Сущность и основные принципы управления

системой образования

Управление. Внутришкольное управление. Государственно-общественный характер управления системой образования. Основные признаки государственного управления. Основные признаки общественного управления. Общие принципы управления педагогическими системами. Структура управляющей системы школы.

Государственно-общественный характер управления системой образования.Будущему учителю, вступающему в самостоятельную профес­сиональную деятельность, важно иметь полное, четкое представ­ление о сущности, принципах, содержании управления педаго­гическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм работы школы, понять сложный механизм ее функциони­рования, установить профессиональные деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями, учениками и родителя­ми.

В педагогической науке и практике все более усиливается стрем­ление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный ха­рактер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубеж­ных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

Под управлениемвообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектамиуправления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы обра­зования. Данная иерархия отражена в следующей схеме.

Схема 9.

Управление системой образования

 
  Сущность и основные принципы управления - student2.ru

Общеобразовательная школакак сложная динамическая социальная система выступает объектомвнутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсис­темами более общей системы - общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический про­цесс, классно-урочная система, система воспитательной работа школы, система эстетического воспитания учащихся, системе профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность исодержание внутришкольного управления.

Внутришкольное управлениепредставляет собой целенаправ­ленное, сознательное взаимодействие участников целостного пе­дагогического процесса на основе познания его объективных за­кономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процес­са складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования. Традиционная теория управления школой существенно дополняется теорией внутришкольного менеджмента (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова и др.). Теория менеджмента привлекает прежде всего своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управ­ляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внут­ришкольного управления. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дают основание для разработки самостоятельного направления — внутришкольного менеджмента.

Основные признаки государственного управления. Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, норм и методов организации учебного процесса, в вы6оре различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1992г. В соответствии с законом сфера образования в Российской Федерации
провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-
экономической, политический, международной сферах связыва­ются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы
образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти — Федераль­ным Собранием РФ на определенный промежуток времени. Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит три основных раздела: аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности, и организационный, определяющий основные мероприятия и критерий их эффективности.

Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ "Об образовании":

· гуманистический характеру образования, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине;

· единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

· общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников;

· светский характер образованияв государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

· свобода и плюрализм в образовании;

· демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Государственный характер управления образованием проявля­ется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан РФ на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социаль­ного происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование,но и в создании условий для самоопределения и са­мореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие госу­дарственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Государственные органы управления — министерства образова­ния, управления образованием в краях, областях, автономных ок­ругах в границах своей компетенции решают такие вопросы, как разработка и реализация целевых федеральных и международных программ; разработка государственных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании; го­сударственная аккредитация образовательных учреждений, расши­рение границ общественной аккредитации; аттестация педагогиче­ских кадров; формирование системы образования в стране и кон­кретном регионе, определение перечня профессий и специально­стей, по которым ведется профессиональная подготовка; финан­сирование образовательных учреждений, создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования; разработ­ка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений; прогнозирование сети образовательных учреждений; контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образования.

Для современного состояния системы управления образова­нием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. пере­дача ряда функций и полномочий от высших органов управле­ния низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем.

Основные признаки общественного управления.Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органамигосударственной власти создаются общественные органы, в которые входят предста­вители учительского и ученического коллективов, родителей и об­щественности. Их участие в управлении создает реальные пред­посылки для создания атмосферы научного поиска и положитель­ного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образовани­ем является деятельность коллективного органа управления — совета школы. Функции и содержание работы совета определяются "Временным положением о государственных общеобразова­тельных учебных заведениях в Российской Федерации".

Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Таким образом, Ус­тав одной общеобразовательной школы в своих деталях может отличаться от Устава другой школы, но общая направленность Устава задается "Временным положением о государственных об­щеобразовательных учебных заведениях". Как коллегиальный орган совет школы утверждает основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, оп­ределяет язык обучения. Совет школы может создавать времен­ные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным на­правлениям работы учебного заведения и устанавливает их пра­ва, обязанности, границы полномочий. Делегатами конференции с правом решающего голоса на собраниях своих коллективов из­бираются учащиеся II и III ступеней, учителя и другие работни­ки учебного заведения, родители (лица, их заменяющие), пред­ставители общественности.

