III. Проблемное поле пресс-конференции
- Реальные права учащихся городских и сельских школ.
- Многоступенчатая система высшего образования.
- Репетиторство как механизм подготовки к поступлению в вуз.
- Платное образование де-факто и де юре.
- Свободный диплом и обязательное распределение.
- Возможности получения образования и стажировки за рубежом.
IV. Старт пресс-конференции(возможный вариант)
Известный российский ученый-педагог А. Бим-Бад считает, что «нашей стране жизненно необходима школа, в которой бы преподавалась наука и искусство побеждать в жизни, не нанося при этом урона себе, другим, природе, человеку».
Какой должна быть школа, способная научить человека побеждать в жизни, не нанося ущерба другим?
Заложена ли в Законе об образовании Республики Беларусь такая идея?
В каких позициях Закона она прописана?
V. Рефлексия пресс-конференции
- Что во время пресс-конференции удалось решить? Благодаря кому (чему)?
- Что не получилось? Почему? Из-за кого?
- Кому можно присудить номинацию «Самый продуктивный вопрос»?
- Кому можно присудить номинацию «Самый прогностический ответ»?
Литература к занятию
1. Бордовская, К В. Педагогика: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан.-СПб., 2006.
2. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений по непедагогическим специальностям / Г. В. Бороздина. - Минск, 2009.
3. Ерофеева, М. А. Общие основы педагогики: конспект лекций / М. А. Ерофеева. -М.: Высшее образование, 2006.
4. Островский, Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие /Э. В. Островский, Л. И. Чернышев; под ред. Э. В. Островского. - М., 2007.
5. Закон Респ. Беларусь,19 ноября 1993 г. № 2570-XII. "О правах ребенка" в ред. Закон Респ. Беларусь от 25. 11. 2000 г. № 440-З //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, -2000 .- № 103, 2/215
6. О высшем образовании : Закон Респ. Беларусь, 16 июля 2008 г. № 413-З: в ред. от 6 06. 2009 г. № 37-З// Нац. реестр правовых актов Рес. Беларусь, -2009 .- № 171, 2/1589
7. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. N 243-З // Нац. реестр правовых актов Рес. Беларусь,- 2011.- N 2/1795
8. Конституция Республики Беларусь 1994 (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах
24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск : Амалфея, 2005.
9. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. 9 июля 1999 г. № 278-З. // Нац. реестр правовых актов Рес. Беларусь, -2007- № 305, 2/1398
Тема3. Развитие, воспитание и социализация личности
Задачи:
- стимулировать интерес студентов к проблеме и сформировать ценностное отношение к воспитанию как специально организуемой деятельности родителей, педагогов, общества и государства;
- включить в обсуждение состояния, противоречий и тенденций развития системы воспитания Республики Беларусь.
- стимулировать познание сущности социализации как процесс адаптации личности к культурным стереотипам социума, как критерия эффективности образования.
Ход занятия
I. Дискуссионное обсуждение проблемы
1. Воспитание как человеческий способ бытия, как специально организованная деятельность.
2. Отношения как содержание воспитания.
3. Отличие воспитания от других педагогических процессов, организуемых педагогом.
4. Модели и типы воспитания. Характеристика антропологически ориентированных воспитательных систем.
5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Ее ценности и приоритеты.
6. Социальное пространство воспитательного процесса. В чем его сущность?
7. Охарактеризуйте признаки и функции семьи как института социализации личности.
8. Поликультурне воспитание и этнонациональная специфика воспитания. Возможна ли их гармония?
9. Дайте характеристику основных типов потенциальных жертв социализации.
II. Практическая работа
Задание 1. Какие из данных ниже особенностей характеризуют человека как личность, а какие — как индивид?
Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, воспитанность, низкая адаптация к темноте, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, внимательность, подвижность.
Задание 2. Какие из приведенных свойств человека обусловлены, главным образом, социальными факторами, а какие биологическими?
Авторитет, речь, темперамент, мировоззрение, инстинкты, воля, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, тип нервной системы, способности, характер, зрительные свойства, механическая память, логическая память, эмоции, мышление, внимание, ум, язык, музыкальный слух, творческое отношение к делу, равнодушие, агрессивность, гуманность.
Задание 3. Определить, в каком отношении находятся следующие пары понятий, и изобразить отношения между ними круговыми схемами:
индивид— индивидуальность; человек —индивид; человек — индивидуальность; личность -—индивид; общество— личность; коллектив —/личность; идеалы — личность; способности — личность,
Задание 4. По мнению ученых, личность формируется и раскрывается в процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой, в процессе деятельности и общения. Вместе с тем утверждается, что каждая личность представляет собой неповторимое сочетание антропологических (наследственных), психических и социальных черт, находящихся в неразрывной связи с конкретной ситуацией жизни данного индивида.
