Подходы к классификации профессиональных ценностей педагога

Общим предметом изучения педагогики, психологии и социологии является человек. Образовательный процесс ос­нован на моделировании учебно-педагогической среды и ценностях профессиональной педагогической деятельно­сти.

Последнее десятилетие исследователи стали активно за­ниматься проблемой ценностей в образовании. Аксиологи­ческие приоритеты общего образования раскрыты в рабо­тах Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина и др. Ряд работ Г.И. Чижаковой посвящен становлению и развитию отечественной педагогической аксиологии, которая представляет собой меж­дисциплинарную область знания, рассматривающую обра­зование, воспитание, обучение, педагогическую деятельность как основные человеческие ценности.

Многообразие педагогических ценностей обусловлива­ет необходимость их классификации в общей системе про­фессиональной подготовки, которая облегчает проектиро­вание содержания образования.

Известны различные подходы к классификации цен­ностей. В частности, З.И. Равкин выделяет четыре группы образовательных ценностей как основы развития обра­зования и деятельности его субъектов — социально-по­литические, интеллектуальные, нравственные и ценности профессиональной педагогической деятельности. Иссле­дуя проблему воспитательных ценностей, Б.Т. Лихачев в качестве главных называет духовно-космические, обще­национальные, государственно-общественные, социально-адаптационные, нравственно-эстетические и экологичес­кие, индивидуально-личностные ценности. Такой пере­чень воспитательных ценностей, по его мнению, может быть положен в основу программы воспитания школь­ников.

Принципиально иной подход к проблеме классифика­ции образовательных ценностей предлагает Г.И. Чижакова. Она исходит из того, что такие ценности являются образца­ми ориентации сознания и поведения личности и выделяет доминантные, нормативные, стимулирующие и сопутствую­щие. Можно предположить, что в ближайшей перспективе проблема ценностей образования в общепедагогическом ас­пекте станет одной из приоритетных.

В исследовании С.Г. Вершловского, посвященном во­просам профессионального образования студенческой мо­лодежи, предпринята попытка определить общие профес­сиональные ценности, а именно: содержание профессио­нальной направленности личности; оценка трудовой деятельности человека в зависимости от степени ее по­лезности для общества; оптимальные режим и условия труда (социально-экономические, морально-психологичес­кие и др.). Безусловно, данная классификация ценностей может быть приложена и к педагогической деятельности, но она не отражает специфики, а следовательно, и содер­жания профессионально-педагогической культуры педа­гога. Представляет интерес совместная работа отечествен­ных и американских ученых по проблеме ценностных ориентации педагогов. Ими предложена следующая клас­сификация: ценности, раскрывающие профессиональный статус педагога; показывающие степень вовлеченности личности в педагогическую профессию; отражающие цели педагогической деятельности. В данном случае педагоги­ческие ценности сгруппированы, исходя из удовлетворен­ности преподавателя педагогической работой и возмож­ности его самореализации в ней, что, на наш взгляд, не отражает всего многообразия профессиональной деятель­ности педагога.

Заметный шаг в разработке этой проблемы сделан Е.Н. Шияновым в книге, раскрывающей вопросы гумани­зации педагогического образования. Под ценностями пе­дагогической деятельности он подразумевает средства, ко­торые позволяют учителю удовлетворять материальные, ду­ховные и общественные потребности, и цели, служащие ориентирами его социальной и профессиональной актив­ности. Взяв за основу классификации потребности лично­сти и их соответствие профессии учителя, он выявил цен­ности, связанные с утверждением личности в обществе.

Являясь условием и результатом соответствующей дея­тельности и имея разные уровни существования, педагоги­ческие ценности можно разделить на следующие группы: общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные.

Общественно-педагогические ценности функциониру­ют в масштабе всего общества и концентрируются в об­щественном сознании в форме морали, религии, филосо­фии. Это идеи, представления, нормы и правила, регламен­тирующие воспитательную деятельность и общение в рамках всего общества.

Профессионально-групповые ценности представляют со­бой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих про­фессионально-педагогическую деятельность определенных групп специалистов (учителя школ, колледжей, лицеев, пре­подаватели вузов). Эта совокупность носит целостный ха­рактер и выступает как познавательно-деятельностная сис­тема, обладающая относительной стабильностью и повто­ряемостью.

Индивидуально-личностные ценности — система цен­ностных ориентации личности, сложное социально-пси­хологическое образование, отражающее ее целевую и мотивационную направленность. Система ценностных ори­ентации, представляя собой аксиологическое «Я», дана личности не как система знаний, а как система когнитив­ных образований, сопряженных с эмоционально-волевы­ми компонентами, принимаемая ее в качестве внутренне­го ориентира, побуждающего и направляющего ее деятель­ность (К.А. Абульханова-Славская).

И.Ф. Исаев в структуре профессионально-педагогичес­кой культуры выделяет следующие группы педагогичес­ких ценностей:

— раскрывающие значение и смысл целей професси­онально-педагогической деятельности преподавателя выс­шей школы (ценности-цели): концепция личности сту­дента-профессионала в ее многообразных проявлениях в различных видах деятельности и концепция — профес­сиональное как источник и результат профессионально­го самосовершенствования;

— значение способов и средств осуществления профес­сионально-педагогической деятельности (ценности-сред­ства): концепции педагогического общения, педагогической техники и технологии, педагогического мониторинга и инноватики и др.;

— значение и смысл отношений как основного меха­низма функционирования целостной педагогической де­ятельности (ценности-отношения): концепция собствен­ной профессиональной позиции, включающая отношение преподавателя к студентам, себе, своей профессиональ­ной деятельности, другим участникам педагогического

процесса;

— значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности (ценности-знания): теоретико-методологические знания о формировании личности и деятельности, знания ведущих идей и закономерностей педагогического процесса в выс­шей школе, знание психологии студенчества и др.;

— значение и смысл качеств личности преподавателя (ценности-качества): многообразие взаимосвязанных ин­дивидуальных, личностных, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных и внешне поведенческих качеств личности преподавателя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, проявляющихся в специальных способностях к творче­ству, проектированию своей деятельности и предвидению ее последствий, соотношению своих целей и действий с целями и действиями других, выработке совместной по­зиции сотрудничества, диалогическому мышлению, пост­роению гуманистических диалоговых отношений с дру­гими и т.д.

Данные группы педагогических ценностей составляют стержень профессионально-педагогической культуры.

Анализ системы педагогических ценностей позволяет выделить две плоскости их существования: горизонталь­ную (ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества) и вертикаль­ную (общественно-педагогические, профессионально-груп­повые и индивидуально-личностные).

Наши рекомендации