Методология практической педагогической деятельности

МЕТОДОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ

О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ, ФОРМАХ И СПОСОБАХ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В XX в. произошло много важных изменений в методо­логии познания. Было осознано, что сложившаяся в куль­туре предметная структура знания не позволяет вырабо­тать единый подход к решению комплексных проблем, ка­сающихся деятельности системы самого высокого уровня организации: личности, общества, культуры. Появились идеи теоретической кибернетики, системного анализа, стремя­щиеся связать между собой различные подходы разных конкретных наук в единую систему методов.

В кругу понятий, с которыми приходится иметь дело педагогу, методология выступает как одно из самых не­определенных, многозначных и даже спорных.

Неясность начинается с самого определения методоло­гии. Нередко оно выводится не столько из анализа реальных потребностей и тенденций развития образования и изучаю­щей его науки, сколько из общих философских оснований, не дающих однозначного понимания. Само слово «методология» связано в сознании многих с чем-то абстрактным, далеким от жизни, сводящимся к цитатам из философских текстов, идеологических и административных документов, (слабо связанных с педагогикой вообще и текущими нужда­ми педагогической теории и практики в частности. В зави­симости от уровня рассмотрения методологию понимают по-разному. В широком смысле ее трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе согласно другому, тоже широкому, определению — это уче­ние о методе научного познания и преобразования мира.

Методология (от греч. metodos — путь познания в науке, begos — учение, понятие) — общая стратегия исследования, общие способы получения информации и построение педагогического знания об изучаемых объектах, общена­учные средства познания в педагогике.

Методология — системный анализ педагогических яв­лений и процессов в целостном построении от формули­ровок конечных целей до принятия частных решений и определения средств, вариантов программы действий, обес­печивающих достижение целевых результатов в конкрет­ной ситуации.

В современном науковедении под методологией пони­мают прежде всего учение о принципах построения, фор­мах и способах научно-познавательной деятельности. Ме­тодология науки дает характеристику компонентов иссле­дования — его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последо­вательности движения в процессе решения исследователь­ских задач. Исходя из этого, методологию в педагогике сле­дует рассматривать как совокупность теоретических поло­жений о педагогическом познании и преобразовании

действительности.

Всякая методология выполняет регулятивные и норма­тивные функции. Методологическое знание может высту­пать либо в дескриптивной, либо в прескриптивной фор­ме, т.е. в форме предписаний, прямых указаний к деятель­ности (Э.Г. Юдин).

Дескриптивная методология как учение о структуре на­учного знания, закономерностях научного познания слу­жит ориентиром в процессе исследования. Прескриптивная методология направлена на регуляцию деятельности.

В нормативном методологическом анализе преоблада­ют конструктивные задачи, связанные с разработкой по­ложительных рекомендаций и правил осуществления на­учной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дел< с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания.

УРОВНИ МЕТОДОЛОГИИ

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин вы деляет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

В содержание первого, высшего философского уровня входят общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй уровень — общена­учная методология — представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству на­учных дисциплин. Третий — конкретно-научная методо­логия, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки вклю­чает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии (например, про­блемы системного подхода или моделирование в педаго­гических исследованиях). Четвертый — технологическая ме­тодология — составляют методика и техника исследова­ния, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое зна­ние носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии имеют определенное соподчи­нение, образуя сложную систему. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действи­тельности.

Наши рекомендации