономические
· медицинские
· социальные
· экономические
2. Внутренние (психологические)
· темперамент
· характер
· когнитивный стиль
· исследовательское поведение
· умение учиться
· тип имплицитных теорий (по К. Двэк)
· морально-волевые качества
· глубинная мотивация
· учебная мотивация
· самоорганизация
· самооценка
Факторы
внешние внутренние
(психол-ие)
Экон-ие мед-ие экол-ие соц-ые пед-ие
Сверстники содержание процесс профессионализм
Учения преподавателя
Методы средства организац-ые формы
Формы контроля
Внутренние
(психол-ие)
Темперамент самооценка
Характер самоорганизация
академич. инт-т учебная мот-ия
Соц. инт-т глубинная мот-ия
Когнитивн. стиль морально-волевые кач-ва
Исследовательское тип имплицитных теорий
Поведение (по К. Двек)
Умение учиться