Можно ли говорить в этом случае о типологии личностей, в которой человек рассматривается как представитель одной из этих групп? Дайте обоснование своего суждения.
Задание 5. Однажды ученик шестого класса Ваня Белов на глазах всей улицы прошел по карнизу третьего этажа и, появившись в окне класса,сказал: «Разрешите войти?»
В другой разои объявил голодовку... Ему показалось, что учительница несправедливо поставила двойку одному из учеников. Он требовал ее исправления.
В третий разон запер «математичку» в учительской перед контрольной, чтобы спасти своего друга, который был слаб по математике. Свой поступок он объяснил проявлением чувства коллективизма (Алексин А. Сигнальщики и горнисты. Подросток: Повести. — М., 1987),
1. Какие возрастные особенности подростков проявились в поступкахВаниБелова?
2. Назовите возможные причины ложно понятых им понятий коллективизма, героизма, смелости и других качеств.
3. Являются ли подобные негативные поступки характерной чертой для подростков?
4. Как бы вы поступили в подобных ситуациях, реагируя на действия ученика?
Задание 6. По мнению психологов, самосознание катастрофически отстает от сознания. Даже двенадцатилетний подросток, если сердится, объясняет это тем, что кто-то его рассердил, если совершил плохой поступок, то в •этом опять-таки виноват кто-то, но не он сам. И только в четырнадцать—шестнадцать лет юноша или девушка начинают по-настоящему глубоко размышлять о себе, о своих поступках, растет их самоконтроль.
1. Как учитель может использовать эти выводы психологов в своей практической работе?
2. Всегда ли и всякий ли взрослый, сложившийся человек умеет строго спрашивать с самого себя и в мелочах, и в главном? Образуется ли это умение автоматически, с возрастом? Приведите примеры.
Задание 7. Человек должен научиться сознательно и целенаправленно изменять всю иерархию форм своей активности: общение, поведение, деятельность, переживания. Это можно осуществлять последовательно, начиная с чувств и эмоций. Возможны и другие пути. Например, можно начинать совершенствование способности управлять собой с того, что лучше получается, к чему есть устойчивый интерес.
Задание 8. Классифицируйте свойства человека по обусловленности их развития биологическими или социальными факторами и заполните схему.
Задатки, целеустремленность, равнодушие, темперамент, гуманность, тип нервной деятельности, терпимость, ответственность, цвет глаз, способности, характер, гениальность, речь, мышление, воля, авторитет, убеждения.
Задание 9. Как называются концепции, лежащие в основе приведенных высказываний. Впишите их названия.
- «Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается агрессивность, алчность, жестокость» ………………………………………………………………………..
- «Человек – это «чистая доска», на которой педагоги и социальное окружение пишут свои письмена» ………………………………..
- «Человек – это биосоциальное существо. Можно долго спорить, что больше всего сказывается на развитии человека, наследственность или среда, но не надо путать факторы и движущие силы. Движущей силой развития выступает собственная активность человека – его сознание, целеустремленность, деятельность по удовлетворению ведущих потребностей» …………………………………………………………
Задание 10. Определите, к какому факторуразвития относится эта характеристика.
1. Развитие интеллекта.
2. Развитие эмоциональной сферы.
3. Развитие устойчивости к стрессам.
4. Развитие уверенности в себе и самопринятия.
5. Развитие позитивного отношения к миру и принятия других.
6. Развитие самостоятельности и автономности.
7. Развитие мотивации, самоактуализации, самосовершенствования.
Ответ: _________________.
Задание 11. Вставьте пропущенные словосочетания:
А. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом явления: собственно ………… его анатомо-биологических структур; ………. Развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.
В. В психолого-педагогической науке сложились по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая заключается в том, что ……… рассматриваются как два ……… друг от друга процесса. Но ……… как бы надстраивается над созреванием мозга.
Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают ……….
Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: ………. Эту существенно новую идею выдвинул ………. Он обосновал тезис о ведущей роли ……. в развитии личности.
Современная педагогика стоит на точке зрения …….
Задание 12. А.Основные характеристики учебной деятельности:
a. она специально направлена на ……;
b. в ней осваиваются ……;
c. общие способы действия предваряют ……;
d. учебная деятельность ведет к изменениям ……;
e. происходят изменения …… в зависимости от результатов своих собственных действий.
БГлавным результатом учебной деятельности является …….
С. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является …….
Д. Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из элементов: 1) ……; 2) ……; 3) ……; 4) ……; 5) …….
Г. Функциональная модель учения включает …….
Задание 13. Дополните понятия:
А. Ценности воспитания – это …….
В. Воспитательная среда – это такая организация социальной среды, когда …….
С. Воспитательный процесс – …….