Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности
Направленность—
идеалы, ценности, отношения
Опыт—
знания, умения, привычки, формы и методы работы
Формы отражения—
внимание, восприятие, память, мышление, способности
Биологически обусловленные особенности —
темперамент и черты характера
Как и в любой иерархии, на поведение человека влияют особенности низшего уровня, а затем подструктуры высших уровней. В любой ситуации, особенно требующей быстрой реакции или решения, действия учителя импульсивно будут отражать особенности его темперамента и биологически обусловленные черты. И лишь по мере анализа или размышления он будет руководствоваться подструктурами высших уровней, вспомнит, как действовал в аналогичных случаях в прошлом, перепроверит свои действия, будет использовать накопленные знания и опыт, анализировать ситуацию, исходить из направленности и т.д. Так обычно происходит у педагогов, не достигших высокого уровня профессионального развития. ' Опытные и профессионально грамотные учителя, знающие и использующие особенности индивидуального стиля деятельности, не находятся в столь полной зависимости от особенностей своего темперамента. Например, они могут проанализировать возможный исход события задолго до его возникновения или спрогнозировать направления развития какой-либо ситуации. В результате их реакции становятся менее спонтанными, они больше опираются в работе на высшие подструктуры.
Понимание своих особенностей дает учителям возможность компенсировать нежелательные личностные особенности за счет использования других своих свойств. Например, учитель знает, что он — натура увлекающаяся, стремящаяся все дела выполнять самостоятельно. Эти качества мешают ему формировать у детей самостоятельность и ответственность. Зная за собой такую особенность, он может компенсировать ее за счет развития конструктивных и организаторских способностей, коллективистской и воспитательной направленности.
Обобщая работы отечественных психологов, можно выделить следующие основные моменты для описания индивидуальных различий человека:
— в общей структуре личности выделяются группы природных свойств и свойств, прижизненно сформированных;
— в структуре личности они объединяются в сложные динамические образования;
— благодаря наличию таких интегральных структур регулируются деятельность и поведение в соответствии с требованиями ситуации и предметов труда;
— каждый человек обладает глубоко индивидуальной личностной структурой.
Следовательно, говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, важно понимать, что человек — индивидуальность, учитывая и уважая которую можно многого достичь как в воспитании детей, так и в совершенствовании своего индивидуального стиля.
При анализе профессионального развития следует фокусироваться на глубоком осмыслении двух процессов: передачи знаний и усвоения их детьми (важно то, что учитель говорит ученику, и то, что ученик запоминает) и понимания детей.
Учитель всегда выступает в двух ролях — обучающего и ученика. Успешно развивается только тот учитель, который постоянно учится сам. Важно прочувствовать обе роли, только тогда развитие будет эффективным.
В основе развития лежит собственная активность учителей, их самостоятельность в приобретении нового опыта и знаний и включении их в свою практику. Эффективнее развивается учитель, имеющий не одну, а несколько возможностей для развития (например, совершенствование в нескольких методических приемах, различных дидактических и воспитательных технологиях). Не найдя в какой-то момент источников информации или не воспользовавшись опытом коллег-единомышленников для развития в одном направлении, учитель может переключиться на другое. Развитие в одной области поможет быстрейшему развитию в другой.
Огромную помощь при приобретении нового опыта оказывает кооперирование с коллегами. Рефлексия, неизбежно возникающая при обсуждении новых дел с коллегами, наиболее эффективна именно в группе, быстрее способствует изменению «педагогического мировоззрения». Прежде чем опробовать новое в классе, следует провести «тренировку» в группе коллег. Побывав на такой «тренировке» в роли ученика, учитель сможет лучше понять реакцию детей на изменение в методах или содержание обучения.
Существенное влияние на процесс формирования индивидуального стиля деятельности учителя оказывают приемы стимулирования самоутверждения и самореализации. Первые направлены на преодоление психологических барьеров, связанных с неуверенностью в своих силах, сформированных еще в детстве. Легче всего они преодолеваются в ходе творческой деятельности. Приемы стимулирования самореализации должны вызвать у специалиста, уже включившегося в творческий процесс, стремление к свободному самовыражению, проявлению и развитию своих творческих способностей. Приемы предполагают прежде всего создание необходимых условий для свободного выбора способов решения творческих задач, для внесения в процесс творчества чего-то своего, индивидуального.
Интегративным показателем эффективности процесса формирования индивидуального стиля педагогической деятельности является профессиональная творческая активность учителя. Творчество — свойственная человеку целенаправленная деятельность, характеризующаяся неординарностью, оригинальностью, нестандартностью мышления, чувств, действий и предусматривающая формирование новых существенных свойств, признаков, качеств, конечного продукта практического и умственного труда, а также осознание собственных возможностей во всех областях интеллектуальной, эмоциональной и предметной деятельности.
Особое значение имеет формирование в коллективе благоприятного психологического климата, способствующего творческой деятельности учителей и психологов. Сюда относятся: эмоционально-психологический настрой; стимулирование включения в творческую деятельность; создание условий результативной деятельности; учет интересов учителей. Созданию эмоционально-психологического настроя в ходе работы способствуют".
