Целостный педагогический процесс, его сущность и структура.
Педагогический процесс - процесс целенаправленного формирования и развития личности путём её обучения, воспитания и развития. Синоним - «учебно-воспитательный процесс», педагогическое взаимодействие между воспитателями и воспитуемыми, обучающими и обучаемыми.
Педагогический процесс предполагает педагогическое взаимодействие - взаимную активность педагога и воспитуемого. Оно включает в себя:
1) педагогическое влияние,
2) восприятие учащимися этого влияния,
3) усвоение объектом информации,
4) активность воспитуемого, его ответное влияние на педагога и на самого себя (самовоспитание).
Главные характеристики педагогического процесса - целостность, общность и единство.
Педагогический процесс —совокупность процессов, превращающих социальный опыт в черты, идеалы и качества формирующегося человека (в его образованность, идейность, культуру, нравственность, способности, привычки, характер).
Итак,педагогический учебно-воспитательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонически развитой личности.
Структура процесса обучения в его теоретическом (дидактическом) представлении:
- анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения и принятие ее учащимися;
- планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели - предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие;
- исполнение обучающих и учебных операций, организация совместной работы учителя и учеников;
- организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;
- анализ и самоанализ, оценка результатов обучения;
- подготовка и работа учащихся вне школы.
Структура педагогического процесса:
1) Цель (конечный результат),
2) Принципы (основные направления достижения цели),
3) Содержание (фактический учебный материал),
4) Методы (действия педагога и учащегося для передачи, переработки и восприятия содержания),
5) Средства (способы «работы» с содержанием),
6) Формы (способ организации процесса
Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
Педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности).
Закономерности педагогического процесса:
К закономерностям относят связи между компонентами педагогического процесса: между целями, содержанием, методами, средствами, формами.Это - зависимость между преподаванием, учением и изученным материалом: 1. Закономерная связь между обучением и воспитанием; 2. Зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатом обучения. 3. Взаимодействие всех компонентов обучения
Закономерности выражаются, служат основой для принципах педагогического процесса.
Принципы.
-Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.
- Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
- Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.
- Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихсяпри руководящей роли учителя.
- Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.
- Принцип доступности обучения.
- Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
- Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
- Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
- Принцип сознательности и активности учащихся - педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний- Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
- Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
- Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Конечно же все вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены ведущему принципу - принципу духовно-направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения.
8.Содержание образования в современной школе.
. Содержание образования в современной школе.
Для успешного осуществления обучения необходимо понять – чему надо учить, т.е. каково должно быть содержание образования. Под содержанием образования понимается педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся.
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования.
Содержание образования - это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества, оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.
Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности.
Цель современного образования – развития тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.
Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами.
Прежде всего – необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.
Содержание образования находит выражение в учебных планах, программах, учебниках.
Учебный план общеобразовательной средней школы – это учебный план, который составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа учебных планов школы: учебный план школы (разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы) и рабочий учебный план (разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно).
Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
В соответствии с учебными программами составляются учебники и учебные пособия, отражающие основное содержание учебного предмета. Кроме учебников, используются сборники задач, упражнений, хрестоматии, словари, справочники и другие пособия.
Содержание обучения и образования.
1. Общее образование – политехническое (общее + азы профессионального). 3 цикла предметов:
1 - Естественнонаучные (биология, физика, химия, математика, биология, астрономия) = знание основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человека.
2 - Гуманитарные (история, литература, обществоведение, география, языки, ЧОГ, рисование, пение, музыка) = постижение законов общественного развития и социальной природы человека, мировоззренческая подготовка, формирование эстетических и нравственных чувств, приобщение к миру прекрасного, творчество.
3 - Трудовой и физической подготовки (труды, физкультура, ОБЖ, НВП) = укрепляют здоровье, формируют навыки, необходимые будущим труженикам и защитникам.
1-4 классы – начальное, 5-9 – основное, 10-11 – среднее (полное).
2. Специальное (профессиональное) образование – знания, умения и навыки, дающие возможность заниматься определённым видом деятельности в качестве квалифицированного рабочего или специалиста определённой (средней или высшей) квалификации.
Требования к содержанию:
1. Научная и практическая значимость.
2. Целостность, фундаментальность.
3. Соответствие сложности содержания возрастным особенностям учащихся.
4. Соответствие объёма содержания отводимому на его изучение времени.