В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения).

Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям:

ü организует выполнение решений конференций;

ü наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих инте­ресы этих учащихся;

ü устанавливает возраст учащихся при наборе в I класс, необходимость и вид ученической формы;

ü рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;

ü заслушивает отчеты о работе директора школы, его замести­телей, отдельных педагогов;

ü совместно с администрацией учебного заведения и его обще­ственными организациями создает условия для педагогического образования родителей.

Совет школы, как правило, возглавляемый одним из предста­вителей общественности или родителей, работает в тесном кон­такте с администрацией школы и общественными организация­ми. Совет доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменяющих. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствую­щих членов совета.

Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.

Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений и групп.

Диверсификация (в пер, с лат. — разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов.

Общие принципы управления педагогическими системами.Вытекающие из закономерностей управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориен­тирующих руководителя, директора, менеджера в практической деятельности. К основным принципам относятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами, системность и целостность в управлении, рациональное сочетание цен­трализации к децентрализации, единство единоначалия и колле­гиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.

Демократизация и гуманизация управления педагогическими
системами.
Ориентация внутришкольного управление предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров – проявления демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные от­четы администрации, совета школы перед общешкольным коллек­тивом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказы­вать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направле­ны на утверждение демократизации в школе.

Управление педагогическими системами имеет ту непрелож­ную особенность, что ограничиться здесь только воздействием
невозможно, необходимо сотрудничество, соуправление, само­управление. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности — конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания.

Системность и целостность в управлении.Понимание системной природы педагогического процесса соз­дает реальные предпосылки для эффективного управления им. Системный подход в управлении школой побуждает руководите­ля иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках, составляющих эту систему в целостности, что и яв­ляется ее (системы) первым признаком. Однако в управлении школой важно видеть не только ее основные части, но и те связи и отношения, которые возникают, складываются или разрушаются между этими частями. Иначе говоря, какова структура этой системы, какие компоненты выступают в качестве системо­образующих, такова и перспектива развития этих связей и отно­шений. Следовательно, наличие структуры и составляет второй признак системы. Третий компонент системы обладает своими свойствами и характеристиками, но в своем взаимодействии они образуют новое, интегративное свойство системы, несводимое к свойствам отдельных компонентов. Устойчивость интегративного свойства определяется целостностью системы. В управлении школой важно помнить и о проявлении четвертого свойства сис­темы — о ее тесной и специфической связи с внешней средой. Взаимодействие школы и среды может протекать в двух формах. В первом случае школа приспосабливается к внешней среде, пе­рестраивая свои процессы, а во втором — школа подчиняет сре­ду для достижения своих целей.

Рациональное сочетание централизации и децентрализации.История школы и педагогики лишний раз доказала, что чрезмерная централизация неизбежно ведет к усилению администрирования в управлении. Централизация в управлении сковывает инициативу руководителей нижних уровней, учителей и учащихся, они становятся просто исполнителями принимаемых без их участия и желания решений. В условиях односторонней центра­лизации происходит дублирование управленческих функций, по­теря времени, перегрузка как руководителей, так и исполнителей. В равной степени и интегрированная децентрализация управления может привести к снижению эффективности деятельности педагогической системы. Отрицание централизации в угоду децентрализации может привести к снижению роли руководителя и администрации в целом, утрате контролирующих функций управления. Опыт школ показывает, что игра в демократию и мода на децентрализацию приводят к серьезным сбоям в жизни и деятельности коллектива, приводят к недоразумениям в коллективе.

Именно сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исклю­чает дублирование и повышает координацию действий всех струк­турных подразделений системы.

Единство единоначалия и коллегиальности в управлении.Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллеги­альность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.

Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необхо­димо, прежде всего, на этапе реализации принятых решений.

Единоначалие руководителя педагогической системы не означает авторитарность и администрирование, оно основывается на
глубоком знании педагогики и психологии личности, социальной
психологии, учета индивидуальных особенностей учителей, учащихся, родителей. Единоначалие и коллегиальность в управлении – это проявление единства противоположностей. Единоначалие предполагает оперативность в выполнении реше­ний, коллегиальность отличается некоторой "медлительностью". При определении тактических действий целесообразно единоначалие, при разработке стратегических – коллегиальность.