— совместная творческая деятельность, развитие демократических, диалоговых, вариативных методов общения;
— совместное преодоление трудностей при достижении цели;
— свободный выбор форм, направлений, видов деятельности, которая формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, стремление к самостоятельным действиям, критическому оцениванию своих возможностей;
— абсолютное признание достоинства каждой личности, ее права на выбор, самостоятельную профессиональную деятельность, творчество, творческое взаимовлияние
личностей.
Мастерство, образно говоря, можно сравнить с вершиной, к которой каждый учитель идет практически всю жизнь. Но оказывается, что эта вершина для некоторых так и остается недостигаемой, а для кого-то оказалась достигнутой лишь на треть или половину. Для одних учителей она является определенным стимулом в работе, других, напротив, повергает в растерянность своей недвижимостью. Но встречаются и такие, которые не стремятся к восхождению на «педагогический Олимп», а воздвигают свою высоту и достигают ее, затем ставят новый для себя рубеж, складывая свою вершину, как пирамиду, из больших и малых успехов, которые для них и являются «строительным материалом». Различны не только вершины, различен и путь, ведущий к ним. Для кого-то — это широкая дорога, для кого-то — тернистая извилистая тропинка, а для кого-то — бесконечный путь со спусками и взлетами, путь познания и достижения творчества во имя воспитания и обучения подрастающего поколения, во имя ребенка.
Так какова же высота главной вершины — вершины; педагогического мастерства?
Редко можно встретить опытного учителя, который бы сказал, что он достиг своей вершины. Дело, видимо, не в ложной скромности этих людей, а в большой требовательности к себе. Безусловно, у каждого учителя-мастера есть возможность сказать о том, что он достиг вершины. Но, оказывается, для тех, кто творит, любое достижение сегодня должно быть улучшено уже завтра.
У каждого своя вершина, свой путь к ней, хотя измерения ее практически едины: знания, трудолюбие, любовь к детям, творчество, собственная позиция и многое другое. По словам педагогов-мастеров, вершины имеют удивительное свойство отодвигаться, т.е., проделав определенный путь, обнаруживаешь, что достигнутая цель для тебя уже не предел, что перед тобой стоит новая, а значит, снова в путь к той, которую еще предстоит создать или покорить. И кто возьмется подсчитать, сколько их было или будет у каждого учителя, который твердо вступил на «тропу мастерства», т.е. бесконечного движения и совершенства.
На профессиональном пути каждый учитель испытывает сомнения и разочарования, радость побед и отчаяние, когда все хочется бросить, но вместе с тем и великую влюбленность в свое дело, большую благодарность тем, кто вручил тебе свою жизнь, кто поверил в тебя и ради которых ты обрекаешь себя на муки творческих побед.
Порой мастерство пытаются рассматривать как синоним опыта. Но как не наступает зрелость у выпускника школы с получением аттестата зрелости, так не покоряются вершины мастерства сединам, даже педагогическим.
Мастерство рождается в сплаве глубоких и прочных знаний, практического опыта педагога и творческого подхода в организации учебно-воспитательного процесса, создании условий для максимального развития личности ребенка.
Педагогическое мастерство — явление, безусловно, емкое и многогранное. Это, видимо, и объясняет тот факт, что каждый мастер «открывает» свою сторону, свой аспект педагогической деятельности, находя новые формы взаимодействия с воспитанниками и коллегами, раскрывая возможности детей, создавая особый микроклимат в группе, классе, школе и многое другое, включая самосовершенствование личности самого учителя.
Нередко, давая высокую оценку профессионального уровня педагога, говорят: «мастер». Это самая высокая оценка, самое высокое звание для учителя. И нет такого начинающего и даже зрелого учителя, который не мечтал бы стать мастером. А можно ли им стать, или мастером нужно родиться? В старину говорили, что мастерство начинается с секретов, и чем больше их, тем выше мастерство.
Анализ педагогического опыта показывает, что и у учителей есть такие секреты, которые накапливаются с опытом. Чем опытнее учитель, тем большим количеством секретов-наводок он владеет. Значит ли это, что мастерство вырастает из опыта? В определенной степени, конечно, ибо вне практической деятельности нет и самого учителя. Здесь уместно уточнить, что если попытаться вывести формулу педагогического мастерства, то первым его слагаемым станут знания, а затем уже опыт. Но как показывает анализ педагогической практики, далеко не каждый опытный учитель является мастером, да и сами секреты — результат не деятельности вообще, а прежде всего творчество.
Хотя есть и такие учителя, которые аккуратно приходят в школу, дают уроки, но не вникают в жизнь и проблемы своих воспитанников, считая, что главное — это неукоснительная требовательность к ученикам.
Есть еще одно слагаемое педагогического мастерства — любовь к детям. Это тот определяющий компонент, без которого нет и не может быть мастера-учителя.
Путь к мастерству всегда долог и тернист. Он имеет свои взлеты и разочарования, свои вершины и рифы. Счастлив тот, кто достиг хотя бы одной вершины, кто помог взойти на нее другим!