5. Взаимосвязь теории (знаний) с практикой (умениями).
Содержание образования.
Одним из осн. средств развития личности и формирования ее базовой к-ры
выступает содержание образ-я.
Содержание образования – педагогически адаптированная система ЗУН, опыта
творческой деятельности и опыта эмоционально волевого отношения, усвоение
которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности,
способной к воспроизводству (сохранению) и развитию материальной и духовной
культуры общества.
Содержание образ-я определяется целями и задачами образ-я.
Факторы, влияющие на формирование содержания образования:
1. Заказ общества.
2. Степень удовлетворенности содержанием образования, принципы научности.
3.Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их оптимальные
возможности.
4. Потребности личности в образовании.
Принципы отбора содержания:
1. Принцип соответствия содержание образ-я требованиям развития общества,
науки, культуры.
2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при
отборе содержания общ. образ-я отвергает одностороннюю, предметно-научную
его ориентацию (необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и
усвоения).
3. Принцип структурного единства содержания образ-я на разных ур-нях его
формирования предполагает согласованность таких составляющих, как
теоретическое представление, уч. предмет, уч. материал, пед. деят-ть,
личность у.
4. Принцип гуманитаризации связан с созданием условий для акт. творч. и
практич. освоения у общечеловееской к-ры.
5. Принцип фундаментализации содержания требует интеграции гуманитарного и
естественонауч. знаний, установления преемственности и междисциплинарных
связей.
Содержание образов: 1) научные ЗУН 2)мировоззренческие, нравств-эстетич
идеи. 3)элементы соц, познават и творческого опыта.
Носители содержания образования:
1. Учебный план.
2. Учебный предмет.
3. Учебная программа.
4. Учеб. лит-ра.
Учебный план – нормативные документы, которые направляют деятельность
школы. Имеется базисный учебный план, типовой учебный план, уч. план школы.
Единица учебного плана – учебный предмет (2).
Учебная программа – документ, характеризующий определённый предмет.
Утверждается в министерстве образования. Содержит перечень тем,
пояснительную записку (задачи, методика, порядок изучения), указывает на
практические, лабораторные работы, предъявляет основные требования к
знаниям и умениям.
.9.Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура. Особенности организации процесса обучения в современной школе.
Сущность проц. обучения.
Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и
учащихся, часть целостного пед.процесса, в рез. кот. у обучающегося
формируются определенные ЗУН, опыт деят-ти и поведения, личностные кач-ва.
Целенаправленное последовательно изменяющееся взаимодействие учителя и
ученика в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания.
Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
Движущей силой обучения явл. противоречия, на осн. разрешения кот. путем
умелого подбора У средств обуч-я осущ. развитие у. Обучение всегда
происходит в общении.
Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка)
Деятельность преподавания – деятельность по организации учения, в
результате которого школьники усваивают содержание образования,
деятельность контроля за ходом и итогами организации обучения.
Учение – организация условий самим человекам: для усвоения материала
Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи)
Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность
педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка)
Ф-ии обучения.
1. Образовательная – связана с усвоением знаний, умений, навыков (связана
с расширением объема)
Знания – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки,
законов, понятий, т-ий. Они должны стать достоянием личности, войти в
структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой ф-ии должна обеспечить
полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и
действительность.
2. Воспитательная – формирование ценностного отношения к материальному ( с
формированием отношений – мировоззрение)
Воспит. ф-ия вытекает из самого содержания, форм и методов обуч-я, но
вместе с тем она осущ. и посредством спец. орг-ии общения У с у. Реализация
этой ф-ии требует при организации уч. проц., отборе содержания, форм и
методов исходить из правильно понятых задач воспитания.
3. Развивающая – установление тесных взаимосвязей между явлениями и
факторами. ( со структурным усложнением эмо.,ителлект., мотив. сферы).
Развив. ф-ия осущ. более эффективно при спец. направленности взаимодействия
У и у на всесторонне развитие личности.
Образовательные: - сформировать у учащихся понятие ткань; познакомить с
основными видами тканей, особенностями их строения и функциями
- указать на связь строения с выполняемыми функциями.
Воспитательные: - продолжить формирование научного мировоззрения на основе
связи строения с выполняемыми функциями;
- продолжить воспитание интереса к предмету в рамках изучаемой темы.
Развивающие: - продолжить формирование умения сравнивать, обобщать,
устанавливать причинно-следственные связи.