Основные принципы формирования личности в бихевиоризме.
Бихевиоризм возник в начале 20 века. Основоположник – Джон Уотсон. Психология должна изучать поведение. Личность в этом случае выступает как организованная и относительно устойчивая система навыков. Человек прежде всего понимается как реагирующее, действующее и обучающееся существо, запрограммированное на определенные действия.
«Личность – сумма деят-й, открывающаяся в результате наблюдения за поведением, достаточно длительного, что бы получить надежную информацию». Уотсон.
Другими словами личность, не что иное, как конечный продукт нашей системы навыков.
Бихевиористы ставят под вопрос необходимость употребления понятия «личность». Представители теории убеждены, что человек не наследует личностных свойств: личность порождается воздействиями окружающей среды. Другими словами, человек рассматривается бихевиористами как чистый лист бумаги, на котором с помощью специально составленной программы подкреплений и наказаний за выполненный им поведенческий акт можно «нарисовать» личность с любыми свойствами.
«Я гарантирую, что выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля – врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором, карманником – вне зависимости от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков» Джон Уотсон.
В рамках бихевиоризма выявились два альтернативных варианта:
Операциональный бихевиоризм Социальный бихевиоризм.
В личности подлежат изучению только те процессы, которые можно представить через набор операций, объективно их описывающий. 1) Э. Толмена, личность формируется не по классической форме бихевиоризма «стимул - реакция», а по формуле «стимул - организм - реакция». 2) К. Халл рассматривал психикику личности человека через призму привития ему определенного набора условных рефлексов. По его мнению, к личности следует относиться как к «самоподдерживающемуся роботу». 3) По мнению Б. Скиннера, любое поведение (моторное, вербальное) личности является заученным, т. е. психическая жизнь человека обусловлена единственным всемогущим стимулом - системой подкреплений. |
Проявил интерес к когнитивным процессам в поведении человека. Так, А. Бандура отрицал прямую связь между стимулом и реакцией, включив между ними когнитивные процессы личности. Научение личности может осуществляться не только путем прямых подкреплений, непосредственно направленных наличность, как это представлено в схеме классического бихевиоризма. Источниками изучения моделей поведения других людей могу также выступать средства массовой информации, литературные герои, повседневные наблюдения на улице и др. |
Литература:
1) статья Джон Уотсона – «Психология с точки зрения бихевиоризма»
Проверочный тест - Раздел 4. Концепции и методики в педагогической психологии. Специфика работы психолога в образовательном процессе.
Что относится к психологическим показателям воспитанности?
а) широкий запас нравственных знаний, мотивы и цели;
б) понимание окружающих;
в) нравственные убеждения;
г) все выше перечисленное.
Ответ: г.
2. Методы обучения:
а) эвристический, репродуктивный, информативный, исследовательский, метод проблемного изложения;
б) исследовательский, эвристический, репродуктивный, информативный, программного обучения;
Ответ: а.
Что включает в себя 1 фаза становления совместной деятельности?
а) приобщение к деятельности, разделение действий;
б) самоорганизация, согласованная деятельность;
в) разделение действий, приобщение к деятельности, имитирование действий;
г) нет правильного ответа.
Ответ: в.
4. Основные новообразования младших школьников составляют:
а) учебно-познавательный интерес;
б) наличие рефлексии на собственном действии;
в) производственные процессы;
г) все ответы верны.
Ответ: г.
Назовите основные способы сотрудничества.
а) дискуссия;
б) решение проблемного вопроса;
в) обсуждение;
г) все ответы верны.
Ответ: г.
Что является ядром познавательно деятельности?
а) мыслительные процессы;
б) логика;
в) новый опыт;
г) исследования.
Ответ: а.
7. Знание выступает как следующая функция:
а) ориентация в проблемных ситуациях;
б) как инструмент преобразования ситуаций, ориентация в проблемных ситуациях;
в) ориентации в ситуациях, воспитательной работе;
г) нет правильного ответа.
Ответ: б.