Реализация принципа единства единоначалия и коллегиально­сти в управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов, слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональ­ная ответственность за принятые решения. Государственно-обще­ственный характер управления образованием создает реальные возможности в центре и на местах для утверждения в практике принципа единства единоначалия и коллегиальности.

Объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.Эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходи­мой информации. Объективность и полнота информации проти­вопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, опе­ративное регулирование их выполнения. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В управлении педагогической системой важна любая информация, но прежде всего управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распреде­лена по различным признакам: по времени — ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления — ана­литическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления — внутришкольная, ведомственная, вне­ведомственная; по целевому назначению — директивная, ознако­мительная, рекомендательная.

Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.

Структура управляющей системы школы. Решающая роль в любой социальной системе принадлежит индивидуальному или коллективному субъекту управления. Од­ним из основных определяющих структурных компонентов педа­гогической системы школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей или управляющей системы.

Анализ практики и специальных исследований показывает, что коллектив педагогов может эффективно осуществлять достижение целей не только при условии расширения их функций, но и при
их обоснованной дифференциации и координации.
Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.

Первый уровень — директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объедине­ний. Этот уровень определяет стратегические направления раз­вития школы.

Второй уровень — заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник ди­ректора школы по административно-хозяйственной части, а так­же органы и объединения, участвующие в самоуправлении.

Третий уровень -учителя, воспитатели, классные руководи­тели, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в сис­теме внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть от­несены и педагоги, взаимодействующие с органами обществен­ного управления и самоуправления, с учреждениями дополни­тельного образования.

Четвертый уровень – учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками. Ученик, являясь объектом взаимодейст­вия, в то же время выступает и субъектом своего развития. Из приведенной иерархической схемы взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к выше­стоящему уровню.

Основное место в управляемой системе принадлежит учени­ческому коллективу, в котором также можно выделить два уровня управления по вертикали: общешкольный коллектив и классные коллективы. По горизонтали управляемая система представ­лена ученическими общественными организациями, спортивны­ми секциями, творческими объединениями, кружками, бригадами и т.д. Управляемая система отражает единство и многообра­зие видов деятельности (учебной, исследовательской, спортивной, художественно-эстетической, общественно полезной), в которых участвуют школьники.

Таким образом, основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования. Государственный характер управления системой образования закреплен совокупностью принципов государственной политики в области образования. Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений. Общими принципами управления педагогическими системами являются демократизация и гуманизация управления, системность и целостность в управлении, рациональное сочетание цен­трализации и децентрализации и т.д. Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:менеджмент, системность, целостность, диверсификация, единоначалие, управленческая информация, уровни управления.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

1. Что такое управление, внутришкольное управление, внутришкольный менеджмент?

2. Назовите основные признаки государственного управления образованием.

3. Чем характеризуется общественное управление образованием?

4. Какие общие принципы управления педагогическими системами Вы знаете?

5. Из каких уровней состоит структура управляющей системы школы?

ЛИТЕРАТУРА

1. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики (Под.ред. Т.И. Шамовой). - М.: Педагогика, 1991.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. -М.: Логос, 2002.

3. Педагогика. Учебное пособие для институтов педагогических учебных заведений /В. А. Сластенина, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко. Е.А.Шиянов, М.: Школа-Пресс, 1997.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии (Под.ред. С.А.Смирнова). – М.: Академия, 2000.

5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2003.

6. Управление развитием школой: Пособие для руководителей образовательных учреждений. - М.: Новая школа, 1995.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Педагогика в системе наук о человеке ...............................…..... 6

2. Педагогическая деятельность……………………….........…...... 30

3. Воспитательный процесс… ………………...........................…...40

4. Теоретические и методические основы обучения...............…...59

5. Воспитание ребенка в семье……………………..................…...93

6. Межличностные отношения в педагогическом процессе…… 107

7. Сущность и основные принципы управления системой образования..........……………………………...………………..118

Учебное издание

Зайченко Валерия Николаевна – профессор, кандидат педагогических наук

Коробова Анна Эдуардовна – доцент, кандидат педагогических наук

Основы общей педагогики

Учебное пособие для студентов физкультурных вузов

3-е изд., доп.и перераб.

Наши рекомендации