Подходы к классификации профессиональных ценностей педагога
Общим предметом изучения педагогики, психологии и социологии является человек. Образовательный процесс основан на моделировании учебно-педагогической среды и ценностях профессиональной педагогической деятельности.
Последнее десятилетие исследователи стали активно заниматься проблемой ценностей в образовании. Аксиологические приоритеты общего образования раскрыты в работах Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина и др. Ряд работ Г.И. Чижаковой посвящен становлению и развитию отечественной педагогической аксиологии, которая представляет собой междисциплинарную область знания, рассматривающую образование, воспитание, обучение, педагогическую деятельность как основные человеческие ценности.
Многообразие педагогических ценностей обусловливает необходимость их классификации в общей системе профессиональной подготовки, которая облегчает проектирование содержания образования.
Известны различные подходы к классификации ценностей. В частности, З.И. Равкин выделяет четыре группы образовательных ценностей как основы развития образования и деятельности его субъектов — социально-политические, интеллектуальные, нравственные и ценности профессиональной педагогической деятельности. Исследуя проблему воспитательных ценностей, Б.Т. Лихачев в качестве главных называет духовно-космические, общенациональные, государственно-общественные, социально-адаптационные, нравственно-эстетические и экологические, индивидуально-личностные ценности. Такой перечень воспитательных ценностей, по его мнению, может быть положен в основу программы воспитания школьников.
Принципиально иной подход к проблеме классификации образовательных ценностей предлагает Г.И. Чижакова. Она исходит из того, что такие ценности являются образцами ориентации сознания и поведения личности и выделяет доминантные, нормативные, стимулирующие и сопутствующие. Можно предположить, что в ближайшей перспективе проблема ценностей образования в общепедагогическом аспекте станет одной из приоритетных.
В исследовании С.Г. Вершловского, посвященном вопросам профессионального образования студенческой молодежи, предпринята попытка определить общие профессиональные ценности, а именно: содержание профессиональной направленности личности; оценка трудовой деятельности человека в зависимости от степени ее полезности для общества; оптимальные режим и условия труда (социально-экономические, морально-психологические и др.). Безусловно, данная классификация ценностей может быть приложена и к педагогической деятельности, но она не отражает специфики, а следовательно, и содержания профессионально-педагогической культуры педагога. Представляет интерес совместная работа отечественных и американских ученых по проблеме ценностных ориентации педагогов. Ими предложена следующая классификация: ценности, раскрывающие профессиональный статус педагога; показывающие степень вовлеченности личности в педагогическую профессию; отражающие цели педагогической деятельности. В данном случае педагогические ценности сгруппированы, исходя из удовлетворенности преподавателя педагогической работой и возможности его самореализации в ней, что, на наш взгляд, не отражает всего многообразия профессиональной деятельности педагога.
Заметный шаг в разработке этой проблемы сделан Е.Н. Шияновым в книге, раскрывающей вопросы гуманизации педагогического образования. Под ценностями педагогической деятельности он подразумевает средства, которые позволяют учителю удовлетворять материальные, духовные и общественные потребности, и цели, служащие ориентирами его социальной и профессиональной активности. Взяв за основу классификации потребности личности и их соответствие профессии учителя, он выявил ценности, связанные с утверждением личности в обществе.
Являясь условием и результатом соответствующей деятельности и имея разные уровни существования, педагогические ценности можно разделить на следующие группы: общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные.
Общественно-педагогические ценности функционируют в масштабе всего общества и концентрируются в общественном сознании в форме морали, религии, философии. Это идеи, представления, нормы и правила, регламентирующие воспитательную деятельность и общение в рамках всего общества.
Профессионально-групповые ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих профессионально-педагогическую деятельность определенных групп специалистов (учителя школ, колледжей, лицеев, преподаватели вузов). Эта совокупность носит целостный характер и выступает как познавательно-деятельностная система, обладающая относительной стабильностью и повторяемостью.
Индивидуально-личностные ценности — система ценностных ориентации личности, сложное социально-психологическое образование, отражающее ее целевую и мотивационную направленность. Система ценностных ориентации, представляя собой аксиологическое «Я», дана личности не как система знаний, а как система когнитивных образований, сопряженных с эмоционально-волевыми компонентами, принимаемая ее в качестве внутреннего ориентира, побуждающего и направляющего ее деятельность (К.А. Абульханова-Славская).
И.Ф. Исаев в структуре профессионально-педагогической культуры выделяет следующие группы педагогических ценностей:
— раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы (ценности-цели): концепция личности студента-профессионала в ее многообразных проявлениях в различных видах деятельности и концепция — профессиональное как источник и результат профессионального самосовершенствования;
— значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности (ценности-средства): концепции педагогического общения, педагогической техники и технологии, педагогического мониторинга и инноватики и др.;
— значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности (ценности-отношения): концепция собственной профессиональной позиции, включающая отношение преподавателя к студентам, себе, своей профессиональной деятельности, другим участникам педагогического
процесса;
— значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности (ценности-знания): теоретико-методологические знания о формировании личности и деятельности, знания ведущих идей и закономерностей педагогического процесса в высшей школе, знание психологии студенчества и др.;
— значение и смысл качеств личности преподавателя (ценности-качества): многообразие взаимосвязанных индивидуальных, личностных, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных и внешне поведенческих качеств личности преподавателя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, проявляющихся в специальных способностях к творчеству, проектированию своей деятельности и предвидению ее последствий, соотношению своих целей и действий с целями и действиями других, выработке совместной позиции сотрудничества, диалогическому мышлению, построению гуманистических диалоговых отношений с другими и т.д.
Данные группы педагогических ценностей составляют стержень профессионально-педагогической культуры.
Анализ системы педагогических ценностей позволяет выделить две плоскости их существования: горизонтальную (ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества) и вертикальную (общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные).